Перейти к основному содержимому

Вестник СФИ

Свет Христов просвещает всех

Религиоведение и социология религии

Алексей Журавский , кандидат исторических наук
מֹשֶׁה, Μωυσῆς, مُوسَى : образ пророка Моисея в трех теистических традициях
С. 94–122 
Цель статьи – показать, как образ Моисея в Коране и мусульманском предании соотносится с его трактовками в иудейской и христианской традициях. Большинство расхождений в этих трактовках, которые мы отмечаем при сравнении коранического текста с библейским повествованием, снимаются при обращении к «неканоническим» иудейским и христианским текстам. Поразительное, не только тематическое, но и композиционное сходство между назидательными притчами мидрашей, житийными повествованиями, сложившимися в монашеской среде протовизантийского периода, и историями, которые мы находим в мусульманских комментариях к Корану и «Сказаниях о пророках», свидетельствует, по мнению автора, не о прямых заимствованиях,
Ключевые слова: иудаизм, христианство, ислам, Моисей, Библия, Коран, агада, мидраш, традиции, притчи, легенды.
Маргарита Шилкина , кандидат философских наук
Исторические модели взаимоотношений Русской православной церкви и государства и их влияние на современные церковно-государственные отношения
С. 9-31
Статья посвящена анализу моделей церковно-государственных отношений, которые исторически с древности складывались в нашей стране под воздействием изменений в государственной власти и православной церкви в России. Автор отмечает, что тенденции нарастания зависимости церкви от государства всегда сопутствовал опыт стремления к внутренней независимости. Он проходит через всю историю Русской церкви и особенно ясно обозначился в XX веке. Важный вывод статьи – указание на расколотость экклезиологического опыта в XX веке, что привело к формированию противоположных тенденций в жизни современной РПЦ, в свою очередь повлиявшему на внутреннее разделение.
Ключевые слова: церковно-государственные отношения, симфония церковной и государственной власти, синодальный период, независимость церкви от государства, период крещения Руси, период Московской Руси.
Лариса Аккуратова
Проблематизация порядка и осквернения по работе Мэри Дуглас «Чистота и опасность»
С. 32-43
Работа М. Дуглас «Чистота и опасность» (1966) находится в контексте дюркгеймианских идей британской антропологии. Рассматривая в символических структурах примитивных обществ соотношения категорий порядка и беспорядка, бытия и небытия, формы и бесформенности, жизни и смерти через категории грязного, опасности, через понимание правил, касающихся чистоты, автор приходит к выводу о поверхностности и ошибочности категорических противопоставлений первобытных систем верований современным. Ошибочность такого противопоставления этих двух систем основывается на недооценке метафизической глубины первобытных верований. Различие между примитивными и современными культурами лежит не в плоскости мышления, а в социальной плоскости.
Ключевые слова: ритуал, нечистота, осквернение, Левит, святость.
Олег Лапшин
Религия – поворот от приватности к социальности с точки зрения Хосе Казанова
С. 44-55
В статье рассматриваются взгляды известного социолога и религиоведа Хосе Казановы на процессы секуляризации во второй половине ХХ века. Казанова критикует существующую теорию секуляризации и сделанные на ее основе прогнозы о грядущем ослаблении влияния религиозных институтов и об уходе религии в частную жизнь. Анализируя целый ряд мировых событий 80-х годов ХХ века, автор доказывает, что во многих странах мы наблюдаем процесс «деприватизации» религии, то есть отказ традиционных религиозных институтов ограничиваться пастырской заботой об индивидуальных душах. Вместо этого религия вступает в публичную область, препятствуя той или иной секулярной сфере в проведении автономной политики без оглядки на этические и моральные нормы.
Ключевые слова: секуляризация, деприватизация религии, публичность религии, Казанова, Лукман.
Алексей Журавский , кандидат исторических наук
Магомет кардинал: к истории одного образа Мухаммада в средневековой Европе
С. 83-109
Рассказ о монахе Бахире, прозревшем в отроке Мухаммаде будущего пророка, и шампанская баллада о Магомете-кардинале. Эти два текста разделяют пять веков. Тем не менее второй был бы невозможен без первого. В статье предпринята попытка проследить, как отрок Мухаммад из мусульманской легенды о монахе-провидце превратился на «латинском Западе» в кардинала Магомета. Исследование истории становления легенды о Магомете-кардинале позволяет поставить вопрос о том, что на самом деле знали об исламе в средневековой Европе. Действительно ли эти знания ограничивались лишь незначительным набором полемических стереотипов, как это часто принято думать сегодня? Или же мы можем говорить о системе вполне упорядоченных образов Магомета, каждый из которых выполнял вполне определенную задачу?
Ключевые слова: Магомет, Бахира, монах-еретик, кардинал, жесты, «Золотая легенда», лис Ренар, житие, легенда, стереотипы.
Социальные сети
Контакты