Перейти к основному содержимому

Выпуск 25 (зима 2018)

В 25-й выпуск Альманаха СФИ вошли статьи по истории русской православной церкви, библеистике, а также междисциплинарные исследования, обзоры, аннотации, рецензии.

АЛЬМАНАХ СФИ «СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ». Выпуск 25

АЛЬМАНАХ СФИ «СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ». Выпуск 25

Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». 2018. Вып. 25. 216 с.

Содержание выпуска

Двадцать пятый выпуск Альманаха СФИ приурочен к 100-летию воззвания патриарха Тихона от 19 января (1 февраля) 1918 года, в котором прозвучал призыв к созданию духовных союзов. Церковный и общественный контекст жизни страны в послереволюционную эпоху позволяют воссоздать две статьи номера. В первой рассматривается вопрос о том, как и почему изменялось отношение церковного руководства к проблеме прав и обязанностей прихожан в период между весной 1917 года и летом 1918 года; во второй речь идёт об острых проблемах церковной жизни, которые освещались на страницах журналов военно-духовного ведомства.

Одним из первых ответов на призыв патриарха стало основание в Петербурге Александро-Невского братства. В номере публикуются материалы и документы, которые посвящены судьбам членов братства в годы репрессий, а также практике и особенностям совершения братского богослужения. В номере также впервые представлен документ, относящийся к деятельности Совета объединенных приходов г. Москвы, созданного 30 января 1918 года.

В разделе История православных братств и духовных союзов впервые публикуется рукопись члена мечёвской общины, духовного сына святого праведного Алексия Мечёва протоиерея Георгия Ивакина-Тревогина о необходимости перевода богослужения на русский язык. Здесь же представлено первое издание писем Николая Николаевича Неплюева, основателя двух сельскохозяйственных школ и Крестовоздвиженского трудового братства к Александре Штевен, создательнице крестьянских школ грамоты.

В разделе Библеистика представлены статьи, посвящённые экзегезе стиха «Или врaчи воскресят...» (Пс 87:11 и Ис 26:14а) и деятельности архиепископа Сильвестра (Лебединского), одного из первых в России интерпретаторов евангельских притч.

Две статьи раздела Междисциплинарные исследования исследуют разные аспекты творчества христианских писателей – Николая Лескова и Гилберта Честертона.

История Русской православной церкви

Алексей Беглов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН; доцент НИЯУ МИФИ
С. 11–27
Статья посвящена рассмотрению вопроса о том, как и почему изменялось отношение церковного руководства к проблеме прав и обязанностей прихожан в период между весной 1917 года и летом 1918 года. Автор показывает, что «приходская революция» весны – лета 1917 года, в ходе которой прихожане взяли в свои руки управление храмовым и приходским имуществом и назначение членов причта, первоначально воспринималась как разрушительный процесс. Церковные власти стремились ограничить её последствия. Однако в условиях начавшихся на рубеже 1917–1918 годов преследований духовенства и верующих со стороны советской власти именно миряне и их объединения стали восприниматься как сила, способная защитить церковь. В результате к лету 1918 года произошла легализация «приходской революции» и её последствий. Большевистское руководство невольно способствовало этому, поскольку декрет «Об отделении церкви от государства…» оставлял место для легальной деятельности низовых религиозных структур. Значимыми вехами в адаптации церковного сознания к новой реальности стали постановление патриарха и Синода от 28 февраля 1918 года и дискуссия на Соборе 1917–1918 годов о приходском имуществе, состоявшаяся в апреле 1918 года. Все эти события создали условия для бурного приходского возрождения 1920-х годов, частью которого был и расцвет братств, приходских союзов и других подобных организаций.
Ключевые слова: революция 1917 года, Российская православная церковь, православный приход, «приходская революция», Собор 1917–1918 годов, декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», объединения мирян.
Андрей Кострюков, доктор исторических наук, кандидат богословия, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ, ПСТГУ
С. 28–42
Статья посвящена проблемам церковной жизни 1917 года, освещённым на страницах журналов военно-духовного ведомства. Военные священники являлись наиболее образованной и прогрессивной частью русского духовенства, а потому их мнение заслуживает особого внимания. Вместе с тем глава военного духовенства протопресвитер Георгий Шавельский предоставлял возможность высказываться на актуальные темы и другим авторам, среди которых были такие яркие личности, как епископ Андрей (Ухтомский), будущие священномученики Николай Добронравов и Иоанн Артоболевский, философ Василий Зеньковский и др. Авторы анализировали причины упадка церковного влияния на народ, предлагали пути преодоления возникших проблем. Особое внимание уделялось Московскому собору и вопросу восстановления патриаршества.
Ключевые слова: Православная российская церковь, Святейший синод, Московский собор 1917–1918 годов, Временное правительство, военное духовенство, патриаршество.
Михаил Шкаровский, доктор исторических наук, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга
С. 43–75
Одним из самых значительных братств в истории Русской православной церкви было существовавшее в 1918–1932 годах в Петербурге (Ленинграде) Александро-Невское братство. Оно было создано при Александро-Невской лавре ивключало как насельников обители, так и наиболее активную и преданную церкви часть мирян «северной столицы». В годы антирелигиозных гонений братство представляло собой духовный стержень жизни епархии. Деятельность его членов была очень разнообразна: богослужебная, духовно-просветительная, благотворительная, научно-богословская, образовательная и др. История братства завершилась в 1932 году его разгромом ОГПУ. При этом в ходе следствия и последующего заключения большая часть братчиков проявила мужество и стойкость. След, оставленный Александро-Невским братством в истории Русской церкви, был заметным для всего ХХ века, ни из одной другой общественной церковной организации не вышло такое большое количество архиереев, несколько его членов прославлены в лике святых.
Ключевые слова: Русская православная церковь, Александро-Невское братство, антицерковные репрессии, мученичество, исповедничество.
Зоя Дашевская, декан богословского факультета СФИ (Москва)
Мария Феденко, бакалавр теологии, СФИ (Санкт-Петербург)
С. 76–90
Статья раскрывает особенности совершения богослужений в Александро-Невском братстве. Рассмотрение чинопоследований, по которым было принято совершать богослужение в братстве, и сопоставление их с положениями Типикона позволяет выявить элементы богослужебной практики, отличавшиеся от устоявшейся практики совершения богослужений в Русской православной церкви на момент создания братства. Ключевым источником для исследования послужила переписка членов братства со своими духовными руководителями. Анализ переписки позволил выявить особенности совершения молитвы в братстве и исследовать практику участия братчиков в богослужениях суточного круга и Божественной литургии.
Ключевые слова: Александро-Невское братство, богослужение суточногокруга, литургия, чинопоследование, Типикон, Студийский устав.
Людмила Комиссарова, заведующий Богословским колледжем СФИ (Москва)
Светлана Яшина
С. 91–98
Публикуемый документ – «Письмо благочинным» Совета объединенных приходов г. Москвы – впервые вводится в научный оборот и даёт новую информацию о деятельности Совета, в частности, о желании расширить его деятельность на благочиния Московской губернии. Совет объединенных приходов города Москвы, созданный 30 января 1918 года, стал новой формой руководства приходской жизнью, основанной на соборном начале. Совет объединял в своём составе представителей клира и мирян московской епархии, избранных на приходских собраниях и собраниях благочиний, и направлял свою деятельность на защиту церкви от посягательства власти большевиков и на организацию церковной жизни в сложившейся тяжелой ситуации. Документ хранится в одном из следственных дел Московского губернского суда за 1919–1929 годы и содержит пометы следователя.
Ключевые слова: Совет объединенных приходов, А. Д. Самарин, церковь, государство, управление, приходской союз, церковная жизнь Москвы, церковная жизнь Московской губернии, 1918.
Ольга Борисова, бакалавр теологии, редактор издательства СФИ (Москва)
Кирилл Мозгов, старший преподаватель СФИ, заведующий редакционно-издательским сектором СФИ (Москва)
Ольга-Олеся Сидорова, бакалавр теологии, редактор издательства СФИ (Москва)
С. 99–113
Публикуемая рукопись представляет собой заметки священника Ташкентской епархии протоиерея Георгия Ивакина-Тревогина (1903–1980) о необходимости перевода богослужения на русский язык. Автор является духовным сыном святого праведного Алексия Мечёва, членом общины отцов Алексия и Сергия Мечёвых, исповедником веры. Полемизируя со сторонниками использования в Русской православной церкви исключительно церковнославянского языка, Ивакин-Тревогин опирается на свой пастырский опыт, на традиции богослужения в «мечёвской» общине, где стремились к обретению смысла общей молитвы, к участию в богослужении каждого молящегося. Документ публикуется впервые.
Ключевые слова: богослужение, литургия, перевод, русский язык, церков-нославянский язык, молитва, прот. Георгий Ивакин-Тревогин.
Наталия Игнатович, секретарь кафедры церковно-исторических дисциплин СФИ (Москва)
Ольга Синицына, бакалавр теологии, СФИ (Москва)
С. 114–137
Настоящая публикация представляет собой первое издание писем Николая Неплюева, основателя двух низших сельскохозяйственных школ и Крестовоздвиженского трудового братства в селе Воздвиженске Черниговской губернии, к Александре Штевен, создательнице более 50-ти школ грамоты в Нижегородской губернии. Деятельность обоих христианских педагогов относится к периоду, начавшемуся в России после освободительной реформы 1861 года, который Пётр Каптерев назвал периодом «общественной педагогики». Неплюев и Штевен оказались в числе педагогов, положивших в основу своей просветительской и образовательной деятельности христианские начала. Публикуемые письма датируются 1894–1896 годами, когда педагогические системы обоих педагогов находились в процессе становления и развития. Публикацию предваряет вступительная статья, посвящённая особенностям педагогической деятельности Александры Штевен и Никлоая Неплюева в 1890-е годы.
Ключевые слова: Крестовоздвиженское трудовое братство, Воздвиженские школы, Н.Н. Неплюев, Яблонская школа, А.А. Штевен, школы грамоты, христианская педагогика, С.А. Рачинский, К.П. Победоносцев.

Библеистика

Алексей Сомов, кандидат теологии, доцент кафедры Священного писания и библейских дисциплин СФИ; консультант переводческих проектов Института перевода Библии
С. 138–157
В Септуагинте в Пс 87:11 и Ис 26:14а слово rǝphāʾim («духи мертвых») переведено как iatroi («врачи»), а yāqûmû («воскреснут») как anastēsousin/anastēsōsin («воскресят»). Вероятно, прямая связь слова rǝphāʾim с миром мёртвых в это время уже была утеряна, поскольку оно никогда не переводится в греческой Библии в таком значении. В контексте Пс 87:11 и Ис 26:14, а переводчики поняли это слово как rōphǝʾim («целители») и, соответственно, по-другому перевели глагол qûm. Данная статья показывает, что выбор переводчиков связан с полемикой иудейской общины Александрии с языческим культом Асклепия, бога врачевания и с процветавшими в этом городе эллинистическими медицинскими практиками, связанными с Асклепием.
Ключевые слова: Библия, Септуагинта, Псалтирь, Исайя, рефаимы, врачи,Асклепий.
Протоиерей Иоанн (Эрекле) Кванчиани, преподаватель Тбилисской духовной академии, соискатель, СПбДА
С. 158–167
Определяя жанр притчи как форму изящного образного языка, архимандрит Сильвестр (Лебединский) соответствовал духу времени: изображение действия мифологического сюжета в ярких узнаваемых образах обладало эффектом аллегории, которым активно пользовались эстетические системы и барокко, и раннего классицизма. Контекст, который предлагал рассматривать Сильвестр, был не ситуационный, а только речевой, однако, автор и сам активно пользовался притчевым языком, заимствуя его аллегорические формы из Евангелий. Он отмечал, что в притчах Спасителя была и некая герметичность и, одновременно, народность. Труд Сильвестра посвящён нравственному богословию с опорой на евангельский контекст.
Ключевые слова: Притчи, Евангелие, архиеп. Сильвестр (Лебединский), библеистика, литературный жанр.

Междисциплинарные исследования

Ольга Евдокимова, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы, РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург)
Николай Сухов, магистрант, СПбГУ (Санкт-Петербург)
С. 168–178
В статье рассматривается характер восприятия и способы наследования писателем XIX века Николаем Семёновичем Лесковым текстов, идей, словесных приемов, религиозных интуиций богослова раннехристианской эпохи Тертуллиана и преломление их в поэтике рассказа «На краю света».
Ключевые слова: Тертуллиан, Лесков, поэтика, икона, картина, живопись Нового времени, зрелище, словесная икона, парадокс, образ Иисуса Христа.
Ольга Плахтиенко, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы, САФУ им. М. В. Ломоносова
С. 179–197
В статье выявляется значение идеи Традиции для философии и художественного творчества английского писателя начала ХХ века Гилберта Кита Честертона. Раскрывается духовное, этическое и социальное содержание традиции в понимании Честертона, её связь с отношением к жизни «обычных» людей. Анализ публицистических, философских эссе и романа «Перелетный кабак» демонстрирует единство мысли и образа у Честертона, позволяет определить жанровую природу его крупных произведений как «романов идей».
Ключевые слова: Г. К. Честертон, «Ортодоксия», традиции, обычный человек, вечный человек, христианство, «Перелетный кабак», вино, радость, свобода.

Обзоры, аннотации, рецензии

С. 203–207
Ключевые слова:
С. 208–209
Ключевые слова:
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2990 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22 октября 2021 года
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00