Перейти к основному содержимому

Вестник СФИ

Свет Христов просвещает всех

История Церкви

Второе восстановление патриаршества в Русской православной церкви в 1943 г. 
Материалы круглого стола кафедры церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского института
Выпуск №33, С. 162–186
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54188
Второе восстановление патриаршества стало одним из ключевых событий в истории РПЦ XX в. Фактологическая сторона этого события сегодня достаточно изучена, однако обсуждение мотивов и движущих сил, альтернативного развития событий, а главное плодов, которые принес этот церковно-государственный проект, сохраняет актуальность. Участники круглого стола, посвященного 75-летию избрания патриарха Сергия, обсудили ряд вопросов: был ли выбор у руководства РПЦ МП осенью 1943 г., когда Сталин высказал пожелание скорейшего восстановления структуры и статуса церкви в СССР? кто более нуждался в церковном ренессансе – Сталин или Московская патриархия? Ключевая проблема, которая оказалась в центре обсуждения: что приобрели, а что потеряли стороны этого «союза»? какой ценой было восстановлено патриаршество в Русской церкви? на какие компромиссы вынуждены были пойти советское правительство и руководство РПЦ МП, а вслед за ним епископат и клир? Участники круглого стола пришли к выводу, что за внешним благополучием, которое обретала церковная структура после 1943 г., было потеряно единство внутри церковного народа и, как следствие, возникли отчужденность и недоверие между епископатом, клиром и мирянами. Церковь перешла к совершенно другой экклезиологической модели, заложившей основания системного кризиса.
Ключевые слова: второе восстановление патриаршества, «новый курс» религиозной политики Сталина, патриарх Сергий, Совет по делам РПЦ, Архиерейский собор 8 сентября 1943 г., Декларация 1927 г., проект всеправославного единства.
Человек в светской и церковной исторической науке: Семинар кафедры церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института
Выпуск №17, С. 120-141
Участниками семинара с разных сторон рассматривается проблема человека в светской и церковной истории. Ю. В. Балакшина сосредоточилась на вопросе новых подходов к роли личности в истории в эпоху крушения «больших нарративов». Г. Б. Гутнер рассматривает хайдеггеровскую концепцию соотношения истории и человека. В. В. Черкасов обращается к философскому осмыслению человека и истории в работах Карла Ясперса. Итоговое выступление проф.-свящ. Георгия Кочеткова открывает новые богословские подходы к данной проблеме. В центре внимания участников оказывается вопрос о стратегиях личностного «самостояния» и практиках, «с помощью которых люди превращают себя в личности», несмотря на давление тоталитарных государств XX века.
Ключевые слова: история, метаистория, человек, личность.
Татьяна Носова, кандидат исторических наук, доцент, СГУ им. Питирима Сорокина (Россия, Сыктывкар)
Опыт деятельности православных братств Вологодской епархии в конце XIX – начале XX века
Выпуск №21, С. 101-135
В статье анализируется деятельность православных братств Вологодской епархии в конце XIX — начале XX в. Автор предлагает классификацию православных братств, описывает епархиальные и приходские братства и братство при духовном училище, дает информацию об их составе, органах самоуправления, финансовых средствах. Выделяются четыре основных направления их деятельности: религиозно-просветительская, миссионерская, благотворительная и церковно-устроительная. При этом отмечается сильная зависимость от государства, недостаточность свободы и одновременно вклад в изучение старообрядчества, развитие православной культуры, просвещения и благотворительности на территории епархии. 
Ключевые слова: православные братства, Вологодская епархия, приходские братства, епархиальные братства, религиозные организации, миссионерская деятельность, церковная благотворительность. 
Мария Максимова
История еврейской молитвы против христиан «проклятие миним»
Выпуск №18, С. 65-77
Статья посвящена анализу научной дискуссии о времени появления молит- вы проклятие миним и её направленности против евреев-христиан. Предание о том, что проклятие миним появилось в конце I в. и было направлено против иудео-христиан, основано на записи Талмуда V в. и свидетельстве двух отцов Церкви IV–V вв. К кому относился термин миним во II–III вв.? Кроме св. Епифания Кипрского и блж. Иеронима, живших в Палестине среди евреев в конце IV — начале V в., никто из христианских писателей не упоминает такую молитву ни ранее, ни позже в течение нескольких столетий. Возможно, только в Византийский период в Палестине благословение против миним стало направлено явно против евреев-христиан, называемых назореями.
Ключевые слова: миним, назореи, молитва против христиан, иудео-христианские отношения, ранняя церковь, раввины, синагога.
Александр Буров, старший научный сотрудник, Государственный музей истории религии (Россия, Санкт- Петербург)
«Тайные друзья Бога»: некоторые заметки о международном и экуменическом аспектах деятельности братств в дореволюционной России
Выпуск №21, С. 57-66
У Русского студенческого христианского движения (РСХД) был интересный дореволюционный период, когда, например, возникли контакты движения с С. Н. Булгаковым. Руководство РСХД активно старалось привлечь к сотрудничеству православных студентов, а также профессоров и священников, уде- ляя особое внимание тем из них, кто был наиболее популярен у студентов. Тех, кто готов был сотрудничать с движением, его глава барон Павел Николаи называл «тайные друзья Бога».
Ключевые слова: Русское студенческое христианское движение, христи- анство, русское религиозное возрождение, экуменизм, братства, тайные друзья Бога, Павел Николаи, Джон Мотт.
Александр Галкин, кандидат биологических наук, независимый исследователь (Санкт-Петербург)
К 40-летию со дня кончины митрополита Никодима (Ротова). Отпевание А. А. Ахматовой в контексте церковной жизни Ленинграда 1960-х годов
Выпуск №27, С. 151-167
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.18483
Отпевание А.А. Ахматовой было организовано ее сыном Л.Н. Гумилевым при участии прот. Василия Бутыло. Первоначально предполагалось, что оно состоится в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда. В результате визита Л.Н. Гумилева и о. Василия к викарному епископу Тихвинскому Филарету (Вахромееву) для отпевания был назначен кафедральный Николо-Богоявленский собор. Служил сам настоятель собора прот. Александр Медведский, единственный клирик города, награжденный Патриаршим крестом, с диак. Петром Колосовым. Уполномоченный Совета по делам религий по Ленинграду и области Г. С. Жаринов запретил совершать отпевание с участием нескольких священников, с большим хором и зажженными люстрами. Последние два запрета были нарушены. В статье обсуждается причастность митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова) к устроению достойных проводов А. А. Ахматовой.
Ключевые слова: А.А. Ахматова, Л.Н. Гумилев, Ленинград, Николо- Богоявленский кафедральный собор, епископ Филарет (Вахромеев), митрополит Никодим (Ротов).
Александр Копировский, кандидат педагогических наук, доцент, профессор СФИ (Москва)
Анна Лепёхина
К ı20-летию со дня рождения и 40-летию со дня кончины архимандрита Тавриона (Батозского). Архимандрит Таврион (Батозский): к проблеме канонизации
Выпуск №27, С. 134-150
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.18482
Архимандрит Таврион (Батозский) (1898–1978) – монах и священник Русской православной церкви, годы служения которого пришлись на времена гонений на церковь в СССР. Свидетельства святости его жизни проявились прежде всего в традиционных формах его служения: литургического, проповеднического, пастырского. В то же время его жизнь и служение имели целый ряд особенностей, характерных для исповедания веры и созидания церковной жизни в советский период. Цель настоящей статьи – выделить уникальные стороны служения архим. Тавриона, позволяющие говорить о его святости в контексте «нового мученичества и исповедничества» XX века.В качестве материалов исследования использовались публикации и расшифровки проповедей архим. Тавриона; его личные воспоминания, письма из ссылок духовным чадам; воспоминания и свидетельства его духовных чад, а также архивные материалы (следственные дела и др.).
Ключевые слова: архим. Таврион (Батозский), новые мученики и исповедники ХХ в., канонизация, критерии канонизации, святость.
Александр Копировский, кандидат педагогических наук, профессор СФИ (Россия, Москва)
Дореволюционные трезвеннические общества и братства в России. Три парадокса
Выпуск №21, С. 67-75
В статье описывается, как в России начали появляться общества, которые ставили своей целью избавление своих членов от алкогольной зависимости, и анализируются причины этого явления, особенности таких обществ в отличие от объединений, именовавших себя братствами. В то время существовали как небольшие братства, где преобладала личная поддержка друг друга, так и многотысячные объединения с разнообразной социальной деятельностью. Автор обращает внимание на парадоксы, связанные с рождением трезвеннических обществ, с изменением их статуса, а также с последствиями их функционирования как церковно-государственных учреждений в контексте государственной антиалкогольной политики.
Ключевые слова: общества трезвости, братства трезвости, откупная система, церковный приход. 
Александр Кравецкий, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН им. В. В. Виноградова (Москва)
Обращение к старообрядческому опыту в дискуссии о церковных реформах богослужения на рубеже XIXXX веков
Выпуск №27, С. 52-64
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17719
В статье рассматриваются предпринимаемые в XIXXX вв. попытки обращения Русской церкви к опыту старообрядчества, в первую очередь, в вопросах, связанных с богослужением и исправлением богослужебных книг. Рассмотрены программа архаизации языка Н.И. Ильминского, архаизации церковного календаря М.Н. Никольского, порядок причисления к лику святых, введение новых служб и ряд других нововведений, ориентированных на опыт старообрядцев. Показано, что та часть русского общества, которая приняла реформы патриарха Никона, видела в старообрядцах хранителей древней традиции и обращалась к их опыту при решении конкретных вопросов церковной жизни.
Ключевые слова: история Русской церкви, старообрядчество, церковные реформы, богослужение, церковное пение, церковнославянский язык, патриаршество, канонизация.
Александр Лавров, доктор исторических наук, профессор Университета Париж-Сорбонна (Париж)
К истории текста «Книги бесед» протопопа Аввакума
Выпуск №27, С. 11-20
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17707
Статья посвящена одному из прижизненных сборников сочинений протопопа Аввакума, составленному самим автором – «Книге бесед». В отсутствие научного издания всего текста памятника многие вопросы – в том числе датировка отдельных бесед и всего сборника в целом – остаются открытыми. Привлечение нового списка первой беседы, сохранившегося в рукописи из собрания Е.В. Барсова (РГБ), позволяет выявить фрагменты текста, остающиеся до сих пор неопубликованными, которые дают возможность по-новому взглянуть на некоторые эпизоды преследований первых старообрядцев.
Ключевые слова: «Книга бесед», старообрядчество, протопоп Аввакум, древнерусская литература, старообрядческие мартирологи.
Алексей Беглов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН; доцент НИЯУ МИФИ
От попыток обуздать «приходскую революцию» – к мобилизации прихожан. Приходский вопрос в Российской православной церкви в 1917–1918 годы
Выпуск №25, С. 11–27
Статья посвящена рассмотрению вопроса о том, как и почему изменялосьотношение церковного руководства к проблеме прав и обязанностей прихожан в период между весной 1917 г. и летом 1918 г. Автор показывает, что «приходская революция» весны — лета 1917 г., в ходе которой прихожане взяли в свои руки управление храмовым и приходским имуществом и назначение членов причта, первоначально воспринималась как разрушительный процесс. Церковные власти стремились ограничить ее последствия. Однаков условиях начавшихся на рубеже 1917–1918 гг. преследований духовенства и верующих со стороны советской власти именно миряне и их объединения стали восприниматься как сила, способная защитить церковь. В результате к лету 1918 г. произошла легализация «приходской революции» и ее последствий. Большевистское руководство невольно способствовало этому, поскольку декрет «Об отделении церкви от государства…» оставлял местодля легальной деятельности низовых религиозных структур. Значимыми вехами в адаптации церковного сознания к новой реальности стали постановление патриарха и Синода от 28 февраля 1918 г. и дискуссия на Соборе 1917–1918 гг. о приходском имуществе, состоявшаяся в апреле 1918 г. Все эти события создали условия для бурного приходского возрождения 1920-х гг., частью которого был и расцвет братств, приходских союзов и других подоб-ных организаций.
Ключевые слова: революция 1917 г., Российская православная церковь, православный приход, «приходская революция», Собор 1917–1918 гг., декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», объединения мирян.
Анатолий Кашеваров, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (Санкт-Петербург)
1917 год в судьбе Петроградской синодальной типографии
Выпуск №29, С. 80–93
DOI: 10.25803/SFI.2019.29.25884
Статья посвящена изучению положения, сложившего в Петроградской̆ синодальной̆ типографии после Февральской революции 1917 года. Для защиты прав рабочих при типографии образовался комитет старост, который вместо отведенных ему по сути функций профсоюзной̆ организации без уведомления и согласия администрации стал устанавливать свой контроль над производством и финансами. С этого начались дезорганизация производственного процесса и расстройство финансово-экономической̆ части. По распоряжению министра исповеданий А.В. Карташева от 4 августа 1917 года, была образована Комиссия по делам типографии, которая предложила меры к устранению катастрофического положения дел в синодальной̆ типографии. Однако эти меры могли быть осуществлены лишь при изменении обще- политической̆ обстановки в стране.
Ключевые слова: Поместный собор, Святейший синод, синодальная типография, издательская деятельность, Комиссия по делам типографии, Комитет старост, дезорганизация производства
Андрей Кострюков, доктор исторических наук, кандидат богословия, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ, ПСТГУ

Начало «духовной весны» или восхождение на Голгофу? (проблемы 1917 года на страницах периодической печати военно-духовного ведомства)

Выпуск №25, С. 28–42
Статья посвящена проблемам церковной жизни 1917 г., освещенным настраницах журналов военно-духовного ведомства. Военные священники являлись наиболее образованной и прогрессивной частью русского духовенства, а потому их мнение заслуживает особого внимания. Вместе с тем глава военного духовенства протопр. Георгий Шавельский предоставлял возможность высказываться на актуальные темы и другим авторам, среди которых были такие яркие личности, как еп. Андрей (Ухтомский), будущие сщмчч. Николай Добронравов и Иоанн Артоболевский, философ В. В. Зеньковский и др. Авторы анализировали причины упадка церковного влияния на народ, предлагали пути преодоления возникших проблем. Особое внимание уделялось Московскому собору и вопросу восстановления патриаршества.
Ключевые слова: Православная российская церковь, Святейший синод, Московский собор 1917–1918 гг., Временное правительство, военное духовенство, патриаршество.
Анна Сафронова
Просветительская деятельность «Христианского содружества учащейся молодежи» в Санкт-Петербурге (1903–1916 годы)
Выпуск №17, С. 25-40
Христианское содружество учащейся молодежи — уникальное явление в жизни православной церкви начала XX в. В статье рассмотрены предпосылки возникновения Содружества, его цели и задачи, состав, а также устройство внутренней жизни и деятельности. Особое внимание уделено направлениям помощи молодежи в воплощении своего христианского призвания через обретение христианского мировоззрения, духовное общение и практическое воцерковление жизни. Анализ жизни и деятельности Содружества позволил сделать вывод об уникальности найденных здесь путей целостного христианского просвещения учащейся молодежи.
Ключевые слова: христианское содружество учащейся молодежи, просвещение, христианское мировоззрение, учащаяся молодежь, Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, прот. Павел Лахостский, воцерковление молодежи.
Борис Сажин, кандидат исторических наук, преподаватель истории в НЧУ ОО СОШ «Карьера» (Москва)
Религиозные преследования старообрядцев как фактор внутренней колонизации России в представлениях народников
Выпуск №27, С. 21-33
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17714
В статье рассматриваются взгляды реформаторских народников по вопросу о религиозных гонениях на старообрядцев как факторе, способствовавшем колонизации окраинных территорий Российского государства с конца XVII по первую половину XVIII вв. Автор приходит к заключению, что колонизационная составляющая в истории староверия рассматривалась народниками в контексте общей проблемы социального прогресса в стране. Освоение старообрядцами новых территорий осмысливалось народниками как распространение в России народных форм жизнедеятельности, отрицающих государственную централизацию и носящих небуржуазный характер.
Ключевые слова: народничество, старообрядчество, религиозные гонения, колонизация, И. И. Каблиц, Я. В. Абрамов.
Валерия Алленова, кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей отечественной истории, историографии и документоведения Воронежского государственного университета (Воронеж)
Воронежская община протоиерея Митрофана Бучнева
Выпуск №27, С. 80-104
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17722
В статье впервые воссоздается история и состав женской религиозной общины, созданной до революции в с. Красная Долина Задонского уезда Воронежской губернии свящ. Митрофаном Федоровичем Бучневым, имя которого включено в базу данных «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке». После вынесения Бучневу обвинительного (условного) приговора в 1920 году и его переезда в г. Воронеж часть членов общины последовала за ним, и вскоре это объединение стало центром притяжения для верующих воронежцев из различных социальных слоев. По документальным источникам прослеживается судьба членов общины и самого священника.
Ключевые слова: Воронеж, прот. Митрофан Бучнев, блаженная Феоктиста, община, чернички, репрессии против духовенства, концлагерь.
Василий Трофименко, кандидат исторических наук, доцент, САФУ (Россия, Архангельск)
Малые православные братства в Архангельской губернии в конце 1890-х — середине 1910-х годов как пример социального служения церкви
Выпуск №21, С. 76-84
Статья посвящена одному из малоизученных эпизодов истории Архангельской и Холмогорской епархии — деятельности церковно-приходских право- славных братств, существовавших на рубеже XIX–XX вв. Приходские братства были формой реакции части православного духовенства и наиболее преданных Церкви мирян на вызовы эпохи догоняющей модернизации. Расслоение общества, ускоренная урбанизация преимущественно сельскохозяйственно-промыслового Севера, пропаганда радикальных политических партий, социальные болезни, такие как алкоголизм, падение нравов, — все это вызывало у лучших «детей Церкви» желание помочь своим ближним не только морально (путем молитвы и увещевания), но и материально. Так началась новая для Русского Севера практика — создание и деятельность церковно-приходских братств и братств трезвости. Эти организации возникали как в губернском Архангельске, так и в уездных городах (Холмогоры), крупных селах, таких как Усть-Цильма, Ижма, Кехта и других. 
Ключевые слова: приходские братства, православие на Русском Севере. 
Галина Ложкова, бакалавр теологии, заместитель заведующего богословского колледжа СФИ (Москва)

Об основаниях христианского единства. К 10-летию со дня кончины протопресвитера Виталия Борового

Выпуск №26, С. 158-171
В статье рассматриваются богословские взгляды на проблему христианского единства протопресвитера Виталия Борового, многолетнего представителя Русской православной церкви во Всемирном Совете Церквей, наблюдателя от РПЦ на II Ватиканском соборе. Статья подготовлена на основе как опубликованных текстов протопр. Виталия, так и рукописей его докладов, которые были прочитаны на богословских конференциях в 1980–1990-е гг. Позицию о. Виталия в вопросах христианского единства характеризуют: опора на русскую религиозно-философскую мысль XIX — начала XX вв., стремление к обновлению свидетельства, творческому хранению преемства церковного Предания, конструктивному межхристианскому диалогу, практические усилия по восстановлению единства.
Ключевые слова: межхристианский диалог, единство, свидетельство, служение, конфессия, исповедание, Предание Церкви.
Дарья Макеева
Деятельность митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) по установлению диалога РПЦ МП с инославными церквами
Выпуск №13,
Статья посвящена деятельности митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) — епископа советской формации, самого влиятельного церковного деятеля своего времени. Он вступил в должность председателя Отдела внешних церковных сношений в июле 1960 г. Это был один из самых тяжелых периодов в истории Русской православной церкви (Московского Патриархата) — время антирелигиозной кампании, целью которой была полная ликвидация церкви и всех церковных институтов. Несмотря на жесткий контроль со стороны советского государства, митр. Никодиму удалось наладить и развить отношения с Римско-католической церковью и со многими протестантскими церквами, способствовать укреплению позиции Русской православной церкви в СССР.
Ключевые слова: диалог с инославными, контроль советского государства, внешние связи, Римско-католическая церковь, протестантские церкви.
Евгения Парфенова, бакалавр теологии, СФИ (Россия, Москва)

Духовное наследие и служение протоиерея Николая Буткина

Выпуск №22, С. 59-84
В статье на основании опубликованных источников и архивных материалов исследуются деятельность и духовное наследие непрославленного уральского новомученика прот. Николая Буткина, связанные с такими вопросами возрождения церковной жизни, как восстановление священнического служения как исповедничества; преодоление разъединенности пастырей и мирян и устроение церковной жизни на братских началах; предоставление церкви внутренней свободы в отношениях с государством; преодоление разделенности церкви и общества. В публикации реконструируются основные этапы жизни и служения прот. Николая Буткина и дается краткий обзор его текстов, опубликованных в церковной печати, а также недавно обнаруженных в архивах.
Ключевые слова: протоиерей Николай Буткин, Шадринск, Спасо-Преображенский собор, Симеоновское братство, братства, роман «Виноградари», возрождение церковной жизни, история православия на Урале, история Русской православной церкви в ХХ веке.
Екатерина Пащенко, независимый исследователь (Москва)
Церковно-государственные отношения в Византийской империи по исторической хронике «Продолжатель Феофана» (IX–X века)
Выпуск №33, С. 118–143
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54186
В статье на материале исторической хроники «Продолжатель Феофана» (IX–X вв.) рассматриваются церковно-государственные отношения во второй период иконоборчества и в начале правления Македонской династии. В это время государственная власть дважды меняла свою позицию в вопросе почитания икон, поддерживая сначала иконоборцев, потом иконопочитателей.
Идеальная модель церковно-государственных отношений, на которую ориентируется «Продолжатель Феофана», в целом совпадает с симфоническими отношениями церкви и государства, описанными в «Исагоге». В реальности правители стремились в целях сохранения единства империи диктовать свою волю в вопросах вероисповедания, грубо вмешиваясь во внутреннюю жизнь церкви. Принципиальной разницы в методах, которые 
государство применяло по отношению к церкви в периоды иконоборчества и иконопочитания, в источнике нет. Более того, гонения на инаковерующих в период иконопочитания, согласно «Продолжателю Феофана», были более жестокими и массовыми, чем во время иконоборчества. 
Выявленные в работе трудности во взаимоотношениях государственной и церковной властей привели к тому, что в начале правления Македонской династии произошло не установление симфонических отношений между православными императором и патриархом, а усиление царской власти и ослабление власти патриарха.
Ключевые слова: Византия, церковно-государственные отношения, симфония, иконоборчество, «Продолжатель Феофана», Лев V, патриарх Фотий, императрица Феодора, Василий I, Константин Багрянородный, Македонская династия.
Елена Прокудина
 Людмила Комиссарова, заведующий Богословским колледжем СФИ (Россия, Москва)
Острожское Кирилло-Мефодиевское братство А. Д. Блудовой как пример православного братства в России второй половины ХIХ века
Выпуск №21, С. 87-100
Статья посвящена деятельности Острожского Кирилло-Мефодиевского братства, основанного графиней А. Д. Блудовой в 1865 г. и просуществовавшего до его ликвидации советской властью в 1933 г. Острожское братство, с одной стороны, типичное православное братство 60-х гг. ХIХ в., занимавшееся широкой просветительской, благотворительной и церковно-устроительной деятельностью, а с другой — пример содружества людей, объединенных православной верой и совершающих настоящий подвиг служения русской православной церкви.
Ключевые слова: церковное православное братство, Острожское Кирилло-Мефодиевское братство, графиня А. Д. Блудова, женское училище графа Блудова.
Ирина Гордеева, кандидат исторических наук доцент, РГГУ (Россия, Москва)
Идеи Н. Н. Неплюева в контексте истории неославянофильства второй половины XIX – начала XX века
Выпуск №21, С. 35-53
Статья посвящена проекту Трудового братства Н. Н. Неплюева (1851–1908) в контексте истории неославянофильства второй половины XIX — начала XX в. Общественный идеал Николая Николаевича Неплюева имел христианско-социалистический характер и был направлен на решение острых социально-экономических и религиозно-этических проблем своего времени. Его реализация предполагала коренную реорганизацию существующего строя как в экономическом, так и в духовном отношении. Путь к своему идеалу Н. Н. Неплюев называл «мирным прогрессом» или «мирным переворотом», что можно рассматривать в качестве аналога идеи мирной, ненасильствен- ной революции «толстовцев» начала XX в.  
Ключевые слова: неославянофильство, коммунитарное движение, мирная революция, Н. Н. Неплюев (1851–1908), Воздвиженское (Крестовоздвиженское) трудовое братство, христианский социализм.
Константин Обозный, кандидат исторических наук
К вопросу о церковном управлении православными приходами на Псковщине в годы немецкой оккупации и в период «нового курса»
Выпуск №17, С. 43-78
В статье предпринята попытка провести сравнительный анализ принципов и практических особенностей церковного управления в Псковской епархии в период немецкой оккупации (1941–1944 гг.) и в первые послевоенные годы (1944–1949 гг.). Общие черты — отсутствие правящего архиерея и четко отлаженной работы епархиального управления, численный недостаток приходского духовенства, высокий уровень церковной активности членов приходов из числа мирян, вмешательство светских властей во внутрицерковные вопросы. Немецкие оккупационные власти вмешивались в церковные дела исходя из прагматики военной кампании с СССР, а советские власти активно влияли на развитие церковной жизни епархии, руководствуясь задачами по концептуальному изменению православной церкви в Советской России.
Ключевые слова: церковное управление, церковный совет, настоятель прихода, правящий архиерей, Псковская миссия, уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви, «новый курс».
Константин Обозный, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ (Россия, Москва)
Эржепольское Свято-Покровское православное братство в Полоцко-Витебской епархии в начале XX века
Выпуск №21, С. 136-150
В статье рассказывается о приходском братстве в местечке Эржеполь Полоцко-Витебской епархии, которое создал настоятель местного православного прихода священник Кирилл Зайц. В 1860-е гг. большинство его прихожан перешло из католичества в православие без должной подготовки и научения в вере. Это породило феномен формального отношения к церковной жизни и массового возвращения местных крестьян в римо-католическое вероисповедание. Для исправления кризисной ситуации в 1900 г. настоятель создал церковную школу для девочек, а вслед за этим, по благословению архиерея, в 1903 г. учредил приходское Эржепольское братство, главной задачей которого стала поддержка церковно-приходской школы и ее учеников. Братство с самого начала развернуло образовательную, просветительскую и благотворительную деятельность. Не ограничиваясь конфессиональными границами, оно оказывало помощь всем местным жителям. После отъезда о. Кирилла в Витебск в 1911 г. в связи с его назначением епархиальным миссионером братство постепенно угасло.
Ключевые слова: Эржепольское православное братство, Полоцко-Витебская епархия, женская церковно-приходская школа, священник Кирилл Зайц, пропаганда католицизма.
Константин Обозный, кандидат исторических наук
Точка бифуркации: православная церковь в советской России на историческом переломе 1940-х гг. (на примере северо-западных областей)
Выпуск №5, С. 9–35
В статье ставится задача демифологизации «нового курса» сталинской церковной политики в 1943–1949 гг. Используя естественнонаучные концепции синергетики, автор на основе архивных документов и опубликованных источников пытается проанализировать переломный момент в истории православной церкви в СССР. Точкой бифуркации, т. е. событием кардинально изменившим дальнейший ход исторического развития РПЦ МП, стал собор епископов 8 сентября 1943 года и второе восстановление патриаршества. С этого момента начинается не только внешнее церковное возрождение, но и активное использование церкви во внутри- и внешнеполитических замыслах Сталина и советского руководства.
Людмила Комиссарова, заведующий Богословским колледжем СФИ (Москва)
Светлана Яшина

Письмо благочинным Совета объединенных приходов Москвы

Выпуск №25, С. 91–98
Публикуемый документ – «Письмо благочинным» Совета объединенных приходов г. Москвы – впервые вводится в научный оборот и дает новую информацию о деятельности Совета, в частности, о желании расширить его деятельность на благочиния Московской губернии. Совет объединенных приходов города Москвы, созданный 30 января 1918 г., стал новой формой руководства приходской жизнью, основанной на соборном начале. Совет объединял в своем составе представителей клира и мирян московской епархии, избранных на приходских собраниях и собраниях благочиний, инаправлял свою деятельность на защиту церкви от посягательства власти большевиков и на организацию церковной жизни в сложившейся тяжелой ситуации. Документ хранится в одном из следственных дел Московского губернского суда за 1919–1929 гг. и содержит пометы следователя.
Ключевые слова: Совет объединенных приходов, А. Д. Самарин, церковь, государство, управление, приходской союз, церковная жизнь Москвы, церковная жизнь Московской губернии, 1918.
Марина Чиликина
Борис Талантов и братство вятских христиан как опыт церковного сопротивления «хрущевским» гонениям на РПЦ
Выпуск №19, С. 121-149
В статье рассматривается церковная деятельность Бориса Владимировича Талантова, мирянина из города Кирова (Вятки), которую он осуществлял с 1954 по 1971 г. Борис Владимирович был организатором и вдохновителем братства вятских христиан, существовавшего на территории Кировской епархии. Согласно «Уставу братства» его деятельность носила апологетический, просветительский, благотворительный характер и была направлена на объединение верующих в борьбе за их законные права, содействие защите храмов от закрытия. Б.В. Талантов возглавлял петиционную кампанию, писал письма в адрес Н.С. Хрущева, патриарха Алексия I, в различные издания газет и журналов, выступал с резкой критикой позиции Московской патриархии в разгар «хрущевских» гонений на церковь, разработал проект церковных реформ. 
Ключевые слова: Русская православная церковь, церковное сопротив- ление, Борис Владимирович Талантов, братство вятских христиан, защита храмов от закрытия, защита прав верующих, проект церковной реформы. 
Михаил Шкаровский, доктор исторических наук, главный архивист ЦГА СПб

Подвиг мученичества и исповедничества Александро-Невского братства
(по архивным документам 1930-х годов)

Выпуск №25, С. 43–75
Одним из самых значительных братств в истории Русской православной церкви было существовавшее в 1918–1932 гг. в Петербурге (Ленинграде) Александро-Невское братство. Оно было создано при Александро-Невской лавре ивключало как насельников обители, так и наиболее активную и преданную церкви часть мирян «северной столицы». В годы антирелигиозных гонений братство представляло собой духовный стержень жизни епархии. Деятельность его членов была очень разнообразна: богослужебная, духовно-просветительная, благотворительная, научно-богословская, образовательная и др. История братства завершилась в 1932 г. его разгромом ОГПУ. При этом в ходе следствия и последующего заключения большая часть братчиков проявила мужество и стойкость. След, оставленный Александро-Невским братством в истории Русской церкви, был заметным для всего ХХ в., ни из одной другой общественной церковной организации не вышло такое большое количество архиереев, несколько его членов прославлены в лике святых.
Ключевые слова: Русская православная церковь, Александро-Невское братство, антицерковные репрессии, мученичество, исповедничество.
Нивьер Антуан, доктор филологических наук, профессор Университета Лотарингии, CERCLE EA 4372 (Франция, Нанси)

Русская церковная эмиграция и Московский Поместный собор 1917–1918 годов: принятие и применение соборных решений в 1920–1930 годах

Выпуск №26, С. 88-110
В начале 1920-х гг. русские церковные общины в Европе оказались в совершенно неординарной ситуации, требующей полного переустройства своих структур как на епархиальном, так и на приходском уровне. Многим церковным деятелям в эмиграции, у которых память о Московском соборе 1917–1918 гг. осталась еще живой, соборные решения показались надежным ориентиром, чтобы созидать такое новое церковное устройство. Однако возникшие вскоре юрисдикционные разделения проявили две противоположные позиции по отношению к наследию Собора: одни считали необходимым исполнение решений Собора, другие предпочитали изменить или даже упразднить выработанные на Соборе нормы. В данной статье исследуется, как Московский собор послужил отправной точкой в образовании разных церковных юрисдикций в эмиграции в 1920–1930 гг. и как их учреждения применили или не применили решения Собора.
Ключевые слова: Московский собор 1917–1918 гг., церковная жизньв эмиграции, русская эмиграция в Европе, Русская церковь за рубежом, митрополит Евлогий.
Ольга Борисова, бакалавр теологии, СФИ (Россия, Москва)

Взаимоотношения церкви и Совета по делам Русской православной церкви в Ташкентской и Среднеазиатской епархии в 1946–1961 годы

Выпуск №22, С. 7-17
Статья посвящена церковной жизни в Ташкентской и Среднеазиатской епархии в период 1946–1961 гг., влиянию на нее Совета по делам РПЦ и его уполномоченных на местах. В период притеснений церкви советской властью, переросших затем в открытые гонения, осуществлявшиеся в первую очередь через аппарат уполномоченных, в Ташкентской и Среднеазиатской епархии в 1946–1960 гг. происходило возрождение церковной жизни. Это стало возможным благодаря бескомпромиссному служению подвижников веры, их верности Богу, твердой позиции правящего архиерея и единомысленного с ним духовенства и мирян.
Ключевые слова: Ташкентская и Среднеазиатская епархия, церковно-государственные отношения, Совет по делам Русской православной церкви, исповедники веры.
Ольга Борисова
«Огоньки смиренного мученичества»: к истории московских церковных кругов 1920–1930-х годов
Выпуск №13,
В статье идет речь о двух значимых московских церковных кругах, собравших в 1920–1930-е гг. верующих людей, в основном интеллигенцию, которые в годы гонений на церковь со стороны государства дали целый сонм исповедников веры — это община на Маросейке и круг верующей интеллигенции, который собрала Троице-Сергиева лавра. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что между двумя этими духовными центрами существовала тесная связь, это был единый круг людей, духовно близких друг другу. Представляется, что роль отца Алексия и отца Сергия Мечёвых в истории Русской православной церкви XX в. на сегодняшний день еще не оценена и требует более глубокого исследования.
Ключевые слова: исповедничество, община, Маросейка, Троице-Сергиева лавра.
Ольга Филиппова
Вопрос определения понятия «приход» в предсоборной дискуссии и на Поместном соборе 1917–1918 годов
Выпуск №13,
В статье анализируется поиск объема понятия «приход» в ходе предсоборной дискуссии и на Поместном соборе 1917–1918 гг. Для участников полемики это был поиск пути воплощения духа соборности. Так, в начале ХХ в. Приход мог называться одновременно «малой церковью», «общиной», «учреждением», «основной ячейкой церковного общества», «попечительством» и «братством». Наиболее острая дискуссия развернулась между теми, кто пытался определить приход через понятия «малая церковь» (в смысле собрания верующих) и «от Бога установленное учреждение», в котором прихожане и причт мыслились вторичной составляющей по отношению к приходскому храму. В качестве предпочтительной идеи, предложенной в рамках Предсоборной дискуссии и на Соборе 1917–1918 гг., была выдвинута «модель» прихода общины, состоящей при приходской церкви.
Ключевые слова: приход, община, попечительство, братство, παροικία, cоборность, «модели» прихода, предсоборная дискуссия, Предсоборное присутствие, Поместный собор 1917–1918 гг.
Протоиерей Константин Костромин, кандидат исторических наук, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе СПбДА (Санкт-Петербург)
Братство при приходе или приход при братстве? К истории русско-эстонского Православного братства во имя сщмч. Исидора Юрьевского в Петербурге
Выпуск №27, С. 65-79
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17720
Братство во имя сщмч. Исидора Юрьевского было создано в Петербурге на базе эстонского прихода в 1898 году, сразу после окончательной канонизации святого. Новое братство оказалось своеобразным «слепком» с Православного прибалтийского братства М.Н. Галкина-Враского, хотя и имело заметно иные по сравнению с ним цели. В первую очередь планировалось при содействии братства возвести в столице эстонский православный храм и наладить церковную жизнь православных эстонцев. В достаточно скором времени на деньги братства был построен приходской дом, в котором оно организовало разнообразную социальную работу – были открыты школа, приют, работный дом, типография, библиотека с читальным залом. В силу жесткой привязки к приходу, частью которого братство являлось, не будучи выделено ни организационно, ни структурно, оно должно было разделить судьбу прихода. Активная жизнь братства и прихода начала угасать еще в 1915 году, когда организатор братства, строитель и настоятель храма сщмч. Исидора Юрьевского прот. Павел Кульбуш, будущий священномученик Платон, епископ Ревельский, занялся заботами общеепархиального масштаба. 1917 год еще более существенно подорвал деятельность братства: сначала уход на Ревельскую кафедру первого настоятеля, затем отток в Эстонию бывших прихожан храма, экономический кризис, отделение школы от церкви заставили отказаться практически от всех социальных проектов. К началу 1918 года приход номинально продолжал числиться как приход эстонского православного братства, однако вскоре братство перестали вспоминать.
Ключевые слова: православное братство, православные эстонцы, Исидор Юрьевский, Павел Кульбуш, Платон Ревельский, Свято-Исидоровский храм, православный приход, православие в Петербурге.
Протоиерей Максим Кокарев, ректор Самарской Православной духовной семинарии (Самара)
Надзор за проповеднической деятельностью в Русской церкви конца синодального периода (на материалах Самарской епархии)
Выпуск №33, С. 144–161
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54187
Статья посвящена изучению такой специфической функции епархиальной власти в Русской церкви конца синодального периода, как управление в сфере проповедничества. В ней на материалах Самарской епархии рассмотрены цензорские функции различных звеньев епархиальной администрации. Ситуация с проповедничеством в Самарской епархии конца XIX – начала XX вв. была крайне неудовлетворительной, что не в последнюю очередь объясняется существовавшей тогда громоздкой бюрократической системой 
цензурирования проповедей. Система управления в сфере проповедничества была в епархии даже более бюрократизирована, чем того требовал Устав духовных консисторий. Цензурирование «очередных» проповедей, связанное с прохождением нескольких инстанций (благочинный, специальный уездный цензор), занимало длительное время, будучи при этом не слишком эффективным инструментом. Зачастую требования епархиальной власти были заведомо неисполнимы. Рассмотренные источники позволяют констатировать нараставшую в начале XX в. волну недовольства по отношению к епархиальной цензуре со стороны духовенства. Несмотря на весьма крупные штрафы, ряд священников принципиально манкировал распоряжениями консистории. Осознание проблемы было как у рядового духовенства, так и у правящего архиерея. Однако централизованная система управления церкви и отсутствие навыка к проявлению инициативы тормозили решение данного вопроса. В конечном итоге ситуация изменилась только в 1910 г., когда указом консистории назначение двух обязательных проповедей было отменено. «Очередное» проповедничество сохранилось лишь в кафедральном соборе, где произносили поучения все священники губернской столицы. Таким образом, практика приблизилась к тем положениям, которые прописаны в Уставе духовных консисторий. Полемика начала XX в. обнажила проблемы в проповедничестве и стала подготовкой к активным дискуссиям на данную тему в предсоборных инстанциях и на Поместном соборе 1917–1918 гг.
Ключевые слова: история Русской православной церкви, синодальный период, епархиальная цензура, консистория, уездный цензор, благочинный, епархиальный съезд.
Священник Илья Соловьев, кандидат исторических наук, кандидат богословия, директор Общества любителей церковной истории (Россия, Москва)

Воплощение идеи соборности в деятельности Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов

Выпуск №26, С. 111-129
Настоящая статья публикуется в связи со столетним юбилеем Поместного собора Российской православной церкви 1917–1918 гг., история и материалы которого довольно полно исследованы отечественными и зарубежными церковными историками. От усвоения опыта и решений, принятых Собором, зависит осмысление нынешнего состояния Русской церкви, с этим связана надежда на возрождение церковной жизни в наступившем ХХI столетии. В статье названы церковно-исторические факторы, определившие уникальность собора и его авторитет (значимость). Особое внимание уделено вопросу выборов патриарха, представлению позиций сторонников и противников восстановления патриаршества, процедуре выборов. Поместный собор не просто восстановил институт патриаршества, но предложил систему церковного управления, основанную на началах соборности. Эта система просуществовала очень короткое время и никогда и нигде впоследствии не была проведена в жизнь. Автор видит значение Московского собора в утверждении в сознании верных чад Церкви идеи соборноправности, которая не сводится к созыву периодических церковных собраний разного уровня, но заключается в деятельном участии в церковной жизни всех членов Церковного Тела – мирян, клира и епископата.
Ключевые слова: Собор 1917–1918 гг., патриаршество в России, соборность Церкви, Предсоборное присутствие, Предсоборный совет, Высшее церковное управление.
Татьяна Крылова
Предложения по реформированию духовного образования на рубеже ХIХ–ХХ веков на основе «Отзывов епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе»
Выпуск №13,
В статье предпринята попытка систематизации предложений по реформированию духовной школы (среднего и высшего звена) на рубеже ХIХ–ХХ вв. В 1906 г. в Петербурге были изданы «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе», послужившие основой для обсуждения вопроса о проведении реформ в русской церкви на заседаниях Предсоборного присутствия в том же году, а впоследствии на Соборе 1917–1918 гг. Приход к власти большевиков поставил под вопрос само существование духовных школ, и в советский период духовное образование вошло не реформированным. После Архиерейского собора 1994 г. в Русской православной церкви вновь заговорили о реформе духовного образования. «Отзывы епархиальных архиереев» являются ценным источником, в котором представлен весь спектр существовавших на тот исторический момент программ.
Ключевые слова: Отзывы епархиальных архиереев, реформа духовного образования, уставы духовных школ, Поместный собор 1917–1918 гг.
Ульяна Гутнер
Съезды Русского студенческого христианского движения как проявление соборности Православной церкви
Выпуск №13,
В статье рассматривается вопрос возрождения соборности в Православной церкви на примере истории Русского студенческого христианского движения. Первый Пшеровский съезд РСХД стал важнейшим как для всей деятельности Движения, так и при проведении последующих съездов. Общие и региональные съезды РСХД проходили в свободном церковном общении, в единстве клира и мирян. Это единство созидалось постепенно, общими усилиями сразу в нескольких направлениях: в личном общении священства, руководителей и молодых членов Движения; в тематических докладах и семинарах, раскрывающих глубину Православия; в литургии как центре соборности. Общее причастие св. таинствам, завершающее съезды, становилось духовной вершиной съездов-соборов.
Ключевые слова: Русское студенческое христианское движение, Пшеровский съезд, литургическое возрождение, духовное просвещение, соборность.
Юлия Балакшина, доктор филологических наук доцент, учёный секретарь СФИ (Россия, Москва)
Дискуссия о братствах в русской печати 1860-х годов
Выпуск №21, С. 23-34
В статье рассматривается ход дискуссии о возможности возрождения право- славных братств в России, развернувшейся на страницах духовных и свет- ских газет и журналов в 60-х гг. XIX в. Представлены материалы журналов «Дух христианина», «Киевские епархиальные ведомости», газеты «День»; публикации М.О. Кояловича, Н.С. Лескова, прот. Феофана Лебединцева, свящ. Александра Гумилевского. Выявлены основные проблемы, ставшие предметом дискуссии в первые пореформенные годы: история братств Юго- Западной Руси, перспективы возрождения братств в условиях cинодальной системы, братства как церковные союзы и общественные организации.
Ключевые слова: православные братства, пореформенная эпоха, церковная печать, светская печать, Лесков, Коялович, Лебединцев.
Контакты
Социальные сети