Перейти к основному содержимому

Выпуск 37 (зима 2021)

В 37-й выпуск «Вестника СФИ» вошли статьи по патристике, экклезиологии, литургике, библеистике, религиозной педагогике, междисциплинарные исследования, а также обзоры, аннотации, рецензии.

Содержание выпуска

37-й выпуск «Вестника СФИ» начинается предисловием Дмитрия Гасака, в котором представлена важная тема номера – анализ богословских идей священника Георгия Кочеткова – и обозначены особенности богословского дискурса последнего.

Раздел Патристика представлен статьёй Себастьяна Брока, в которой на материале сочинений преподобного Ефрема Сирина рассматривается понятие красоты в христианской антропологии.

Раздел Экклезиология включает две статьи. Исследование Ольги Кузнецовой посвящено проблеме определения границ церкви, оно показывает, каким образом этот вопрос решается в трудах протоиерея Сергия Булгакова, протопресвитера Николая Афанасьева, протоиерея Георгия Флоровского и священника Георгия Кочеткова. Архимандрит Роберт Тафт, осветив трудности, связанные с содержанием и использованием понятия «миряне», предлагает своё видение роли мирян в церкви, раскрывающееся в жанре  повествовательного богословия.

Раздел Литургика и сакраментология представлен статьёй Давида Гзгзяна, в которой предпринята попытка определить причины отсутствия единого православного сакраментального учения и предложить возможные основания для его построения, опираясь на опыт современной мистагогии в системе последовательного оглашения взрослых, воссозданной священником Георгием Кочетковым.

В разделе Религиозная педагогика и образование публикуется статья Александра Копировского, в которой на примере Свято-Филаретовского института показано, как возрождение системы длительной катехизации в своём развитии приводит к рождению нового типа образования. 

Раздел Библеистика представлен статьёй Светланы Каревой, в которой исследуется происхождение метафоры υἱοθεσία («усыновление») в посланиях апостола Павла. 

В разделе Междисциплинарные исследования публикуется статья Юлии Сафроновой, в которой рассматривается возникший в последней четверти XIX века в русском обществе вопрос о возможности канонизации Александра II как царя-мученика.

Раздел Публикация источников представлен письмом православного педагога и общественного деятеля Александры Алексеевны Ершовой о необходимости чтения Евангелия, Деяний и Посланий во время богослужения в церкви на русском языке.

Раздел Обзоры, аннотации, рецензии включает обзор научной конференции, посвящённой 90-летию начала массового раскулачивания в Советском Союзе «Сталинская коллективизация: актуальные проблемы» (Москва, 2020 г.); рецензии на книги Джона Клоппенборга “Christ’s Associations: Connecting and Belonging in the Ancient City” (Yale University Press, 2019) и Любови Дихановой-Внуковской «“Вместо чудес или дара пророчества”. Миссионерская стратегия иезуитов в Азии в XVI веке» (Алетейя, 2020); рецензию на сборник «Системные проблемы православия: анализ, осмысление, поиск решений» (Проект «Соборность», 2020); аннотацию книги «Сергей Николаевич Булгаков» (РОССПЭН, 2020).

Дмитрий Гасак, первый проректор СФИ (Москва)
С. 9–11

Патристика

Себастьян Пол Брок, Ph. D., University of Oxford, Почетный научный сотрудник в области сирийских исследований Вольфсон-колледж (Оксфорд)
С. 12–24
DOI: 10.25803/SFI.2021.37.1.001
В статье на материале трудов преподобного Ефрема Сирина рассматривается понятие красоты в христианской антропологии. На примере гимнов сирийского поэта IV века анализируется толкование библейского стиха о сотворении человека по образу Божьему. Выявляются метафоры, при помощи которых преподобный Ефрем развивает мысль о первоначальной красоте человека в раю, грехопадении и потере красоты Адамом и Евой. Красота образа Божьего в человеке замутнена грехопадением и для ее восстановления необходимы усилие и аскеза человека. При этом Бог сохраняет в силе дар свободной воли и не прибегает к принуждению. Сотворение и грехопадение человека, воплощение Христа и возвращение человека к Богу через крещение описаны преподобным Ефремом при помощи метафор одеяния и зеркала. Крещение воспринимается как облечение в ризы славы, аскеза сравнивается с шлифовкой поверхности зеркала. Образ чистого и незамутненного зеркала явлен во Христе. Человеку, принявшему крещение, необходимо постоянно очищать свое внутреннее око, чтобы подражать в этой чистоте Христу. Образы одеяния в «ризы славы», очищения зеркала и возвращения к первоначальной красоте помогают не только выявить специфику понятий, свойственных раннесирийской христианской литературе, но и пролить свет на возможное понимание слов Федора Достоевского «красота спасет мир».
Ключевые слова: христианская антропология, образ Божий, раннесирийская литература, прп. Ефрем Сирин, грехопадение, красота.

Экклезиология

Оригинальные исследования

С. 25–42
DOI: 10.25803/SFI.2021.37.1.002
В статье рассматривается одна из самых острых проблем православной экклезиологии, связанная с выявлением различных типов церковных границ. От решения этого вопроса зависит не только прояснение учения о Церкви, что в условиях отсутствия специального экклезиологического догмата крайне актуально, но и нахождение путей для обретения чаемого всеми церковного единства. Предметом исследования стали труды русских православных богословов, которые внесли наиболее существенный вклад в развитие православной экклезиологии XX века: протоиерея Сергия Булгакова, протопресвитера Николая Афанасьева и протоиерея Георгия Флоровского. Отталкиваясь от понимания принадлежности к церкви каждого отдельного человека (членства в церкви) и проблем признания или непризнания таинств, совершенных за церковными пределами, исследуемые авторы приходят к важным выводам. Основной вывод касается необходимости различать не только характер церковности человека (актуальное, потенциальное и условное членство), 
каноническую и благодатную действительность совершаемых вне церкви таинств, но также рассматривать наличие церковных границ иного порядка, нежели только канонические. В результате анализа исследуемых работ обнаруживается разница в подходах к определению границ церкви разного порядка ( Флоровский выделяет харизматические границы, Афанасьев – границы евхаристического собрания, а Булгаков – мистические).
Ключевые слова: экклезиология, границы церкви, русское богословие, таинства, прот. Сергий Булгаков, протопр. Николай Афанасьев, прот. Георгий Флоровский.

Переводы

Архимандрит Роберт Фрэнсис Тафт, профессор Папского Восточного института (Рим)
С. 43–73
DOI: 10.25803/SFI.2021.37.1.003
Вопрос о роли мирян в Церкви закономерно требует пояснений, поскольку миряне суть народ Божий, и они не только «в Церкви», но они и есть сама Церковь. Все различения между мирянами и клириками являются продуктом мысли более позднего времени, о чем свидетельствует данное исследование. В текстах Нового завета и свидетельствах раннехристианской эпохи отсутствует отдельная категория «мирян» как не-клириков или 
таких членов церковного собрания, которые не имеют призвания и служения, но все члены церковного собрания есть народ Божий (ὁ λαὸς τοῦ Θεοῦ) – как имеющие поставление на особые церковные служения, так и не имеющие его. Решение вопроса осложняется тем, что определение «миряне» не имеет терминологически ясного перевода: термин «лаики» раскрывает значение данного определения лишь отчасти, а именование членов народа Божьего, не имеющих особого церковного поставления, «мирянами» указывает на их стремление жить интересами и установлениями «мира сего». Автору важно показать, что свидетельством о полноте членства в народе Божьем каждого верного является его церковное служение в меру его духовного дара и связанного с ним поставления.
Особое значение, наряду с контекстным анализом раннехристианских свидетельств и современных церковных документов, приобретает жанр «повествовательного богословия». Нарратив «повествовательного богословия» позволяет раскрыть путь веры и стремление к освящению жизни пред Богом простых людей, сохраняющих верность своему христианскому призванию. Их жизненное свидетельство о глубоком и преображающем действии Божьем раскрывает, по мнению автора, подлинное место верных членов народа Божьего, называемых «мирянами», в истории церковной святости и их роль в свидетельстве о Христе миру.
Ключевые слова: литургика, экклезиология, миряне, народ Божий, лаики, клирики, церковное собрание, молитва, евхаристия, повествовательное богословие.

Литургика и сакраментология

Давид Гзгзян, кандидат филологических наук, декан богословского факультета СФИ (Москва)
С. 74–88
DOI: 10.25803/SFI.2021.37.1.004
В статье предпринята попытка определить причины отсутствия единого православного сакраментального учения и предложить возможные основания для построения такового. Автор исходит из представления об основополагающей зависимости понимания таинства от общего видения природы Церкви. Господствующая по сей день так называемая клерикальная экклезиологическая модель заставляет ограничивать идею совершения таинства его формальными условиями: наличие канонически состоятельного клирика, тайносовершительной формулы, нередко вещества таинства и фиксируемого момента его совершения. В результате игнорируется тайна Церкви и провозглашенная Евангелием свобода действия Духа, основополагающее значение Которого неоднократно в разные периоды церковной истории специально подчеркивалось признанными авторитетами. Основание целостного православного учения о таинствах можно попытаться найти в опыте 
сознательного воцерковления, который предлагается интерпретировать как первенствующее таинственное усилие Церкви, прямо исходящее из ее призвания. Тогда единое таинство Церкви, о котором неоднократно говорилось в разные периоды ее истории, оказывается экзистенциальным опытом, составляющим саму суть бытия Церкви от каждого единичного акта подлинного воцерковления до ее всеобщего предназначения. В этом случае таинство, как и вся жизнь Церкви, приобретает характер динамического процесса с изменчивыми результатами, и позитивный характер последних зависит от качества духовного усилия, предпринятого конкретным церковным сообществом. Тогда и действительность таинства предпочтительно описывать в категориях духовного усилия, испытания и степени исполнения 
(благодатности).
Ключевые слова: православная церковь, природа Церкви, сакраментология, таинство, действительность таинства.

Религиозная педагогика и образование

Александр Копировский, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой богословия СФИ (Москва)
С. 89–108
DOI: 10.25803/SFI.2021.37.1.005
В статье раскрывается опыт уникального духовного учебного заведения, созданного в советское время как плод неожиданно возникшего в среде советской интеллигенции интереса к религии и православной церкви, без попыток повторить структуру и содержание образования в духовных семинариях и академиях. Показано, как возрождение существовавшей в раннехристианской церкви системы длительной катехизации с необходимостью приводит к ее дальнейшему развитию в виде системы образования, предполагавшей отказ от схоластики и преодоление разрыва между интеллектуальным познанием и непосредственной духовно-церковной практикой. Принципы этой системы, представленной в виде трех последовательных образовательных этапов, сформулированы в контексте поиска общинности и единства, без которых духовные школы обречены на формализацию и вырождение. Выделены и обоснованы средства максимальной активизации студентов в процессе обучения, подробно описаны формы и специфика их самостоятельной работы. Подчеркнута необходимость и возможность ориентирования их сразу на высшие достижения христианской научно-богословской мысли при условии, что процесс духовного образования является не основой, а дополнением к экзистенциальной стороне жизни студентов. Новый тип духовного образования рассматривается в связи с пониманием христианской традиции как единства богословия, церковной культуры и церковного образования. Сделан вывод, что спонтанно открытые на основе возрождения святоотеческой катехизации принципы, методы и формы обучения в Московской высшей православно-христианской школе оказались во многом сходными с современными поисками выхода высшего образования из кризиса в виде различных форм «свободных университетов».
Ключевые слова: катехизация, община, братство, христианское образование, этапность, духовные школы, духовная литература, православная традиция, учебные программы.

Библеистика

С. 123–138
DOI: 10.25803/SFI.2021.37.1.007
В статье рассматриваются вопросы происхождения метафоры υἱοθεσία («усыновление») в посланиях апостола Павла, ее богословское содержание и взаимодействие с иудейской традицией «сыновства» Израиля. В библейской литературе метафора υἱοθεσία встречается только у апостола Павла и может рассматриваться как одна из характеристик его экзегетики и богословия. Проблема источников (традиций) появления метафоры Павла (иудейские тексты или греко-римские юридические нормы и практика) связана с особенностями его личности и богословия: Павел был человеком двух культур – еврейской и греческой. В статье анализируется содержание метафоры υἱοθεσία в Посланиях к Галатам и Римлянам во взаимодействии с метафорами «сыновства» Израиля в иудейской традиции с целью определить, как известные Павлу идеи, заключенные в υἱοθεσία, связаны с ветхозаветным откровением и какие собственные концепции апостол намеревался донести до аудитории. Статья раскрывает, как с помощью метафоры υἱοθεσία Павел представляет собственную интерпретацию «сыновства» Израиля и объединяет свои идеи исполнения Божественных обетований в единый эсхатологический сценарий с центральной идеей «усыновления». Находясь в центре повествования об Иисусе, встроенного в общую историю Израиля, метафора υἱοθεσία служит апостолу Павлу для обоснования его определения «семени Авраама», включающего язычников наравне с иудеями в число наследников Божественных обетований, данных Аврааму, и показывает, каким образом происходит их исполнение.
Ключевые слова: апостол Павел, новозаветные послания, «усыновление» (υἱοθεσία), греко-римская адаптация, иудейская традиция, ветхозаветные аллюзии, историко-типологическая модель, эсхатология, «семя Авраама».

Междисциплинарные исследования

Юлия Сафронова, кандидат исторических наук, доцент, декан факультета истории ЕУСПб (Санкт-Петербург)
С. 139–160
DOI: 10.25803/SFI.2021.37.1.008
Статья посвящена формированию и функционированию образа Александра II в качестве царя-мученика в последней четверти XIX века. Интерпретация покушений на императора, а затем его убийства 1 марта 1881 года в качестве добровольной жертвы за «грехи» русского народа и даже «сораспятия c Первомучеником Христом» была удачной находкой проповедников Православной российской церкви, позволявшей говорить о цареубийстве не как о глубочайшем политическом кризисе, но как об акте «спасения» России. В таком качестве образ царя-мученика активно использовался как в официальном дискурсе власти, так и в публицистике, не только консервативной, но и либеральной. Вместе с тем настойчивое и постоянное использование этого образа имело неожиданный эффект в виде слишком буквального его прочтения, т. е. прямых требований канонизации Александра II, создания икон с его изображением и проведением крестных ходов с портретами императора. 
Во второй части статьи высказывается ряд гипотез о том, почему канонизация убитого императора, которая, казалось бы, логично вытекала из дискурсивной стратегии объяснения цареубийства и находила поддержку среди верующих, оказалась не нужна политической элите Российской империи. В историческую память России Александр II вошел как царь-освободитель, а не как царь-мученик.
Ключевые слова: Александр II, народовольческий террор, канонизация, мученик, репрезентация.

Публикация источников

С. 161–174
DOI: 10.25803/SFI.2021.37.1.009
Публикуемое письмо написано православным педагогом и общественным деятелем Александрой Алексеевной Ершовой (урожденная Штевен, 1865–1933) в 1930 году в Москве. Автор письма поднимает вопрос о необходимости чтения Евангелия, Деяний и Посланий во время богослужения в церкви на русском языке. В конце XIX века Александра Ершова была известна в России как православный педагог, занималась устроением школ грамоты (начальных элементарных крестьянских школ). С 1885 по 1895 гг. в Нижегородской губернии ею было открыто около 50 школ. В дальнейшем, будучи супругой тульского помещика, впоследствии воронежского губернатора М. Д. Ершова, продолжала интересоваться проблемами духовного просвещения и образования, писала публицистические статьи. В число ее корреспондентов входили обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, политические и общественные деятели начала ХХ века: князь Д. И. Шаховской, А. И. Гучков, П. Б. Струве, писатели Л. Н. Толстой, В. В. Вересаев, В. Г. Короленко, педагоги и просветители С. А. Рачинский, Н. Н. Неплюев и др. Революцию октября 1917 года семья Ершовых не приняла и эмигрировала на Украину. В конце 1920-х годов Александра Алексеевна Ершова вместе с оставшимися детьми переехала в Москву. Она была знакома со многими московскими священниками, знала церковную ситуацию, хотела быть полезной церкви, о чем свидетельствует публикуемое письмо.
Ключевые слова: православное богослужение, переводы богослужения, христианское просвещение, гонения на церковь в XX веке, А. А. Ершова.

Обзоры, аннотации, рецензии

С. 186–189
DOI: 10.25803/SFI.2021.37.1.011
С. 190–199
DOI: 10.25803/SFI.2021.37.1.012
С. 205–207
DOI: 10.25803/SFI.2021.37.1.014
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00