Перейти к основному содержимому

История Церкви

Татьяна Носова, кандидат исторических наук, доцент, СГУ им. Питирима Сорокина (Сыктывкар)
Выпуск №21, С. 101–135
DOI: 10.25803/26587599_2017_21_101
В статье анализируется деятельность православных братств Вологодской епархии в конце XIX – начале XX века. Автор предлагает классификацию православных братств, описывает епархиальные и приходские братства и братство при духовном училище, даёт информацию об их составе, органах самоуправления, финансовых средствах. Выделяются четыре основных направления их деятельности: религиозно-просветительская, миссионерская, благотворительная и церковно-устроительная. При этом отмечается сильная зависимость от государства, недостаточность свободы и одновременно вклад в изучение старообрядчества, развитие православной культуры, просвещения и благотворительности на территории епархии. 
Ключевые слова: православные братства, Вологодская епархия, приходские братства, епархиальные братства, религиозные организации, миссионерская деятельность, церковная благотворительность. 
Екатерина Алексеева, аспирант ОЦАД им. свв. Кирилла и Мефодия; старший преподаватель СФИ (Москва)
Выпуск №27, С. 9–10
Екатерина Алексеева, аспирант ОЦАД им. свв. Кирилла и Мефодия; старший преподаватель СФИ (Москва)
Выпуск №27, С. 34–51
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17718
В статье рассматривается ход дискуссии о старообрядчестве и единоверии в VI отделе Предсоборного присутствия в 1906 году. Представлены проекты, направленные на сближение единоверия и Православной российской церкви, описаны суждения отдела о необходимости разрешения вопросов поставления единоверческого епископа, снятия клятв на старые обряды; раскрыта позиция священника Симеона Шлеёва в отношении миссионерского значения единоверия. Дискуссия отдела показала, что Русская церковь не была готова к примирению со всем старообрядческим миром, однако это обсуждение стало новым этапом развития единоверия в России и определило повестку дня предстоящего Поместного собора по старообрядческому вопросу.
Ключевые слова: старообрядчество, единоверие, православные старообрядцы, белокриницкая иерархия, Предсоборное присутствие, свящ. Симеон Шлеёв, Всероссийское миссионерское общество.
Анна Алиева, кандидат социологических наук
Выпуск №2, С. 128–139  
Валерия Алленова, кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей отечественной истории, историографии и документоведения Воронежского государственного университета (Воронеж)
Выпуск №27, С. 80–104
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17722
В статье впервые воссоздаётся история и состав женской религиозной общины, созданной до революции в с. Красная Долина Задонского уезда Воронежской губернии священником Митрофаном Федоровичем Бучневым, имя которого включено в базу данных «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке». После вынесения Бучневу обвинительного (условного) приговора в 1920 году и его переезда в г. Воронеж часть членов общины последовала за ним, и вскоре это объединение стало центром притяжения для верующих воронежцев из различных социальных слоев. По документальным источникам прослеживается судьба членов общины и самого священника.
Ключевые слова: Воронеж, прот. Митрофан Бучнев, блаженная Феоктиста, община, чернички, репрессии против духовенства, концлагерь.
Нивьер Антуан, доктор филологических наук, профессор Университета Лотарингии, CERCLE EA 4372 (Франция, Нанси)
Выпуск №26, С. 88–110
В начале 1920-х годов русские церковные общины в Европе оказались в совершенно неординарной ситуации, требующей полного переустройства своих структур как на епархиальном, так и на приходском уровне. Многим церковным деятелям в эмиграции, у которых память о Московском соборе 1917–1918 годов осталась еще живой, соборные решения показались надежным ориентиром, чтобы созидать такое новое церковное устройство. Однако возникшие вскоре юрисдикционные разделения проявили две противоположные позиции по отношению к наследию Собора: одни считали необходимым исполнение решений Собора, другие предпочитали изменить или даже упразднить выработанные на Соборе нормы. В данной статье исследуется, как Московский собор послужил отправной точкой в образовании разных церковных юрисдикций в эмиграции в 1920–1930 годов и как их учреждения применили или не применили решения Собора.
Ключевые слова: Московский собор 1917–1918 годов, церковная жизнь в эмиграции, русская эмиграция в Европе, Русская церковь за рубежом, митрополит Евлогий.
Юлия Балакшина, кандидат филологических наук
Выпуск №2, С. 156–181 
Юлия Балакшина, доктор филологических наук доцент, учёный секретарь СФИ (Москва)
Выпуск №21, С. 23–34
DOI: 10.25803/26587599_2017_21_23
В статье рассматривается ход дискуссии о возможности возрождения православных братств в России, развернувшейся на страницах духовных и светских газет и журналов в 60-х годов XIX века. Представлены материалы журналов «Дух христианина», «Киевские епархиальные ведомости», газеты «День»; публикации Михаила Осиповича Кояловича, Николая Семёновича Лескова, прот. Феофана Лебединцева, свящ. Александра Гумилевского. Выявлены основные проблемы, ставшие предметом дискуссии в первые пореформенные годы: история братств Юго-Западной Руси, перспективы возрождения братств в условиях cинодальной системы, братства как церковные союзы и общественные организации.
Ключевые слова: православные братства, пореформенная эпоха, церковная печать, светская печать, Лесков, Коялович, Лебединцев.
Юлия Балакшина, доктор филологических наук доцент, учёный секретарь СФИ (Москва)
Выпуск №21, С. 153–164
DOI: 10.25803/26587599_2017_21_153
Ключевые слова:
Юлия Балакшина, доктор филологических наук, ученый секретарь СФИ; доцент РГПУ им. А. И. Герцена (Москва; Санкт-Петербург)
Выпуск №35, С. 186–205
DOI: 10.25803/SFI.2020.35.3.009
В статье анализируется церковная ситуация, сложившаяся в России в начале ХХ века, связанная с первыми попытками представителей Православной российской церкви влиять на общественную жизнь страны. В центре внимания оказывается ряд документов, деклараций, брошюр, выпущенных группой «32-х» петербургских священников (Союзом церковного обновления, Братством ревнителей церковного обновления), а также практическая деятельность членов этой группы по налаживанию церковно-общественных отношений. Делаются выводы, что в начале ХХ века церковь впервые начинает воспринимать общество как самостоятельную силу, находящуюся вне церковной ограды. Условием возможного диалога мыслится активное участие обеих сторон в социальном строительстве, что приводит, с практической стороны, к проектам переустройства прихода, с богословской – к новым идеям, оправдывающим социальную активность в перспективе приближения Царства Божьего. Ключевыми понятиями в церковно-общественной риторике начала века становятся понятия «правда Христова», «голос Церкви». В разгар революции 1905–1906 годов группа «32-х» пытается стать рупором свободного «голоса Церкви», высказываться по вопросам «черносотенных» погромов, выборов в Государственную думу. Ориентация на новые общественные силы приводит духовенство к постановке острых политических вопросов, вне решения которых интеллигенция не мыслила общественный прогресс. В то же время церковь впервые формулирует критерии, по которым оцениваются программы политических партий, с точки зрения приближения к идеалу христианской общественной жизни.
Ключевые слова: Православная российская церковь, революция 1905–1906 годов, церковное обновление, группа «32-х» петербургских священников, общественная жизнь.
Александр Баранов, кандидат культурологии, заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (Москва)
Выпуск №28, С. 98–116
DOI: 10.25803/SFI.2018.28.24698
Статья посвящена анализу роли солдатской массы в революционных событиях 1917 года в России. Солдатская масса понимается как социальное новообразование, оформившееся в России к началу 1917 года, обладавшее особым типом политической культуры. Выявляются особенности восприятия солдатской массой политических реалий и событий, мотивация её поведения, анализируются специфические способы постановки и достижения актуальных для солдатской массы целей. Особое внимание уделяется становлению особого типа социально-политических коммуникаций, связавших солдатскую массу и большевистские организации в 1917 году, выявляются предпосылки уникального пути становления массового общества в России.
Ключевые слова: революция, политическая культура, большевики, рабочие, крестьяне, солдатская масса, массовое общество.
Алексей Беглов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН; доцент НИЯУ МИФИ
Выпуск №25, С. 11–27
Статья посвящена рассмотрению вопроса о том, как и почему изменялось отношение церковного руководства к проблеме прав и обязанностей прихожан в период между весной 1917 года и летом 1918 года. Автор показывает, что «приходская революция» весны – лета 1917 года, в ходе которой прихожане взяли в свои руки управление храмовым и приходским имуществом и назначение членов причта, первоначально воспринималась как разрушительный процесс. Церковные власти стремились ограничить её последствия. Однако в условиях начавшихся на рубеже 1917–1918 годов преследований духовенства и верующих со стороны советской власти именно миряне и их объединения стали восприниматься как сила, способная защитить церковь. В результате к лету 1918 года произошла легализация «приходской революции» и её последствий. Большевистское руководство невольно способствовало этому, поскольку декрет «Об отделении церкви от государства…» оставлял место для легальной деятельности низовых религиозных структур. Значимыми вехами в адаптации церковного сознания к новой реальности стали постановление патриарха и Синода от 28 февраля 1918 года и дискуссия на Соборе 1917–1918 годов о приходском имуществе, состоявшаяся в апреле 1918 года. Все эти события создали условия для бурного приходского возрождения 1920-х годов, частью которого был и расцвет братств, приходских союзов и других подобных организаций.
Ключевые слова: революция 1917 года, Российская православная церковь, православный приход, «приходская революция», Собор 1917–1918 годов, декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», объединения мирян.
Протоиерей Александр Берташ, кандидат искусствоведения, кандидат богословия, настоятель церкви во имя Святых Царственных страстотерпцев РПЦ МП в г. Бремене и прихода во имя сщмч. Владимира Московского и прп. Анастасии Киевской в г. Бремерхафене, древлехранитель Берлинско-Германской епархии, ведущий искусствовед Архитектурного бюро «Литейная часть-91», член Союза архитекторов России (Бремен; Санкт-Петербург)
Выпуск №39, С. 210–237
DOI: 10.25803/26587599_2021_39_210
Статья, основанная преимущественно на новых архивных материалах из хранилищ Тарту, Санкт-Петербурга, Таллинна и Риги, посвящена мало изученному ранее вопросу о роли Прибалтийского православного братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери (с 1882 г.) в устройстве Пюхтицкой Успенской женской общины (1891 г., с 1893 г. — монастырь). Обитель на востоке Эстонии стала впоследствии одной из самых известных в Русской православной церкви. Рассмотрены специфика деятельности Прибалтийского братства, которым руководили представители столичных элит, — оно занималось преимущественно строительством и обустройством храмов, монастырей и социальных учреждений; деятельность эстляндского губернатора С. В. Шаховского и его супруги Е. Д. Шаховской, которые сыграли определяющую роль в создании Иеввенского отделения братства (1887 г.) и Пюхтицкой общины (1891 г.) и их приютов, больниц и учебных заведений. Отмечено сходство целей и задач в деятельности (прежде всего, социальной) прибалтийских братств как мирянских организаций и женских общин как сообществ, занимавших промежуточное положение между миром и монастырем. Иеввенское отделение братства некоторое время после 1917 г. играло значительную роль в управлении многочисленными (до 13) благотворительными учреждениями монастыря, будучи преобразовано в 1919 г. в «Пюхтицкое на Богородицкой горе попечительное братство» под председательством Е. Д. Шаховской.
Ключевые слова: история церкви, православие в Эстонии, Прибалтийские губернии, Прибалтийское православное братство Христа Спасителя и Покрова Божией Матери; Иеввенское отделение Прибалтийского братства; православие в Прибалтике; Пюхтицкий Успенский женский монастырь; церковная благотворительность; князь С. В. Шаховской; княгиня Е. Д. Шаховская; св. праведный Иоанн Кронштадтский; игуменья Варвара (Блохина); М. Н. Галкин-Враской
Выпуск №22, С. 40–58
В статье воссоздается история епархиального братства, действовавшего на территории Рязанской и Зарайской епархии с 1877 по 1918 год, на основе исследования документов фонда братства святителя Василия, епископа Рязанского, хранящихся в Государственном архиве Рязанской области, включающем 290 единиц хранения и содержащем данные обо всех годах существования братства.
Ключевые слова: братство свт. Василия, епископа Рязанского, миссионерская деятельность, епископ Палладий (Раев), история братств.
Юлия Бирюкова, кандидат исторических наук, доцент Донского государственного технического университета (Ростов-на-Дону)
Выпуск №34, С. 194–214
DOI: 10.25803/SFI.2020.34.2.008
В статье рассматриваются взгляды и деятельность священника Владимира Востокова, который играл заметную роль в общественно-политической жизни белого Юга во время Гражданской войны как лидер организованного им Братства Животворящего Креста. Анализируются причины трансформации братства в православную правую националистическую партию, отношения священника Владимира Востокова с церковной властью на Юге России, духовенством, православной общественностью и правыми политическими силами. Его противоречивая, но, безусловно, незаурядная личность рассматривается на фоне политических процессов, протекавших в данный период. Деятельность Востокова впервые в историографии подвергается комплексному изучению и рассматривается на базе источников, основу которых составляет документация Особого совещания Добровольческой армии, Временного высшего церковного управления, Всероссийского национального центра, мемуаристика. Автор приходит к выводам, что крайности позиции священника Владимира Востокова, проповедуемая им идея жидомасонского заговора, желание во что бы то ни стало включить антисемитские высказывания в официальный церковный дискурс, воспринимались отрицательно. Поэтому созданное им Братство Животворящего Креста не получило поддержки высшей церковной власти белого Юга. Будучи созданным изначально для защиты веры, если необходимо даже силой оружия, братство стало приобретать черты политической организации и было замечено политическими силами правой ориентации. Вместе с тем проповеднический талант Востокова, его горячая борьба за веру и любовь к родине сделали его популярным в народе проповедником. Возможно, этому способствовал и бытовой антисемитизм казачества. Безусловно, решающее значение в судьбе Братства Животворящего Креста сыграла личность его основателя.
Ключевые слова: православное духовенство, Гражданская война, политические взгляды, белое движение, правые партии, национализм, Братство Животворящего Креста.
Выпуск №22, С. 7–17
Статья посвящена церковной жизни в Ташкентской и Среднеазиатской епархии в период 1946–1961 годы, влиянию на нее Совета по делам РПЦ и его уполномоченных на местах. В период притеснений церкви советской властью, переросших затем в открытые гонения, осуществлявшиеся в первую очередь через аппарат уполномоченных, в Ташкентской и Среднеазиатской епархии в 1946–1960 годы происходило возрождение церковной жизни. Это стало возможным благодаря бескомпромиссному служению подвижников веры, их верности Богу, твердой позиции правящего архиерея и единомысленного с ним духовенства и мирян.
Ключевые слова: Ташкентская и Среднеазиатская епархия, церковно-государственные отношения, Совет по делам Русской православной церкви, исповедники веры.
Выпуск №13, С. 58–70
В статье идёт речь о двух значимых московских церковных кругах, собравших в 1920–1930-е годы верующих людей, в основном интеллигенцию, которые в годы гонений на церковь со стороны государства дали целый сонм исповедников веры – это община на Маросейке и круг верующей интеллигенции, который собрала Троице-Сергиева лавра. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что между двумя этими духовными центрами существовала тесная связь, это был единый круг людей, духовно близких друг другу. Представляется, что роль отца Алексия и отца Сергия Мечёвых в истории Русской православной церкви XX века на сегодняшний день ещё не оценена и требует более глубокого исследования.
Ключевые слова: исповедничество, община, Маросейка, Троице-Сергиева лавра.
Виталий Боровой, протопресвитер, доктор богословия († 2008)
Выпуск №2, С. 9–27 
Выпуск №13, С. 97–108
В статье рассматривается взаимосвязь понятий «личность» и «община» в писаниях и пастырской практике епископа Макария (Опоцкого) – создателя целого ряда православных братств, которые существовали на территории России с некоторыми перерывами с 1908 по 1941 год. Данная работа была возможна благодаря публикации докладов епископа Макария на съезде епархиальных миссионеров в 1914 году, а также, сохранившимся в личном архиве одной из его духовных дочерей многочисленным беседам и проповедям, где он осмысливал как понятие «личность», так и понятие « община».
Ключевые слова: личность, община, братство, единство, церковь.
Александр Буров, старший научный сотрудник, Государственный музей истории религии (Санкт- Петербург)
Выпуск №21, С. 57–66
DOI: 10.25803/26587599_2017_21_57
У Русского студенческого христианского движения (РСХД) был интересный дореволюционный период, когда, например, возникли контакты движения с Сергеем Николаевичем Булгаковым. Руководство РСХД активно старалось привлечь к сотрудничеству православных студентов, а также профессоров и священников, уделяя особое внимание тем из них, кто был наиболее популярен у студентов. Тех, кто готов был сотрудничать с движением, его глава барон Павел Николаи называл «тайные друзья Бога».
Ключевые слова: Русское студенческое христианское движение, христианство, русское религиозное возрождение, экуменизм, братства, тайные друзья Бога, Павел Николаи, Джон Мотт.
Выпуск №13, С. 137–147
В статье описывается деятельность православных приходов, которые находились на территории Радомской губернии Польского Королевства в XIX и начале XX века, предложена гипотеза возникновения православных храмов на земле, где жили только поляки римско-католического вероисповедания или евреи. Исследованы различные аспекты жизни этих приходов: какие и когда церкви были построены, в связи с какими нуждами; какие священники там служили, чем они занимались; какие кладбища существовали при приходах.
Ключевые слова: Польша, приходы, священники, Радомская губерния, XIX век.
Александр Галкин, кандидат биологических наук, независимый исследователь (Санкт-Петербург)
Выпуск №35, С. 226–247
DOI: 10.25803/SFI.2020.35.3.011
Митрополит Никодим (Ротов), возглавлявший Ленинградскую епархию в 1963–1978 годы, одновременно состоял председателем Комиссии Священного синода по вопросам христианского единства (с 3 августа 1963 года; с 30 мая 1972 года – Комиссии по вопросам христианского единства и межцерковных сношений). Митрополит сделал свой кафедральный город широко открытым для церковных делегаций – не только со всего православного мира, но и представлявших другие христианские исповедания. В эти годы, ради установления и углубления братских межконфессиональных отношений и для участия в богословских собеседованиях, Ленинград неоднократно посещали католический епископ Иоанн Виллебрандс (c 1969 года – кардинал и председатель Секретариата по содействию христианскому единству) и глава Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии архиепископ Мартти Симойоки. Выстраивая и укрепляя деловые и личные связи с высокими иерархами разных исповеданий, митрополит Никодим стремился получить наибольшую отдачу от подобных контактов для родной церкви и для Ленинградской духовной академии.
Ключевые слова: Ленинградская духовная академия, митрополит Никодим (Ротов), кардинал Иоанн Виллебрандс, архиепископ Мартти Симойоки, богословские собеседования.
Выпуск №27, С. 151–167
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.18483
Отпевание Анны Андреевны Ахматовой было организовано ее сыном Львом Николаевичем Гумилёвым при участии протоиерея Василия Бутыло. Первоначально предполагалось, что оно состоится в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда. В результате визита Льва Гумилёва и отца Василия к викарному епископу Тихвинскому Филарету (Вахромееву) для отпевания был назначен кафедральный Николо-Богоявленский собор. Служил сам настоятель собора протоиерей Александр Медведский, единственный клирик города, награждённый Патриаршим крестом, с диаконом Петром Колосовым. Уполномоченный Совета по делам религий по Ленинграду и области Г. С. Жаринов запретил совершать отпевание с участием нескольких священников, с большим хором и зажжёнными люстрами. Последние два запрета были нарушены. В статье обсуждается причастность митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова) к устроению достойных проводов Анны Ахматовой.
Ключевые слова: А.А. Ахматова, Л.Н. Гумилев, Ленинград, Николо- Богоявленский кафедральный собор, епископ Филарет (Вахромеев), митрополит Никодим (Ротов).
Выпуск №21, С. 35–53
DOI: 10.25803/26587599_2017_21_35
Статья посвящена проекту Трудового братства Николая Неплюева (1851–1908) в контексте истории неославянофильства второй половины XIX – начала XX века. Общественный идеал Николая Николаевича имел христианско-социалистический характер и был направлен на решение острых социально-экономических и религиозно-этических проблем своего времени. Его реализация предполагала коренную реорганизацию существующего строя как в экономическом, так и в духовном отношении. Путь к своему идеалу Николай Николаевич Неплюев называл «мирным прогрессом» или «мирным переворотом», что можно рассматривать в качестве аналога идеи мирной, ненасильственной революции «толстовцев» начала XX века.  
Ключевые слова: неославянофильство, коммунитарное движение, мирная революция, Н. Н. Неплюев (1851–1908), Воздвиженское (Крестовоздвиженское) трудовое братство, христианский социализм.
Выпуск №17, С. 96–119
Мать Мария (в миру Елизавета Юрьевна Скобцова) приняла монашеский постриг в 1932 году. В предыдущие годы она была активным членом Русского студенческого христианского движения (РСХД). Этот период её жизни почти не исследован, хотя исключительно важен для понимания её пути к монашескому служению. В статье рассматривается участие Елизаветы Юрьевны Скобцовой в съездах РСХД, в работе кружка по изучению России в 1926–1930 годы, в создании Лиги православной культуры, а также её деятельность как секретаря РСХД во Франции в 1929–1932 годах.
Ключевые слова: мать Мария Скобцова, Русское студенческое христианское движение, кружок по изучению России, Лига православной культуры.
Выпуск №13, С. 71–85
В статье рассматривается вопрос возрождения соборности в Православной церкви на примере истории Русского студенческого христианского движения. Первый Пшеровский съезд РСХД стал важнейшим как для всей деятельности Движения, так и при проведении последующих съездов. Общие и региональные съезды РСХД проходили в свободном церковном общении, в единстве клира и мирян. Это единство созидалось постепенно, общими усилиями сразу в нескольких направлениях: в личном общении священства, руководителей и молодых членов Движения; в тематических докладах и семинарах, раскрывающих глубину Православия; в литургии как центре соборности. Общее причастие святым таинствам, завершающее съезды, становилось духовной вершиной съездов-соборов.
Ключевые слова: Русское студенческое христианское движение, Пшеровский съезд, литургическое возрождение, духовное просвещение, соборность.
Выпуск №13, С. 43–57
В статье изложена идея Всероссийского Братства, прозвучавшая в сочинениях и публичных выступлениях широко известного в начале ХХ века христианского мыслителя и деятеля Николая Неплюева (1851–1908). Задачей этого Братства должно было стать собирание всех здоровых сил российского общества для объединения и созидательной деятельности в условиях нарастающих революционных настроений. Однако этот проект так и остался нереализованным. Автором рассматриваются особенности Всероссийского Братства в понимании Неплюева и история предпринятых им попыток по его созданию.
Ключевые слова: Николай Неплюев, Всероссийское Братство, православие, покаяние.
Наталья Игнатович, секретарь кафедры церковно-исторических дисциплин СФИ (Москва)
Выпуск №21, С. 13–22
DOI: 10.25803/26587599_2017_21_13
Автор сосредоточился на проблеме изученности в исторической науке деятельности православных братств, возникавших в Российской империи, начиная со второй половины XIX века. В статье выделяются дискуссионные и малоизученные вопросы в данной области исторического знания, отмечаются перспективные направления дальнейших исследований.
Ключевые слова: историография, история братств, православные братства, история церкви, западнорусские братства, братства в Российской империи.
Выпуск №2, С. 140–155
Анатолий Кашеваров, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (Санкт-Петербург)
Выпуск №29, С. 80–93
DOI: 10.25803/SFI.2019.29.25884
Статья посвящена изучению положения, сложившего в Петроградской синодальной типографии после Февральской революции 1917 года. Для защиты прав рабочих при типографии образовался комитет старост, который вместо отведенных ему по сути функций профсоюзной организации без уведомления и согласия администрации стал устанавливать свой контроль над производством и финансами. С этого начались дезорганизация производственного процесса и расстройство финансово-экономической части. По распоряжению министра исповеданий Антона Владимировича Карташёва от 4 августа 1917 года, была образована Комиссия по делам типографии, которая предложила меры к устранению катастрофического положения дел в синодальной типографии. Однако эти меры могли быть осуществлены лишь при изменении общеполитической обстановки в стране.
Ключевые слова: Поместный собор, Святейший синод, синодальная типография, издательская деятельность, Комиссия по делам типографии, Комитет старост, дезорганизация производства
Протоиерей Максим Кокарев, ректор Самарской Православной духовной семинарии (Самара)
Выпуск №33, С. 144–161
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54187
Статья посвящена изучению такой специфической функции епархиальной власти в Русской церкви конца синодального периода, как управление в сфере проповедничества. В ней на материалах Самарской епархии рассмотрены цензорские функции различных звеньев епархиальной администрации. Ситуация с проповедничеством в Самарской епархии конца XIX – начала XX века была крайне неудовлетворительной, что не в последнюю очередь объясняется существовавшей тогда громоздкой бюрократической системой цензурирования проповедей. Система управления в сфере проповедничества была в епархии даже более бюрократизирована, чем того требовал Устав духовных консисторий. Цензурирование «очередных» проповедей, связанное с прохождением нескольких инстанций (благочинный, специальный уездный цензор), занимало длительное время, будучи при этом не слишком эффективным инструментом. Зачастую требования епархиальной власти были заведомо неисполнимы. Рассмотренные источники позволяют констатировать нараставшую в начале XX века волну недовольства по отношению к епархиальной цензуре со стороны духовенства. Несмотря на весьма крупные штрафы, ряд священников принципиально манкировал распоряжениями консистории. Осознание проблемы было как у рядового духовенства, так и у правящего архиерея. Однако централизованная система управления церкви и отсутствие навыка к проявлению инициативы тормозили решение данного вопроса. В конечном итоге ситуация изменилась только в 1910 году, когда указом консистории назначение двух обязательных проповедей было отменено. «Очередное» проповедничество сохранилось лишь в кафедральном соборе, где произносили поучения все священники губернской столицы. Таким образом, практика приблизилась к тем положениям, которые прописаны в Уставе духовных консисторий. Полемика начала XX века обнажила проблемы в проповедничестве и стала подготовкой к активным дискуссиям на данную тему в предсоборных инстанциях и на Поместном соборе 1917–1918 годов.
Ключевые слова: история Русской православной церкви, синодальный период, епархиальная цензура, консистория, уездный цензор, благочинный, епархиальный съезд.
Людмила Комиссарова, заведующий Богословским колледжем СФИ (Москва)
Светлана Яшина
Выпуск №25, С. 91–98
Публикуемый документ – «Письмо благочинным» Совета объединенных приходов г. Москвы – впервые вводится в научный оборот и даёт новую информацию о деятельности Совета, в частности, о желании расширить его деятельность на благочиния Московской губернии. Совет объединенных приходов города Москвы, созданный 30 января 1918 года, стал новой формой руководства приходской жизнью, основанной на соборном начале. Совет объединял в своём составе представителей клира и мирян московской епархии, избранных на приходских собраниях и собраниях благочиний, и направлял свою деятельность на защиту церкви от посягательства власти большевиков и на организацию церковной жизни в сложившейся тяжелой ситуации. Документ хранится в одном из следственных дел Московского губернского суда за 1919–1929 годы и содержит пометы следователя.
Ключевые слова: Совет объединенных приходов, А. Д. Самарин, церковь, государство, управление, приходской союз, церковная жизнь Москвы, церковная жизнь Московской губернии, 1918.
Александр Копировский, кандидат педагогических наук, доцент, профессор СФИ (Москва)
Анна Лепёхина
Выпуск №27, С. 134–150
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.18482
Архимандрит Таврион (Батозский) (1898–1978) – монах и священник Русской православной церкви, годы служения которого пришлись на времена гонений на церковь в СССР. Свидетельства святости его жизни проявились прежде всего в традиционных формах его служения: литургического, проповеднического, пастырского. В то же время его жизнь и служение имели целый ряд особенностей, характерных для исповедания веры и созидания церковной жизни в советский период. Цель настоящей статьи – выделить уникальные стороны служения архимандрита Тавриона, позволяющие говорить о его святости в контексте «нового мученичества и исповедничества» XX века. В качестве материалов исследования использовались публикации и расшифровки проповедей архимандрита Тавриона; его личные воспоминания, письма из ссылок духовным чадам; воспоминания и свидетельства его духовных чад, а также архивные материалы (следственные дела и др.).
Ключевые слова: архим. Таврион (Батозский), новые мученики и исповедники ХХ в., канонизация, критерии канонизации, святость.
Александр Копировский, кандидат педагогических наук, профессор СФИ (Москва)
Выпуск №21, С. 67–75
DOI: 10.25803/26587599_2017_21_67
В статье описывается, как в России начали появляться общества, которые ставили своей целью избавление своих членов от алкогольной зависимости, и анализируются причины этого явления, особенности таких обществ в отличие от объединений, именовавших себя братствами. В то время существовали как небольшие братства, где преобладала личная поддержка друг друга, так и многотысячные объединения с разнообразной социальной деятельностью. Автор обращает внимание на парадоксы, связанные с рождением трезвеннических обществ, с изменением их статуса, а также с последствиями их функционирования как церковно-государственных учреждений в контексте государственной антиалкогольной политики.
Ключевые слова: общества трезвости, братства трезвости, откупная система, церковный приход. 
Джордж Т. Косар, Ph.D. in History, заместитель вице-президента институционных отношений, Джорджтаунский университет (Вашингтон); доцент Центра Дэвиса – Центра российских и евразийских исследований при Гарвардском университете (Кембридж)
Выпуск №35, С. 12–39
DOI: 10.25803/SFI.2020.35.3.001
После Февральской революции Православная российская церковь попыталась осуществить перестройку своей внутренней жизни, чтобы обеспечить более полное участие в ней клира и мирян и воплотить в жизнь надежды движения за церковную реформу, которое возникло в начале ХХ века. В то же время церковь стремилась сохранить традиционный авторитет в глазах верующих. Для этого более широкое участие должно было основываться на соборности – церковном этосе традиционной православной кафоличности, но избегать при этом влияния политических, светских и революционных сил. Опираясь на голоса, звучавшие в церкви в 1917–1918 годов, автор настоящей работы описывает усилия и успехи Российской церкви в новом установлении соборности как организационного и духовного принципа. В частности, показано, как оживившаяся епархиальная церковная печать, освободившись от цензуры, выражала широко распространенные надежды на то, что соборная церковь может быть учреждена при активном участии клира и мирян на долгожданном Всероссийском поместном соборе. Революция в церкви угрожала авторитету Святейшего синода и Предсоборного совета, который занимался подготовкой Поместного собора. Тем не менее, важный, но до сих пор малоизвестный эпизод (выборы в августе 1917 года Соборного совета), а также документы, оставленные участниками Собора, доказывают, что на Соборе был успешно институционализирован принцип соборности. Хотя соборность предполагала «единство в многообразии», она не была ни количественной, ни географической и не отражала классовые, сословные или политические различия. Вместо этого она выражала полноту и общность идей, которые не отменяли оживленных дебатов.
Ключевые слова: Русская православная церковь, Всероссийский поместный Собор 1917–1918 годов, соборность, русская революция 1917 года, религия, церковная реформа, Временное правительство.
Протоиерей Константин Костромин, кандидат исторических наук, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе СПбДА (Санкт-Петербург)
Выпуск №27, С. 65–79
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17720
Братство во имя священномученика Исидора Юрьевского было создано в Петербурге на базе эстонского прихода в 1898 году, сразу после окончательной канонизации святого. Новое братство оказалось своеобразным «слепком» с Православного прибалтийского братства М.Н. Галкина-Враского, хотя и имело заметно иные по сравнению с ним цели. В первую очередь планировалось при содействии братства возвести в столице эстонский православный храм и наладить церковную жизнь православных эстонцев. В достаточно скором времени на деньги братства был построен приходской дом, в котором оно организовало разнообразную социальную работу – были открыты школа, приют, работный дом, типография, библиотека с читальным залом. В силу жёсткой привязки к приходу, частью которого братство являлось, не будучи выделено ни организационно, ни структурно, оно должно было разделить судьбу прихода. Активная жизнь братства и прихода начала угасать еще в 1915 году, когда организатор братства, строитель и настоятель храма священномученика Исидора Юрьевского протоиерей Павел Кульбуш, будущий священномученик Платон, епископ Ревельский, занялся заботами общеепархиального масштаба. 1917 год ещё более существенно подорвал деятельность братства: сначала уход на Ревельскую кафедру первого настоятеля, затем отток в Эстонию бывших прихожан храма, экономический кризис, отделение школы от церкви заставили отказаться практически от всех социальных проектов. К началу 1918 года приход номинально продолжал числиться как приход эстонского православного братства, однако вскоре братство перестали вспоминать.
Ключевые слова: православное братство, православные эстонцы, Исидор Юрьевский, Павел Кульбуш, Платон Ревельский, Свято-Исидоровский храм, православный приход, православие в Петербурге.
Андрей Кострюков, доктор исторических наук, кандидат богословия, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ, доцент кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ (Москва)
Выпуск №35, С. 248–269
DOI: 10.25803/SFI.2020.35.3.012
Статья посвящена отношению Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) к экуменическому движению и инославию. Хотя о РПЦЗ часто говорят как о структуре, не приветствовавшей контакты с инославием, на самом деле это не так. Социальные контакты и богословский диалог при митрополитах Антонии (Храповицком) и Анастасии (Грибановском) имели место. Ситуация стала меняться при третьем первоиерархе РПЦЗ митрополите Филарете (Вознесенском), когда влияние на руководство стала оказывать партия «зилотов». Вместе с тем в РПЦЗ формировалось и отношение к экуменизму. Согласно официальным определениям РПЦЗ, экуменизм является учением, которое отрицает существование церкви и стремится создать её в будущем на базе существующих христианских движений. Ужесточение позиции РПЦЗ в отношении инославия выразилось в постановлении Архиерейского собора 1971 года о принятии неправославных христиан первым чином, т. е. через крещение. Однако это решение встретило возражения и на местах часто не выполнялось. Тем временем в РПЦЗ готовилось анафематствование экуменизма. Архиерейский собор 1983 года принял решение об осуждении экуменизма, а в 1984 году РПЦЗ опубликовала текст анафемы. Из неё следовало, что осуждаются приверженцы «теории ветвей», а также те, кто отрицает видимое существование Церкви. Размытый текст анафемы, а также засилье «ревнителей» впоследствии дали руководству РПЦЗ повод критиковать полезные для церкви гуманитарные связи и богословский диалог. Все это привело к дальнейшей радикализации Русской зарубежной церкви. Однако такие непродуманные решения проходили очень тяжело. Уже при митрополите Филарете сформировалась партия иерархов и клириков, склонная к примирению с поместными церквами и не приветствовавшая «зилотской» политики. 
Ключевые слова: Русская православная церковь заграницей, Всемирный совет церквей, экуменическое движение, богословский диалог, Римско-католическая церковь, протестантизм, митрополит Филарет (Вознесенский), архимандрит Пантелеимон (Метропулос), иеромонах Серафим (Роуз).
Андрей Кострюков, доктор исторических наук, кандидат богословия, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ, 
профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ (Москва)
Выпуск №38, С. 160–179
DOI: 10.25803/26587599_2021_38_160
Статья посвящена истории сближения и разрыва Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) с греческим старостильным движением при жизни митрополита Филарета (Вознесенского). Будучи сторонником изоляции РПЦЗ и хранения традиций, он фактически отказался от единства с мировым православием, предпочтя общение с греческими старостильными структурами как наиболее «стойкими» в вопросах веры. Со стороны руководства стали звучать заявления о Зарубежной церкви как о «малом острове» посреди всеобщего «отступничества». Голоса, призывавшие церковное руководство отказаться от таких идей, не были услышаны. Отрицательное отношение к новому календарю проявилось в осуждении болгарских приходов РПЦЗ, а также в отказе принять позицию святителя Иоанна (Максимовича), выступавшего за «вселенский путь» русской церковной эмиграции и за широкую икономию в деле традиций и обрядов. В 1970 году Зарубежный синод признал одну из ветвей греческого старостильного движения – «флоринитскую», в 1971 году была признана и другая ветвь – «матфеевская». При этом на соборном уровне обсуждался вопрос о возможности признания этой структуры, основанной всего лишь одним архиереем. Однако в скором времени старостильные структуры начали втягивать Зарубежную церковь в свои конфликты, а также требовать окончательного размежевания с мировым православием. Последнее для РПЦЗ было неприемлемо, что привело к разрыву с греческими старостильными церквами в 1975–1976 годах.
Ключевые слова: теология, история церкви, Русская православная церковь заграницей, Болгарская православная церковь, старостильное движение, юлианский календарь, новоюлианский календарь, митрополит Филарет (Вознесенский), святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Антоний (Бартошевич), епископ Григорий (Граббе).
Андрей Кострюков, доктор исторических наук, кандидат богословия, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ, ПСТГУ
Выпуск №25, С. 28–42
Статья посвящена проблемам церковной жизни 1917 года, освещённым на страницах журналов военно-духовного ведомства. Военные священники являлись наиболее образованной и прогрессивной частью русского духовенства, а потому их мнение заслуживает особого внимания. Вместе с тем глава военного духовенства протопресвитер Георгий Шавельский предоставлял возможность высказываться на актуальные темы и другим авторам, среди которых были такие яркие личности, как епископ Андрей (Ухтомский), будущие священномученики Николай Добронравов и Иоанн Артоболевский, философ Василий Зеньковский и др. Авторы анализировали причины упадка церковного влияния на народ, предлагали пути преодоления возникших проблем. Особое внимание уделялось Московскому собору и вопросу восстановления патриаршества.
Ключевые слова: Православная российская церковь, Святейший синод, Московский собор 1917–1918 годов, Временное правительство, военное духовенство, патриаршество.
Александр Кравецкий, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН им. В. В. Виноградова (Москва)
Выпуск №27, С. 52–64
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17719
В статье рассматриваются предпринимаемые в XIXXX веках попытки обращения Русской церкви к опыту старообрядчества, в первую очередь, в вопросах, связанных с богослужением и исправлением богослужебных книг. Рассмотрены программа архаизации языка Н.И. Ильминского, архаизации церковного календаря М.Н. Никольского, порядок причисления к лику святых, введение новых служб и ряд других нововведений, ориентированных на опыт старообрядцев. Показано, что та часть русского общества, которая приняла реформы патриарха Никона, видела в старообрядцах хранителей древней традиции и обращалась к их опыту при решении конкретных вопросов церковной жизни.
Ключевые слова: история Русской церкви, старообрядчество, церковные реформы, богослужение, церковное пение, церковнославянский язык, патриаршество, канонизация.
Выпуск №13, С. 11–29
В статье предпринята попытка систематизации предложений по реформированию духовной школы (среднего и высшего звена) на рубеже XIX–XX веков. В 1906 году в Петербурге были изданы «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе», послужившие основой для обсуждения вопроса о проведении реформ в русской церкви на заседаниях Предсоборного присутствия в том же году, а впоследствии на Соборе 1917–1918 годов. Приход к власти большевиков поставил под вопрос само существование духовных школ, и в советский период духовное образование вошло не реформированным. После Архиерейского собора 1994 года в Русской православной церкви вновь заговорили о реформе духовного образования. «Отзывы епархиальных архиереев» являются ценным источником, в котором представлен весь спектр существовавших на тот исторический момент программ.
Ключевые слова: Отзывы епархиальных архиереев, реформа духовного образования, уставы духовных школ, Поместный собор 1917–1918 гг.
Александр Лавров, доктор исторических наук, профессор Университета Париж-Сорбонна (Париж)
Выпуск №27, С. 11–20
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17707
Статья посвящена одному из прижизненных сборников сочинений протопопа Аввакума, составленному самим автором – «Книге бесед». В отсутствие научного издания всего текста памятника многие вопросы – в том числе датировка отдельных бесед и всего сборника в целом – остаются открытыми. Привлечение нового списка первой беседы, сохранившегося в рукописи из собрания Е.В. Барсова (РГБ), позволяет выявить фрагменты текста, остающиеся до сих пор неопубликованными, которые дают возможность по-новому взглянуть на некоторые эпизоды преследований первых старообрядцев.
Ключевые слова: «Книга бесед», старообрядчество, протопоп Аввакум, древнерусская литература, старообрядческие мартирологи.
Выпуск №13, С. 109–121
Протопресвитера Виталия Борового называют «академиком церковного опыта», знаковой фигурой в истории церкви XX века, куда он вошёл как богослов, учёный, опытный дипломат, пастырь, проповедник, учитель. В статье рассматриваются основные направления служения протопресвитера Виталия Борового в первые 30 лет его церковной жизни и деятельности – с 1929 по 1959 год. Этот период представляет особый интерес как время формирования духовно-мировоззренческих взглядов, церковной и гражданской позиции отца Виталия, становления его как пастыря, педагога, церковного ученого, дипломата.
Ключевые слова: образование, служение, церковь, традиция, проповедь, пастырство, богословие, единство.
Галина Ложкова, бакалавр теологии, заместитель заведующего богословского колледжа СФИ (Москва)
Выпуск №26, С. 158–171
В статье рассматриваются богословские взгляды на проблему христианского единства протопресвитера Виталия Борового, многолетнего представителя Русской православной церкви во Всемирном Совете Церквей, наблюдателя от РПЦ на II Ватиканском соборе. Статья подготовлена на основе как опубликованных текстов протопресвитера Виталия, так и рукописей его докладов, которые были прочитаны на богословских конференциях в 1980–1990-е годы. Позицию отца Виталия в вопросах христианского единства характеризуют: опора на русскую религиозно-философскую мысль XIX – начала XX века, стремление к обновлению свидетельства, творческому хранению преемства церковного Предания, конструктивному межхристианскому диалогу, практические усилия по восстановлению единства.
Ключевые слова: межхристианский диалог, единство, свидетельство, служение, конфессия, исповедание, Предание Церкви.
Выпуск №13, С. 122–136
Статья посвящена деятельности митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) – епископа советской формации, самого влиятельного церковного деятеля своего времени. Он вступил в должность председателя Отдела внешних церковных сношений в июле 1960 года. Это был один из самых тяжёлых периодов в истории Русской православной церкви (Московского Патриархата) – время антирелигиозной кампании, целью которой была полная ликвидация церкви и всех церковных институтов. Несмотря на жесткий контроль со стороны советского государства, митрополиту Никодиму удалось наладить и развить отношения с Римско-католической церковью и со многими протестантскими церквами, способствовать укреплению позиции Русской православной церкви в СССР.
Ключевые слова: диалог с инославными, контроль советского государства, внешние связи, Римско-католическая церковь, протестантские церкви.
Выпуск №18, С. 87–97
В статье прослеживается развитие взглядов Робеспьера на христианство и церковь в контексте идей Просвещения, руссоизма и Великой французской революции, показывается их связь с философскими течениями эпохи, обосновывается религиозная критика Робеспьером революционного насилия и террора и атеистической идеологии, создание нового религиозного культа, огосударствление и политическое подчинение церкви. В качестве источника взят корпус политических речей Робеспьера, произнесенных в 1789–1794 годах.
Ключевые слова: Максимилиан Робеспьер, революция, террор, Учредительное собрание, Конвент, христианство, церковь, Просвещение, Культ верховного существа.
Выпуск №18, С. 65–77
Статья посвящена анализу научной дискуссии о времени появления молитвы проклятие миним и её направленности против евреев-христиан. Предание о том, что проклятие миним появилось в конце I века и было направлено против иудео-христиан, основано на записи Талмуда V века и свидетельстве двух отцов Церкви IV–V веков. К кому относился термин миним во II–III веках? Кроме святого Епифания Кипрского и блаженного Иеронима, живших в Палестине среди евреев в конце IV — начале V века, никто из христианских писателей не упоминает такую молитву ни ранее, ни позже в течение нескольких столетий. Возможно, только в Византийский период в Палестине благословение против миним стало направлено явно против евреев-христиан, называемых назореями.
Ключевые слова: миним, назореи, молитва против христиан, иудео-христианские отношения, ранняя церковь, раввины, синагога.
Выпуск №18, С. 78–86
При исследовании вопроса о нравственном содержании права церковного убежища (jus asyli) в контексте патриарших судов в Византии автор уделяет большое внимание истории этого явления, а также обоснованию необходимости рассмотрения уголовных дел патриаршим судом в исследуемый период. Эмпирический материал статьи представлен цитатами из правовых памятников Византии, подтверждающих теоретические доводы автора. Статья подготовлена на базе трудов дореволюционных специалистов в области церковной истории и церковного права.
Ключевые слова: право церковного убежища, jus asyli, патриарший суд, епитимья, наказание.
Выпуск №8, С. 63–83 
Проблема лжесвященства и самосвятства в истории церкви особенно обострялась во времена социальных смут, государственных переворотов и войн. В годы немецкой оккупации (1941–1944) благодаря строгой церковно-канонической позиции Псковская православная миссия во многом способствовала духовному возрождению. В то же время в воспоминаниях очевидцев и документах отмечаются случаи лжесвященства. В статье рассматриваются причины, классификация и духовные последствия этого явления.
Ключевые слова: лжесвященство, самосвяты, Псковская миссия, Прибалтийский экзархат, таинства, церковное возрождение.
Выпуск №5, С. 9–35
В статье ставится задача демифологизации «нового курса» сталинской церковной политики в 1943–1949 годах. Используя естественнонаучные концепции синергетики, автор на основе архивных документов и опубликованных источников пытается проанализировать переломный момент в истории православной церкви в СССР. Точкой бифуркации, т. е. событием кардинально изменившим дальнейший ход исторического развития Русской православной церкви Московского патриархата, стал собор епископов 8 сентября 1943 года и второе восстановление патриаршества. С этого момента начинается не только внешнее церковное возрождение, но и активное использование церкви во внутри- и внешнеполитических замыслах Сталина и советского руководства.
Ключевые слова:  точка бифуркации, синергетика, флуктуации, оберпрокурор Святейшего Синода, Патриарх Московский и Всея Руси, Совет по делам Русской православной церкви, уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви.
Константин Обозный, кандидат исторических наук, доцент, декан исторического факультета, заведующий кафедрой церковной и социальной истории СФИ (Москва; Псков)
Выпуск №38, С. 124–159
DOI: 10.25803/26587599_2021_38_124
Статья посвящена малоизвестным эпизодам жизни и служения профессора-протоиерея Ливерия Воронова. Первая часть исследования обращается к тому времени, когда он начал своё церковное служение на оккупированной территории Ленинградской области в составе Псковской миссии. Его церковная и миссионерская деятельность завершилась в Таллине в октябре 1944 года арестом, следствием и судом. Отец Ливерий Воронов не признал свою вину по обвинениям в антисоветской деятельности и сотрудничестве с немецкими спецслужбами, но, несмотря на это, был приговорен к 15 годам заключения в ИТЛ. После освобождения отец Ливерий вернулся к церковному служению и духовному образованию. В трудное время антирелигиозной кампании он завершил обучение и в 1961 году стал преподавателем Ленинградской духовной академии. В это же время началась его работа в Отделе внешних церковных сношений под началом митрополита Никодима (Ротова). В начале 1970-х годов происходит ряд событий, которые послужили основанием для увольнения отца Ливерия из ОВЦС и Учебного комитета РПЦ МП, а затем осложнению отношений с Издательским отделом МП. Насколько было возможно в этих трудных ситуациях, он находил поддержку у митрополита Никодима. В то же время протоиерей Ливерий был последовательным и принципиальным в своем служении на ниве духовного образования и церковной науки. До последних дней профессор-протоиерей Ливерий Воронов сохранял преданность академии и любовь к своей матушке Екатерине Вассиановне. Он оставил о себе добрую благодарную память у своих студентов и учеников, много послужил тому, чтобы даже в советских условиях духовная академия северной столицы была лучшей духовной школой РПЦ МП.
Ключевые слова: протоиерей Ливерий Воронов, Псковская православная миссия, Ленинградская духовная академия, митр. Никодим (Ротов), Отдел внешних церковных сношений Московского патриархата.
Выпуск №17, С. 43–78
В статье предпринята попытка провести сравнительный анализ принципов и практических особенностей церковного управления в Псковской епархии в период немецкой оккупации (1941–1944 годы) и в первые послевоенные годы (1944–1949 годы). Общие черты – отсутствие правящего архиерея и четко отлаженной работы епархиального управления, численный недостаток приходского духовенства, высокий уровень церковной активности членов приходов из числа мирян, вмешательство светских властей во внутрицерковные вопросы. Немецкие оккупационные власти вмешивались в церковные дела исходя из прагматики военной кампании с СССР, а советские власти активно влияли на развитие церковной жизни епархии, руководствуясь задачами по концептуальному изменению православной церкви в Советской России.
Ключевые слова: церковное управление, церковный совет, настоятель прихода, правящий архиерей, Псковская миссия, уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви, «новый курс».
Константин Обозный, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин СФИ (Москва)
Выпуск №21, С. 136–150
DOI: 10.25803/26587599_2017_21_136
В статье рассказывается о приходском братстве в местечке Эржеполь Полоцко-Витебской епархии, которое создал настоятель местного православного прихода священник Кирилл Зайц. В 1860-е годы большинство его прихожан перешло из католичества в православие без должной подготовки и научения в вере. Это породило феномен формального отношения к церковной жизни и массового возвращения местных крестьян в римо-католическое вероисповедание. Для исправления кризисной ситуации в 1900 году настоятель создал церковную школу для девочек, а вслед за этим, по благословению архиерея, в 1903 году учредил приходское Эржепольское братство, главной задачей которого стала поддержка церковно-приходской школы и ее учеников. Братство с самого начала развернуло образовательную, просветительскую и благотворительную деятельность. Не ограничиваясь конфессиональными границами, оно оказывало помощь всем местным жителям. После отъезда отца Кирилла в Витебск в 1911 году в связи с его назначением епархиальным миссионером братство постепенно угасло.
Ключевые слова: Эржепольское православное братство, Полоцко-Витебская епархия, женская церковно-приходская школа, священник Кирилл Зайц, пропаганда католицизма.
Выпуск №19, С. 103–120
В статье предпринята попытка проанализировать и сравнить взгляды представителей двух основных ветвей правой церковной оппозиции, иосифлян и последователей митрополита Кирилла (Смирнова), на церковную политику митрополита Сергия (Страгородского). Автор показывает, что именно они считали нарушениями принципа соборности в церковном управлении митрополита Сергия и почему разорвали евхаристическое общение с ним. 
Ключевые слова: Декларация митрополита Сергия, правая церковная оппозиция, движение непоминающих, иосифляне, круг последователей митрополита Кирилла (Смирнова), евхаристическое единство, соборность. 
Евгения Парфенова, бакалавр теологии, СФИ (Москва)
Выпуск №22, С. 59–84
В статье на основании опубликованных источников и архивных материалов исследуются деятельность и духовное наследие непрославленного уральского новомученика протоиерея Николая Буткина, связанные с такими вопросами возрождения церковной жизни, как восстановление священнического служения как исповедничества; преодоление разъединённости пастырей и мирян и устроение церковной жизни на братских началах; предоставление церкви внутренней свободы в отношениях с государством; преодоление разделённости церкви и общества. В публикации реконструируются основные этапы жизни и служения протоиерея Николая Буткина и даётся краткий обзор его текстов, опубликованных в церковной печати, а также недавно обнаруженных в архивах.
Ключевые слова: протоиерей Николай Буткин, Шадринск, Спасо-Преображенский собор, Симеоновское братство, братства, роман «Виноградари», возрождение церковной жизни, история православия на Урале, история Русской православной церкви в ХХ веке.
Выпуск №33, С. 118–143
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54186
В статье на материале исторической хроники «Продолжатель Феофана» (IX–X вв.) рассматриваются церковно-государственные отношения во второй период иконоборчества и в начале правления Македонской династии. В это время государственная власть дважды меняла свою позицию в вопросе почитания икон, поддерживая сначала иконоборцев, потом иконопочитателей. Идеальная модель церковно-государственных отношений, на которую ориентируется «Продолжатель Феофана», в целом совпадает с симфоническими отношениями церкви и государства, описанными в «Исагоге». В реальности правители стремились в целях сохранения единства империи диктовать свою волю в вопросах вероисповедания, грубо вмешиваясь во внутреннюю жизнь церкви. Принципиальной разницы в методах, которые государство применяло по отношению к церкви в периоды иконоборчества и иконопочитания, в источнике нет. Более того, гонения на инаковерующих в период иконопочитания, согласно «Продолжателю Феофана», были более жестокими и массовыми, чем во время иконоборчества. Выявленные в работе трудности во взаимоотношениях государственной и церковной властей привели к тому, что в начале правления Македонской династии произошло не установление симфонических отношений между православными императором и патриархом, а усиление царской власти и ослабление власти патриарха.
Ключевые слова: Византия, церковно-государственные отношения, симфония, иконоборчество, «Продолжатель Феофана», Лев V, патриарх Фотий, императрица Феодора, Василий I, Константин Багрянородный, Македонская династия.
Выпуск №13, С. 86–96
В статье рассказывается о репрессиях советской власти против православных деятелей Русского студенческого христианского движения в Эстонии в 1940–1941 годах на примере конкретных судеб трёх участников Движения. Основными материалами для исследования послужили архивные дела, хранящиеся в Эстонском государственном архиве. Работа представляет собой продолжение публикации документальных материалов и статей о судьбах деятелей РСХД в странах Балтии в XX столетии, которые вновь открывают дискуссию о механизме советских репрессий против верующих.
Ключевые слова: советские репрессии, РСХД, Эстония, православная церковь.
Выпуск №21, С. 87–100
DOI: 10.25803/26587599_2017_21_87
Статья посвящена деятельности Острожского Кирилло-Мефодиевского братства, основанного графиней Антониной Дмитриевной Блудовой в 1865 году и просуществовавшего до его ликвидации советской властью в 1933 году. Острожское братство, с одной стороны, типичное православное братство 60-х годов XIX века, занимавшееся широкой просветительской, благотворительной и церковно-устроительной деятельностью, а с другой – пример содружества людей, объединённых православной верой и совершающих настоящий подвиг служения русской православной церкви.
Ключевые слова: церковное православное братство, Острожское Кирилло-Мефодиевское братство, графиня А. Д. Блудова, женское училище графа Блудова.
Борис Сажин, кандидат исторических наук, старший преподаватель СФИ; преподаватель истории в НЧУ ОО СОШ «Карьера» (Москва)
Выпуск №32, С. 176–196
DOI: 10.25803/SFI.2019.32.53370
Данная статья посвящена религиозному нонконформистскому движению «неплательщиков», возникшему на Урале в 60-е годы ХIХ века. В работе освещается ранний этап истории «неплательщиков», период, когда данное движение, вызванное к жизни условиями освобождения крестьян от крепостной зависимости, приобретает религиозные черты. На основе архивных материалов, часть которых впервые вводится в научный оборот, в статье раскрывается механизм взаимодействия материальных и духовных факторов в появлении и развитии религиозных обществ. Особое внимание уделяется поведенческим практикам «неплательщиков». Их действия рассматриваются в контексте изменений религиозных представлений об окружающем мире у данной части горнозаводского населения. В статье делается вывод о том, что в Российской империи второй половины ХIХ века вероятность дополнения социально-экономического недовольства населения религиозным протестом была очень велика, так как культурные нормативы традиционного общества способствовали преобладанию иррациональной интерпретации окружающей человека действительности.
Ключевые слова: «неплательщики», сектантство, Сергинский горный округ, народные религиозные движения, крестьянская реформа 1861 г., эсхатология.
Борис Сажин, кандидат исторических наук, преподаватель истории в НЧУ ОО СОШ «Карьера» (Москва)
Выпуск №27, С. 21–33
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17714
В статье рассматриваются взгляды реформаторских народников по вопросу о религиозных гонениях на старообрядцев как факторе, способствовавшем колонизации окраинных территорий Российского государства с конца XVII по первую половину XVIII века. Автор приходит к заключению, что колонизационная составляющая в истории староверия рассматривалась народниками в контексте общей проблемы социального прогресса в стране. Освоение старообрядцами новых территорий осмысливалось народниками как распространение в России народных форм жизнедеятельности, отрицающих государственную централизацию и носящих небуржуазный характер.
Ключевые слова: народничество, старообрядчество, религиозные гонения, колонизация, И. И. Каблиц, Я. В. Абрамов.
Выпуск №17, С. 25–40
Христианское содружество учащейся молодежи – уникальное явление в жизни православной церкви начала XX века. В статье рассмотрены предпосылки возникновения Содружества, его цели и задачи, состав, а также устройство внутренней жизни и деятельности. Особое внимание уделено направлениям помощи молодёжи в воплощении своего христианского призвания через обретение христианского мировоззрения, духовное общение и практическое воцерковление жизни. Анализ жизни и деятельности Содружества позволил сделать вывод об уникальности найденных здесь путей целостного христианского просвещения учащейся молодёжи.
Ключевые слова: христианское содружество учащейся молодёжи, просвещение, христианское мировоззрение, учащаяся молодежь, Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, прот. Павел Лахостский, воцерковление молодёжи.
Священник Илья Соловьев, кандидат исторических наук, кандидат богословия, директор Общества любителей церковной истории (Москва)
Выпуск №26, С. 111–129
Настоящая статья публикуется в связи со столетним юбилеем Поместного собора Российской православной церкви 1917–1918 годов, история и материалы которого довольно полно исследованы отечественными и зарубежными церковными историками. От усвоения опыта и решений, принятых Собором, зависит осмысление нынешнего состояния Русской церкви, с этим связана надежда на возрождение церковной жизни в наступившем ХХI столетии. В статье названы церковно-исторические факторы, определившие уникальность собора и его авторитет (значимость). Особое внимание уделено вопросу выборов патриарха, представлению позиций сторонников и противников восстановления патриаршества, процедуре выборов. Поместный собор не просто восстановил институт патриаршества, но предложил систему церковного управления, основанную на началах соборности. Эта система просуществовала очень короткое время и никогда и нигде впоследствии не была проведена в жизнь. Автор видит значение Московского собора в утверждении в сознании верных чад Церкви идеи соборноправности, которая не сводится к созыву периодических церковных собраний разного уровня, но заключается в деятельном участии в церковной жизни всех членов Церковного Тела – мирян, клира и епископата.
Ключевые слова: Собор 1917–1918 годов, патриаршество в России, соборность Церкви, Предсоборное присутствие, Предсоборный совет, Высшее церковное управление.
Выпуск №2, С. 47–67
Выпуск №21, С. 76–84
DOI: 10.25803/26587599_2017_21_76
Статья посвящена одному из малоизученных эпизодов истории Архангельской и Холмогорской епархии – деятельности церковно-приходских православных братств, существовавших на рубеже XIX–XX веков. Приходские братства были формой реакции части православного духовенства и наиболее преданных Церкви мирян на вызовы эпохи догоняющей модернизации. Расслоение общества, ускоренная урбанизация преимущественно сельскохозяйственно-промыслового Севера, пропаганда радикальных политических партий, социальные болезни, такие как алкоголизм, падение нравов, – всё это вызывало у лучших «детей Церкви» желание помочь своим ближним не только морально (путём молитвы и увещевания), но и материально. Так началась новая для Русского Севера практика – создание и деятельность церковно-приходских братств и братств трезвости. Эти организации возникали как в губернском Архангельске, так и в уездных городах (Холмогоры), крупных сёлах, таких как Усть-Цильма, Ижма, Кехта и других. 
Ключевые слова: приходские братства, православие на Русском Севере. 
Выпуск №22, С. 18–39
В статье исследуются глубина и многообразие форм церковной жизни в лагерях перемещённых лиц на территории Западной Европы в период с 1945 по 1952 год. Хронологические рамки обусловлены периодом существования лагерей DP на территории Западной Европы, географические рамки ограничены английской и американской зонами оккупации стран Австрии и Германии – территориями, которые включила в себя Берлинская и Германская епархия РПЦЗ.
Ключевые слова: перемещенные лица, лагеря DP, остарбайтеры, антисоветские формирования, репатриация, Шляйсгайм, Фишбек, Парш, еп. Рижский Иоанн (Гарклавс), еп. Нафанаил (Львов).
Выпуск №13, С. 30–42
В статье анализируется поиск объёма понятия «приход» в ходе предсоборной дискуссии и на Поместном соборе 1917–1918 годов. Для участников полемики это был поиск пути воплощения духа соборности. Так, в начале ХХ века приход мог называться одновременно «малой церковью», «общиной», «учреждением», «основной ячейкой церковного общества», «попечительством» и «братством». Наиболее острая дискуссия развернулась между теми, кто пытался определить приход через понятия «малая церковь» (в смысле собрания верующих) и «от Бога установленное учреждение», в котором прихожане и причт мыслились вторичной составляющей по отношению к приходскому храму. В качестве предпочтительной идеи, предложенной в рамках Предсоборной дискуссии и на Соборе 1917–1918 годов, была выдвинута «модель» прихода общины, состоящей при приходской церкви.
Ключевые слова: приход, община, попечительство, братство, παροικία, cоборность, «модели» прихода, предсоборная дискуссия, Предсоборное присутствие, Поместный собор 1917–1918 гг.
Владимир Черняев, кандидат исторических наук, доцент СФИ (Москва; Санкт-Петербург)
Выпуск №34, С. 215–243
DOI: 10.25803/SFI.2020.34.2.009
Статья посвящена анализу церковного и исторического значения Зарубежной России. Показано концептуальное различие понятий Зарубежная Россия и Русское зарубежье, которые часто ошибочно используют как синонимы. Зарубежная Россия была уникальным феноменом XX века. Деятельность российского Совета послов, не признавшего власть большевиков, закрепила за Парижем, главным центром интеллектуальных сил русских изгнанников, роль столицы Зарубежной России. В статье показана роль Лиги Наций и особенно Фритьоф Нансена и Константина Гулькевича в решении проблем русских беженцев, изгнанников и эмигрантов. Официальное представительство в Лиге Наций Совета послов и других русских общественных организаций и обретение своего международно признанного нансеновского паспорта означали признание де факто Зарубежной России государствами Лиги Наций. Являясь временным государственным образованием, без собственной территории, Зарубежная Россия имела собственный (нансеновский) паспорт, свои гимн, памятные даты и праздники. Только в Зарубежной России продолжала развитие культура Серебряного века. Особое значение в статье уделено Русской православной церкви в Зарубежной России и взаимоотношениям её руководителей в зарубежье – митрополитов Евлогия (Георгиевского) и Антония (Храповицкого). Главную надежду на духовное преодоление политического раскола между русскими вне и внутри России философы-изгнанники связывали с Русской православной церковью. При всей своей положительной роли зарубежная Русская православная церковь, к сожалению, не смогла стать главной связующей и организующей силой Зарубежной России, в значительной мере из-за соперничества иерархов. Преодолеть свою внутреннюю политическую разобщённость и создать единую волю Зарубежная Россия оказалась не способна. Вторая и третья волны, как и новые поколения первой волны, не смогли вдохнуть силы в вымиравшую Зарубежную Россию. Исчезла Зарубежная Россия вместе с крахом коммунистической системы, которому способствовали её противостояние и борьба. Пока исследована лишь верхушка огромного айсберга Зарубежной России. Историки лишь на подступах к этому всемирно-историческому феномену и освоению его религиозно-философского, литературного, научного, технического, художественного и архитектурного наследия. Особое внимание уделено вопросу о научной и практической ценности, значимости и пользе исследования научных проблем Зарубежной России для решения проблем мигрантов в современной России.
Ключевые слова: Русское зарубежье, Зарубежная Россия, Русская православная церковь, митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Евлогий (Георгиевский), Лига Наций, Ф. Нансен, К. Н. Гулькевич, русский Зарубежный съезд 1926 года
Выпуск №19, С. 121–149
В статье рассматривается церковная деятельность Бориса Владимировича Талантова, мирянина из города Кирова (Вятки), которую он осуществлял с 1954 по 1971 год. Борис Владимирович был организатором и вдохновителем братства вятских христиан, существовавшего на территории Кировской епархии. Согласно «Уставу братства» его деятельность носила апологетический, просветительский, благотворительный характер и была направлена на объединение верующих в борьбе за их законные права, содействие защите храмов от закрытия. Борис Талантов возглавлял петиционную кампанию, писал письма в адрес Никиты Хрущёва, патриарха Алексия I, в различные издания газет и журналов, выступал с резкой критикой позиции Московской патриархии в разгар «хрущёвских» гонений на церковь, разработал проект церковных реформ. 
Ключевые слова: Русская православная церковь, церковное сопротивление, Борис Владимирович Талантов, братство вятских христиан, защита храмов от закрытия, защита прав верующих, проект церковной реформы. 
Выпуск №17, С. 81–95
Статья посвящена личности Ивана Алексеевича Чурикова, основателя движения народных трезвенников, и первым годам становления движения. Рассмотрены проблемы взаимоотношений Чурикова и его последователей с официальными представителями Православной Российской церкви.
Ключевые слова: Чуриков, чуриковцы, алкоголизм, общество трезвости.
Выпуск №2, С. 28–46
Михаил Шкаровский, доктор исторических наук, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга
Выпуск №25, С. 43–75
Одним из самых значительных братств в истории Русской православной церкви было существовавшее в 1918–1932 годах в Петербурге (Ленинграде) Александро-Невское братство. Оно было создано при Александро-Невской лавре ивключало как насельников обители, так и наиболее активную и преданную церкви часть мирян «северной столицы». В годы антирелигиозных гонений братство представляло собой духовный стержень жизни епархии. Деятельность его членов была очень разнообразна: богослужебная, духовно-просветительная, благотворительная, научно-богословская, образовательная и др. История братства завершилась в 1932 году его разгромом ОГПУ. При этом в ходе следствия и последующего заключения большая часть братчиков проявила мужество и стойкость. След, оставленный Александро-Невским братством в истории Русской церкви, был заметным для всего ХХ века, ни из одной другой общественной церковной организации не вышло такое большое количество архиереев, несколько его членов прославлены в лике святых.
Ключевые слова: Русская православная церковь, Александро-Невское братство, антицерковные репрессии, мученичество, исповедничество.
Выпуск №33, С. 162–186
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54188
Второе восстановление патриаршества стало одним из ключевых событий в истории Русской православной церкви XX века. Фактологическая сторона этого события сегодня достаточно изучена, однако обсуждение мотивов и движущих сил, альтернативного развития событий, а главное плодов, которые принес этот церковно-государственный проект, сохраняет актуальность. Участники круглого стола, посвящённого 75-летию избрания патриарха Сергия, обсудили ряд вопросов: был ли выбор у руководства РПЦ МП осенью 1943 года, когда Сталин высказал пожелание скорейшего восстановления структуры и статуса церкви в СССР? кто более нуждался в церковном ренессансе – Сталин или Московская патриархия? Ключевая проблема, которая оказалась в центре обсуждения: что приобрели, а что потеряли стороны этого «союза»? какой ценой было восстановлено патриаршество в Русской церкви? на какие компромиссы вынуждены были пойти советское правительство и руководство РПЦ МП, а вслед за ним епископат и клир? Участники круглого стола пришли к выводу, что за внешним благополучием, которое обретала церковная структура после 1943 года, было потеряно единство внутри церковного народа и, как следствие, возникли отчужденность и недоверие между епископатом, клиром и мирянами. Церковь перешла к совершенно другой экклезиологической модели, заложившей основания системного кризиса.
Ключевые слова: второе восстановление патриаршества, «новый курс» религиозной политики Сталина, патриарх Сергий, Совет по делам РПЦ, Архиерейский собор 8 сентября 1943 г., Декларация 1927 г., проект всеправославного единства.
Выпуск №21, С. 167–197
DOI: 10.25803/26587599_2017_21_167
Круглый стол в рамках конференции «Православные братства в дореволюционной России: приоритеты деятельности»
Ключевые слова:
Выпуск №17, С. 120–141
Участниками семинара с разных сторон рассматривается проблема человека в светской и церковной истории. Юлия Валентиновна Балакшина сосредоточилась на вопросе новых подходов к роли личности в истории в эпоху крушения «больших нарративов». Григорий Борисович Гутнер рассматривает хайдеггеровскую концепцию соотношения истории и человека. Виталий Викторович Черкасов обращается к философскому осмыслению человека и истории в работах Карла Ясперса. Итоговое выступление священника Георгия Кочеткова открывает новые богословские подходы к данной проблеме. В центре внимания участников оказывается вопрос о стратегиях личностного «самостояния» и практиках, «с помощью которых люди превращают себя в личности», несмотря на давление тоталитарных государств XX века.
Ключевые слова: история, метаистория, человек, личность.
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2990 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22 октября 2021 года
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00