Перейти к основному содержимому

Выпуск 16 (осень 2015)

Шестнадцатый выпуск Альманаха СФИ включает статьи по богословию и философии.

Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». Выпуск 16

Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». Выпуск 16

Свет Христов просвещает всех : Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. Выпуск 16. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2015. 117 с.

Содержание выпуска

Богословие

Протопресвитер Виталий Боровой
С. 9-35
Статья подготовлена на основе рукописи доклада, который протопр. Виталий Боровой собирался прочитать на богословском семинаре в Шамбези (Швейцария) в канун празднования 1000-летия крещения Руси. В докладе рассмотрены богословские взгляды прот. Сергия Булгакова и философские идеи Н. А. Бердяева как ведущих представителей русского религиозно-философского возрождения первой половины XX века. Текст сопровождается обзором библиографии основных трудов Булгакова и Бердяева (и их исследователей). Статья представляет собой прекрасное введение в творчество рассматриваемых авторов.
Ключевые слова: Бердяев, Булгаков, богословие, философия, персонализм, экзистенциализм, коммунизм, русское религиозно-философское возрождение.
С. 36-48
В данной статье рассматривается антропологический синдром Homo Securitatis (человек бдительный), формирующийся в современной секулярной парадигме безопасности. Путем к исцелению от этого синдрома, особенно разрушительного для церковной жизни, может быть осмысление христианской антропологии общения.
Ключевые слова: антропология, богословие безопасности, Homo Securitatis, прот. Думитру Станилое.
С. 49-60
В статье рассматриваются некоторые оригинальные черты представлений Оригена о человеке: телесность как следствие грехопадения, идея метемпсихоза, вера в апокатастасис. Синтез античной философской мысли и зарождающегося христианского богословия – главная особенность антропологии александрийского катехета.
Ключевые слова: антропология, трихотомия, метемпсихоз, апокатастасис, космогония.

Панельная дискуссия

С. 63-82
Секулярная и постсекулярная мысль в статье сопоставлены с русской религиозной философией. Показано, что постсекулярная интерпретация религии противоположна ее пониманию, развитому в русской религиозной философии. Однако она также противоположна и секулярному пониманию религии. Эта парадоксальная ситуация проясняется, если обратить внимание на сходство между проектом, предложенным русскими философами, и секулярным проектом. Оба эти проекта стремятся к тотальности. Они противостоят друг другу, поскольку пытаются найти эту тотальность на разных основаниях. Секулярная рациональность ищет тотальности разума. Русская философия пытается включить разум в религиозную тотальность. В отличие от обоих, постсекулярный проект отказывается от тотальности вообще и пытается найти единство иного рода. Основным концептом этого проекта является дополнительность. Он подразумевает партнерство различных дискурсов, дополнительных друг к другу. 
Ключевые слова: секулярный, постсекулярный, религия, единство, тотальность, дополнительность, дискурс.
С. 83-99
В статье обсуждается, в каком смысле великие культурные эпистемы – такие, как сакральная эпистема христианского Средневековья и секулярная эпистема Европы Нового времени, – могут быть названы тотальными или репрессивными. При этом секуляризация понимается как локальный исторический процесс, имеющий не только временные, но и географические пределы. С начала ХХI века идет широкая дискуссия о постсекуляризме, приходящем якобы на смену секуляризму. Автор пытается показать, в сколь узком смысле это утверждение справедливо. Оспаривается мнение Г. Б. Гутнера о том, что теория дискурса Ю. Хабермаса являет собой новый глобальный – постсекулярный – проект, преодолевающий тотально-репрессивный характер предшествующих культурных эпистем.
Ключевые слова: тотальность, сакральная и секулярная эпистемы, постмодернизм, постсекуляризм.
Владислав Шапошников, кандидат философских наук
С. 100-112
Работа представляет собой полемическую реплику на статью Г. Б. Гутнера «Секулярность, постсекулярность и русская религиозная философия». В центре обсуждения находится проблема соотношения тотальности и сетевого типа целостности, в связи с чем предлагается понимание секуляризации как попытки сменить тип целостности с первого на второй. Современным воплощением секулярного мышления представлен натуралистический проект, не получивший, к сожалению, освещения в обсуждаемой статье. Отстаиваемой Г. Б. Гутнером концепции дополняющих друг друга дискурсов противопоставляется другой проект. Он состоит в поиске конкретной теоретической схемы, позволяющей сочетать противоположные типы целостности (сетевую и тотальность) без подавления одной из них другою. В этой связи ставится под сомнение интегральная оценка русской религиозной философии как полностью находящейся в рамках парадигмы тотальности и обсуждается дальнейшая ее судьба.
Ключевые слова: тотальность, целостность, фрагментарность, сетевой тип целостности, предопределенность и свобода, секулярность, натуралистический проект, русская религиозная философия.
Григорий Гутнер, доктор философских наук
С. 113-117
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00