Перейти к основному содержимому

Религиоведение и социология религии

Дэвид Мартин (1929–2019), член Британской академии; почетный профессор отделения изучения религии Университета Ланкастера; заслуженный профессор социологии Лондонской школы экономики (Лондон)
Выпуск №32, С. 152–175
DOI: 10.25803/SFI.2019.32.53369
В статье категория секуляризм рассматривается в качестве одной из важных идеологических составляющих развития теории секуляризации, а также в качестве основы общественных изменений, ведущих к трансформации роли религии в обществе. Данная статья вошла в качестве одной из глав в сборник “The Future of Christianity: Reflections on Violence and Democracy, Religion and Secularization” (Ashgate, 2011), посвященный осмыслению будущего христианства в мире. Автор ставит ряд проблем и вопросов, предлагающих задуматься о реальном соотношении религии и секуляризма в современном мире, и показывает направления, в которых это взаимодействие может носить не конфронтирующий, а конструктивный характер. В статье также делается попытка четче выявить основания секулярного мировоззрения, а также описать разные подходы к пониманию проявлений секуляризма в современном обществе. Автор обращает внимание на различение между секуляризацией, понимаемой как сокращающееся влияние официальных церковных норм на светский закон, и способностью церковных институтов вносить свой вклад в актуальную дискуссию, касающуюся вопросов общественной жизни. При таком различении оказывается, что специфическое влияние церкви на общество возрастает по сравнению с ее сокращающимся влиянием на частную жизнь. Упадок религии сложным образом связан с упадком некоторых прежних типов военного секуляризма, а также, хотя и в меньшей степени, с дальнейшим снижением интереса людей к долгосрочному участию в каких-либо организациях, включая политические и низовые религиозные.
Ключевые слова: секуляризм, секуляризация, религиозные ответы, проект Просвещения, французское и американское просвещение, фундаментализм, религия, культура.
Выпуск №9, С. 32-43
Работа М. Дуглас «Чистота и опасность» (1966) находится в контексте дюркгеймианских идей британской антропологии. Рассматривая в символических структурах примитивных обществ соотношения категорий порядка и беспорядка, бытия и небытия, формы и бесформенности, жизни и смерти через категории грязного, опасности, через понимание правил, касающихся чистоты, автор приходит к выводу о поверхностности и ошибочности категорических противопоставлений первобытных систем верований современным. Ошибочность такого противопоставления этих двух систем основывается на недооценке метафизической глубины первобытных верований. Различие между примитивными и современными культурами лежит не в плоскости мышления, а в социальной плоскости.
Ключевые слова: ритуал, нечистота, осквернение, Левит, святость.
Выпуск №14, С. 97-112
В статье при помощи концепции эволюции религии Р. Беллы описана религиозная ситуация в современном российском обществе: выделены группы верующих с повседневными религиозными практиками, выявлены различия в их влиянии на жизнь общества. Также автор делает акцент на проблеме терминологии в современном религиоведении, а именно, использования одинаковых терминов для обозначения разнородных явлений, в частности, термина «православие» для названия, по сути, языческих и монотеистических верований.
Ключевые слова: религиозность, концепция эволюции религии, типы религии, Белла, российское общество.
Выпуск №4, С. 75–93
В настоящей статье на основе анализа экстрабиблейских религиозно-исторических данных предпринята попытка показать, что рассказ о жертвоприношении Исаака (Быт 22) явился результатом рефлексии библейских авторов над призванием Израиля и спецификой его религиозного пути сравнительно с прочими народами. В центр предложенного понимания Акеды поставлен аспект диалога Бога и человека.
Ключевые слова: жертвоприношение Исаака, человеческие жертвоприношения, культ Молоха, заместительная жертва, избранничество Израиля, ритуал, ритуализм, диалог Бога и человека.
Выпуск №18, С. 9-26
Статья посвящена проблеме определения содержания термина «религиозность». Автор рассматривает западные и российские подходы к концептуализации религиозности и предлагает компромиссный вариант — сочетание иерархического подхода с постклассическим.
Ключевые слова: религиозность, социология религии, российское общество, концептуализация.
Выпуск №9, С. 110-123
Статья посвящена наследию основателя сикхизма гуру Нанака и его сына Шричанда, а также влиянию их учения и деятельности на формирование пенджабской духовности в XVI–XVIII веках.
Ключевые слова: индуизм, сикхизм, ислам, Гурбани, Пенджаб, Индия, гуру, Нанак, Шричанд.
Выпуск №14, С. 113-128
Статья посвящена особенностям религиозных воззрений и ритуальной практики крестьян, проживающих на территории индийских штатов Харьяна и Пенджаб. Особое внимание уделено самобытной религии народа камбодж.
Ключевые слова: индуизм, сикхизм, ислам, Гурбани, Пенджаб, Харьяна, камбодж, удасин.
Выпуск №8, С. 94–122 
Цель статьи – показать, как образ Моисея в Коране и мусульманском предании соотносится с его трактовками в иудейской и христианской традициях. Большинство расхождений в этих трактовках, которые мы отмечаем при сравнении коранического текста с библейским повествованием, снимаются при обращении к «неканоническим» иудейским и христианским текстам. Поразительное, не только тематическое, но и композиционное сходство между назидательными притчами мидрашей, житийными повествованиями, сложившимися в монашеской среде протовизантийского периода, и историями, которые мы находим в мусульманских комментариях к Корану и «Сказаниях о пророках», свидетельствует, по мнению автора, не о прямых заимствованиях,
Ключевые слова: иудаизм, христианство, ислам, Моисей, Библия, Коран, агада, мидраш, традиции, притчи, легенды.
Выпуск №9, С. 83-109
Рассказ о монахе Бахире, прозревшем в отроке Мухаммаде будущего пророка, и шампанская баллада о Магомете-кардинале. Эти два текста разделяют пять веков. Тем не менее второй был бы невозможен без первого. В статье предпринята попытка проследить, как отрок Мухаммад из мусульманской легенды о монахе-провидце превратился на «латинском Западе» в кардинала Магомета. Исследование истории становления легенды о Магомете-кардинале позволяет поставить вопрос о том, что на самом деле знали об исламе в средневековой Европе. Действительно ли эти знания ограничивались лишь незначительным набором полемических стереотипов, как это часто принято думать сегодня? Или же мы можем говорить о системе вполне упорядоченных образов Магомета, каждый из которых выполнял вполне определенную задачу?
Ключевые слова: Магомет, Бахира, монах-еретик, кардинал, жесты, «Золотая легенда», лис Ренар, житие, легенда, стереотипы.
Выпуск №9, С. 44-55
В статье рассматриваются взгляды известного социолога и религиоведа Хосе Казановы на процессы секуляризации во второй половине ХХ века. Казанова критикует существующую теорию секуляризации и сделанные на ее основе прогнозы о грядущем ослаблении влияния религиозных институтов и об уходе религии в частную жизнь. Анализируя целый ряд мировых событий 80-х годов ХХ века, автор доказывает, что во многих странах мы наблюдаем процесс «деприватизации» религии, то есть отказ традиционных религиозных институтов ограничиваться пастырской заботой об индивидуальных душах. Вместо этого религия вступает в публичную область, препятствуя той или иной секулярной сфере в проведении автономной политики без оглядки на этические и моральные нормы.
Ключевые слова: секуляризация, деприватизация религии, публичность религии, Казанова, Лукман.
Выпуск №9, С. 124-134
Статья представляет собой попытку кратко изложить историю перевода Библии на санскрит, объяснив, как сказывалось на санскритских переводах библейских текстов влияние индийской религиозно-философской традиции. В качестве примера использованы фрагменты Евангелия от Иоанна.
Ключевые слова: Иоанн, Библия, Кэри, санскрит, индийская философия.
Выпуск №18, С. 98-113
Статья посвящена деятельности выдающегося советского ученого, буддолога, востоковеда и духовного учителя Бидии Дандаровича Дандарона, внесшего большой вклад как в религиозную жизнь буддийской сангхи Советского Союза, так и в развитие советского востоковедения и буддологии. На примере трагической судьбы Бидии Дандаровича можно проследить политику советской власти в отношении верующего населения Бурятской Республики и всего Союза в целом.
Ключевые слова: Дандарон, буддизм в годы репрессий, необуддизм, буддийская сангха в СССР.
Фарис Нофал, аспирант, Луганский национальный университет им. В. Даля (Украина, Луганск)
Выпуск №23, С. 58-73
В статье исследуются проблемы реконструкции религиозных систем аравийских иудаизма и христианства. Анализируя предания, вошедшие в состав как раннеисламских хроник, так и классического исламского апологетического трактата, автор делает вывод о «догматическом» и «литургическом» единстве описанного в них древнеарабского монотеизма. При этом констатируется факт тождества так называемого ханифизма авраамическим религиозным традициям Аравии.
Ключевые слова: древнеаравийское иудеохристианство, джахилия, ислам, Коран, сунна, ханифизм.
Выпуск №14, С. 129-147
В настоящей статье впервые в отечественном востоковедении автором исследуется ранняя исламская антихристианская и антиудейская исламская полемическая традиция, нашедшая свое отражение в текстах Корана, сунны и первых коранических толкований. Отдельно рассматривается начальный этап рецепции библейского текста раннеисламскими апологетами на примере сообщений, приписываемых таким авторитетам, как Ибн Аббас, Каб ал-Ахбар, Вахб б. Мунаббих и Мукатил б. Сулайман.
Ключевые слова: апологетика, ислам, Коран, сунна, антихристианская средневековая полемика.
Выпуск №18, С. 42-64
Статья посвящена малоизученному в историографии вопросу об отношении реформаторских народников к народным религиозным движениям (старообрядчество и сектантство) во второй половине XIX в. В работе сжато освещаются главные черты идеологии «мирного» народничества, раскрываются причины обращения народнической интеллигенции к проблеме религиозных нон-конформистов, определяется единое интеллектуальное пространство темы старообрядчества и сектантства и основных концептов народнического миросозерцания. Особое внимание уделяется разработанным реформаторскими народниками теориям социального прогресса, определявшим возможность некапиталистической модернизации России во второй половине XIX в.
Ключевые слова: реформаторское народничество, старообрядчество и сектантство, коммунитарные общества, «ищущие правды», религиозное братство, Я. В. Абрамов, А. С. Пругавин, В. К. Сютаев.
Борис Сажин, кандидат исторических наук, старший преподаватель СФИ; преподаватель истории в НЧУ ОО СОШ «Карьера» (Москва)
Выпуск №32, С. 176–196
DOI: 10.25803/SFI.2019.32.53370
Данная статья посвящена религиозному нонконформистскому движению «неплательщиков», возникшему на Урале в 60-е гг. ХIХ в. В работе освещается ранний этап истории «неплательщиков», период, когда данное движение, вызванное к жизни условиями освобождения крестьян от крепостной зависимости, приобретает религиозные черты. На основе архивных материалов, часть которых впервые вводится в научный оборот, в статье раскрывается механизм взаимодействия материальных и духовных факторов в появлении и развитии религиозных обществ. Особое внимание уделяется поведенческим практикам «неплательщиков». Их действия рассматриваются в контексте изменений религиозных представлений об окружающем мире у данной части горнозаводского населения. В статье делается вывод о том, что в Российской империи второй половины ХIХ в. вероятность дополнения социально-экономического недовольства населения религиозным протестом была очень велика, так как культурные нормативы традиционного общества способствовали преобладанию иррациональной интерпретации окружающей человека действительности.
Ключевые слова: «неплательщики», сектантство, Сергинский горный округ, народные религиозные движения, крестьянская реформа 1861 г., эсхатология.
Выпуск №9, С. 9-31
Статья посвящена анализу моделей церковно-государственных отношений, которые исторически с древности складывались в нашей стране под воздействием изменений в государственной власти и православной церкви в России. Автор отмечает, что тенденции нарастания зависимости церкви от государства всегда сопутствовал опыт стремления к внутренней независимости. Он проходит через всю историю Русской церкви и особенно ясно обозначился в XX веке. Важный вывод статьи – указание на расколотость экклезиологического опыта в XX веке, что привело к формированию противоположных тенденций в жизни современной РПЦ, в свою очередь повлиявшему на внутреннее разделение.
Ключевые слова: церковно-государственные отношения, симфония церковной и государственной власти, синодальный период, независимость церкви от государства, период крещения Руси, период Московской Руси.
Выпуск №18, С. 27-41
Статья посвящена вопросам взаимосвязи свободы церкви и свободы общества в истории России и на современном этапе. Обзорно показаны основные прецеденты проявления церковью стремления к независимости от государства и к борьбе за свободу слова и совести в обществе. Отдельное внимание уделено обновленческому расколу 1920-х гг. как наивысшей точке противостояния церкви и государства, выделены его основные черты и методы. Автор приходит к выводу, что в России политическая и любая общественная свобода без свободы духовной невозможна, как и гражданское общество без поддержки свободной внешне и внутренне церкви. Но и возрождение церкви становится трудной задачей без поддержки общества, уважающего право личности на религиозный духовный выбор.
Ключевые слова: церковно-государственные отношения, свобода совести, свобода церкви, свобода общества, обновленческий раскол.
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00