Перейти к основному содержимому

Выпуск 25 (зима 2018)

В 25-й выпуск Альманаха СФИ вошли статьи по истории русской православной церкви, библеистике, а также междисциплинарные исследования, обзоры, аннотации, рецензии.

АЛЬМАНАХ СФИ «СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ». Выпуск 25

АЛЬМАНАХ СФИ «СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ». Выпуск 25

Свет Христов просвещает всех : Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. Выпуск 25. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018. 216 с.

Содержание выпуска

Двадцать пятый выпуск Альманаха СФИ приурочен к 100-летию воззвания патриарха Тихона от 19 января (1 февраля) 1918 г., в котором прозвучал призыв к созданию духовных союзов. Церковный и общественный контекст жизни страны в послереволюционную эпоху позволяют воссоздать две статьи номера. В первой рассматривается вопрос о том, как и почему изменялось отношение церковного руководства к проблеме прав и обязанностей прихожан в период между весной 1917 г. и летом 1918 г.; во второй речь идет об острых проблемах церковной жизни, которые освещались на страницах журналов военно-духовного ведомства.

Одним из первых ответов на призыв патриарха стало основание в Петербурге Александро-Невского братства. В номере публикуются материалы и документы, которые посвящены судьбам членов братства в годы репрессий, а также практике и особенностям совершения братского богослужения. В номере также впервые представлен документ, относящийся к деятельности Совета объединенных приходов г. Москвы, созданного 30 января 1918 г.

В разделе История православных братств и духовных союзов впервые публикуется рукопись члена мечёвской общины, духовного сына св. прав. Алексия Мечёва прот. Георгия Ивакина-Тревогина о необходимости перевода богослужения на русский язык. Здесь же представлено первое издание писем Н. Н. Неплюева, основателя двух сельскохозяйственных школ и Крестовоздвиженского трудового братства к А. А. Штевен, создательнице крестьянских школ грамоты.

В разделе Библеистика представлены статьи, посвященные экзегезе стиха «Или врaчи воскресят...» (Пс 87:11 и Ис 26:14а) и деятельности архиеп. Сильвестра (Лебединского), одного из первых в России интерпретаторов евангельских притч.

Две статьи раздела Междисциплинарные исследования исследуют разные аспекты творчества христианских писателей — Н. С. Лескова и Г. К. Честертона.

История Русской православной церкви

Алексей Беглов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН; доцент НИЯУ МИФИ

От попыток обуздать «приходскую революцию» — к мобилизации прихожан. Приходский вопрос в Российской православной церкви в 1917–1918 годы

С. 11-27
Статья посвящена рассмотрению вопроса о том, как и почему изменялосьотношение церковного руководства к проблеме прав и обязанностей прихожан в период между весной 1917 г. и летом 1918 г. Автор показывает, что «приходская революция» весны — лета 1917 г., в ходе которой прихожане взяли в свои руки управление храмовым и приходским имуществом и назначение членов причта, первоначально воспринималась как разрушительный процесс. Церковные власти стремились ограничить ее последствия. Однаков условиях начавшихся на рубеже 1917–1918 гг. преследований духовенства и верующих со стороны советской власти именно миряне и их объединения стали восприниматься как сила, способная защитить церковь. В результате к лету 1918 г. произошла легализация «приходской революции» и ее последствий. Большевистское руководство невольно способствовало этому, поскольку декрет «Об отделении церкви от государства…» оставлял местодля легальной деятельности низовых религиозных структур. Значимыми вехами в адаптации церковного сознания к новой реальности стали постановление патриарха и Синода от 28 февраля 1918 г. и дискуссия на Соборе 1917–1918 гг. о приходском имуществе, состоявшаяся в апреле 1918 г. Все эти события создали условия для бурного приходского возрождения 1920-х гг., частью которого был и расцвет братств, приходских союзов и других подоб-ных организаций.
Ключевые слова: революция 1917 г., Российская православная церковь, православный приход, «приходская революция», Собор 1917–1918 гг., декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», объединения мирян.
Андрей Кострюков, доктор исторических наук, кандидат богословия, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ, ПСТГУ

Начало «духовной весны» или восхождение на Голгофу? (проблемы 1917 года на страницах периодической печати военно-духовного ведомства)

С. 28-42
Статья посвящена проблемам церковной жизни 1917 г., освещенным настраницах журналов военно-духовного ведомства. Военные священники являлись наиболее образованной и прогрессивной частью русского духовенства, а потому их мнение заслуживает особого внимания. Вместе с тем глава военного духовенства протопр. Георгий Шавельский предоставлял возможность высказываться на актуальные темы и другим авторам, среди которых были такие яркие личности, как еп. Андрей (Ухтомский), будущие сщмчч. Николай Добронравов и Иоанн Артоболевский, философ В. В. Зеньковский и др. Авторы анализировали причины упадка церковного влияния на народ, предлагали пути преодоления возникших проблем. Особое внимание уделялось Московскому собору и вопросу восстановления патриаршества.
Ключевые слова: Православная российская церковь, Святейший синод, Московский собор 1917–1918 гг., Временное правительство, военное духовенство, патриаршество.
Михаил Шкаровский, доктор исторических наук, главный архивист ЦГА СПб

Подвиг мученичества и исповедничества Александро-Невского братства
(по архивным документам 1930-х годов)

С. 43-75
Одним из самых значительных братств в истории Русской православной церкви было существовавшее в 1918–1932 гг. в Петербурге (Ленинграде) Александро-Невское братство. Оно было создано при Александро-Невской лавре ивключало как насельников обители, так и наиболее активную и преданную церкви часть мирян «северной столицы». В годы антирелигиозных гонений братство представляло собой духовный стержень жизни епархии. Деятельность его членов была очень разнообразна: богослужебная, духовно-просветительная, благотворительная, научно-богословская, образовательная и др. История братства завершилась в 1932 г. его разгромом ОГПУ. При этом в ходе следствия и последующего заключения большая часть братчиков проявила мужество и стойкость. След, оставленный Александро-Невским братством в истории Русской церкви, был заметным для всего ХХ в., ни из одной другой общественной церковной организации не вышло такое большое количество архиереев, несколько его членов прославлены в лике святых.
Ключевые слова: Русская православная церковь, Александро-Невское братство, антицерковные репрессии, мученичество, исповедничество.
Зоя Дашевская, Мария Феденко

Особенности совершения богослужений в практике Александро-Невского братства

С. 76-90
Статья раскрывает особенности совершения богослужений в Александро-Невском братстве. Рассмотрение чинопоследований, по которым было принято совершать богослужение в братстве, и сопоставление их с положениями Типикона позволяет выявить элементы богослужебной практики, отличавшиеся от устоявшейся практики совершения богослужений в Русской православной церкви на момент создания братства. Ключевым источником для исследования послужила переписка членов братства со своими духовными руководителями. Анализ переписки позволил выявить особенности совершения молитвы в братстве и исследовать практику участия братчиков в богослужениях суточного круга и Божественной литургии.
Ключевые слова: Александро-Невское братство, богослужение суточногокруга, литургия, чинопоследование, Типикон, Студийский устав.
Людмила Комиссарова, Светлана Яшина

Письмо благочинным Совета объединенных приходов Москвы

С. 91-98
Публикуемый документ — «Письмо благочинным» Совета объединенных приходов г. Москвы — впервые вводится в научный оборот и дает новую информацию о деятельности Совета, в частности, о желании расширить его деятельность на благочиния Московской губернии. Совет объединенных приходов города Москвы, созданный 30 января 1918 г., стал новой формой руководства приходской жизнью, основанной на соборном начале. Совет объединял в своем составе представителей клира и мирян московской епархии, избранных на приходских собраниях и собраниях благочиний, инаправлял свою деятельность на защиту церкви от посягательства власти большевиков и на организацию церковной жизни в сложившейся тяжелой ситуации. Документ хранится в одном из следственных дел Московского губернского суда за 1919–1929 гг. и содержит пометы следователя.
Ключевые слова: Совет объединенных приходов, А. Д. Самарин, церковь, государство, управление, приходской союз, церковная жизнь Москвы, церковная жизнь Московской губернии, 1918.
Ольга Борисова, Кирилл Мозгов, Ольга-Олеся Сидорова

Прот. Георгий Ивакин-Тревогин. О переводе богослужебных книг на русский язык

С. 99-113
Публикуемая рукопись представляет собой заметки священника Ташкентской епархии прот. Георгия Ивакина-Тревогина (1903–1980) о необходимости перевода богослужения на русский язык. Автор является духовным сыном св. прав. Алексия Мечёва, членом общины отцов Алексия и Сергия Мечёвых, исповедником веры. Полемизируя со сторонниками использования в Русской православной церкви исключительно церковнославянского языка, Ивакин-Тревогин опирается на свой пастырский опыт, на традиции богослужения в «мечёвской» общине, где стремились к обретению смысла общей молитвы, к участию в богослужении каждого молящегося. Документ публикуется впервые.
Ключевые слова: богослужение, литургия, перевод, русский язык, церков-нославянский язык, молитва, прот. Георгий Ивакин-Тревогин.
Наталия Игнатович, Ольга Синицына

Письма Н. Н. Неплюева к А. А. Штевен

С. 114-137
Настоящая публикация представляет собой первое издание писем Н. Н. Неплюева, основателя двух низших сельскохозяйственных школ и Крестовоздвиженского трудового братства в селе Воздвиженске Черниговской губернии, к А. А. Штевен, создательнице более 50-ти школ грамоты в Нижегородской губернии. Деятельность обоих христианских педагогов относится к периоду, начавшемуся в России после освободительной реформы 1861 г., который П. Ф. Каптерев назвал периодом «общественной педагогики». Неплюев и Штевен оказались в числе педагогов, положивших в основу своей просветительской и образовательной деятельности христианские начала. Публикуемые письма датируются 1894–1896 гг., когда педагогические системы обоих педагогов находились в процессе становления и развития. Публикацию предваряет вступительная статья, посвященная особенностям педагогической деятельности А. А. Штевен и Н. Н. Неплюева в 1890-е гг.
Ключевые слова: Крестовоздвиженское трудовое братство, Воздвиженские школы, Н. Н. Неплюев, Яблонская школа, А. А. Штевен, школы грамоты, христианская педагогика, С. А. Рачинский, К. П. Победоносцев.

Библеистика

Алексей Сомов, кандидат теологии, доцент кафедры Священного писания и библейских дисциплин СФИ; консультант переводческих проектов Института перевода Библии

«Или врaчи воскресят...» (Пс 87:11; Ис 26:14а): полемика с эллинистическим культом Асклепия в Септуагинте?

С. 138-157
В Септуагинте в Пс 87:11 и Ис 26:14а слово rǝphāʾim («духи мертвых») переведено как iatroi («врачи»), а yāqûmû («воскреснут») как anastēsousin/anastēsōsin («воскресят»). Вероятно, прямая связь слова rǝphāʾim с миром мертвых в это время уже была утеряна, поскольку оно никогда не переводится в греческой Библии в таком значении. В контексте Пс 87:11 и Ис 26:14 а переводчики поняли это слово как rōphǝʾim («целители») и, соответственно, по-другому перевели глагол qûm. Данная статья показывает, что выбор переводчиков связан с полемикой иудейской общины Александрии с языческим культом Асклепия, бога врачевания и с процветавшимив этом городе эллинистическими медицинскими практиками, связанными с Асклепием.
Ключевые слова: Библия, Септуагинта, Псалтирь, Исайя, рефаимы, врачи,Асклепий.
Протоиерей Иоанн (Эрекле) Кванчиани, преподаватель Тбилисской духовной академии, соискатель, СПбДА

Архиепископ Астраханский и Кавказский Сильвестр (Лебединский) как библеист и толкователь Христовых притч

С. 158-167
Определяя жанр притчи как форму изящного образного языка, архим. Сильвестр (Лебединский) соответствовал духу времени: изображение действия мифологического сюжета в ярких узнаваемых образах обладало эффектом аллегории, которым активно пользовались эстетические системы и барокко,и раннего классицизма. Контекст, который предлагал рассматривать Сильвестр, был не ситуационный, а только речевой, однако, автор и сам активнопользовался притчевым языком, заимствуя его аллегорические формы из Евангелий. Он отмечал, что в притчах Спасителя была и некая герметич-ность и, одновременно, народность. Труд Сильвестра посвящен нравственному богословию с опорой на евангельский контекст.
Ключевые слова: Притчи, Евангелие, архиеп. Сильвестр (Лебединский), библеистика, литературный жанр.

Междисциплинарные исследования

Обзоры, аннотации, рецензии

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Социальные сети
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО «Сбербанк России»
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225