Перейти к основному содержимому

Вестник СФИ

Свет Христов просвещает всех

Выпуск 12 (осень 2014)

В двенадцатый выпуск Альманаха Свято-Филаретовского православно-христианского института вошли статьи по библеистике, богословию и литургике.

Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». Выпуск 12

Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». Выпуск 12

Свет Христов просвещает всех : Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. Выпуск 12. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014. 152 с.

Содержание выпуска

Библеистика

С. 11–33
На протяжении последних веков так называемый «поиск исторического Иисуса», представляющий собой попытку реконструкции личности Христа, неоднократно предлагал иную версию жизни Спасителя, чем та, которая описана в евангелиях. Успехом эти попытки не увенчались: вместо единого альтернативного сценария появились десятки взаимоисключающих версий. Эта разноголосица обусловлена отсутствием четких методологических критериев. В результате к началу XXI в. «поиск» оказался в глубоком кризисе. Некоторых ученых этот кризис подтолкнул к тотальному скептицизму. Однако современная эпоха ознаменовалась и ренессансом трудов по реабилитации исторической достоверности евангелий: комментаторам удалось предложить свежие доводы, имеющие исключительно важное значение не только для теологии и библеистики, но и для миссии и апологетики.
Ключевые слова: Иисус, поиск исторического Иисуса, евангелия.
С. 35–50
В рассматриваемом отрывке перечисляются три основных слуха об Иисусе, распространенные среди народа (Лк 9:7b–8): в Нем видят Иоанна Крестителя, Илию или одного из пророков. Здесь явно прослеживается отождествление Иисуса с пророком, а также возможность воскресения пророка и явление из другого мира. Статья показывает, что все эти слухи об Иисусе отражают бытовавшие в это время иудейские воззрения на посмертную участь. Будут анализироваться некоторые иудейские предания, которые могут лежать в основе рассматриваемых трех мнений об Иисусе, и возможные связи с другими отрывками из писаний Луки, в которых прослеживается его отношение к теме посмертной участи. 
Ключевые слова: Новый завет, Лука, Иисус, Иоанн Креститель, Илия, посмертная участь, иудаизм.

Богословие

С. 53–64
Статья преподавателя СФИ Лидии Крошкиной посвящена анализу отношений пастырей и мирян в ранней церкви. Опираясь на памятники раннехристианской письменности, автор прослеживает эволюцию понятия церковного старшинства, которая изначально понималась как особая ответственность пресвитера за своих братьев и сестер, к понятию иерахизма, для которого характерны отношения соподчиненности и принципиальной отделенности пастыря от паствы. В наиболее ранних источниках критерием старшинства является подражание пастыря Господу в принятии бремени ближнего и отдаче себя и своих даров, безукоризненное, кроткое и беспорочное служение. Но уже в посланиях сщмч. Игнатия Антиохийского епископ совмещает в себе признаки и старшинства, и иерархизма. Возникает несколько искаженный образ епископа как, прежде всего, первосвященника и заместителя Христа, иерархически отделенного от народа.
Ключевые слова: иерархизм, старшинство, равенство, епископ, пресвитер, старший.
С. 65–80
Работа Ольги Афанасьевой посвящена описанию и анализу эсхатологических воззрений отдельных старообрядческих общин ветковского согласия. Поиски разрешения насущных вопросов веры в этой традиции оказались сосредоточенными на воплощении национально-религиозной идеи земного рая. Изначальная эсхатологическая направленность общинной жизни ветковских старообрядцев со временем превратилась в буквальное исполнение готовых стереотипных форм в разных областях жизни. Причиной этого стало утопическое понимание теократической идеи христианства, отождествление порядка истории, освящаемого Церковью, с мистическим порядком Царства Божьего. Поэтому разрушение сложившихся форм богопочитания расценивалось как измена Православию. Подобное миропонимание привело к полному неприятию опыта жизни других христиан, к отождествлению обряда и догмата.
Ключевые слова: эсхатология, старообрядчество, община, раскол, спасение, образование, обряд, ветковское согласие.

Литургика

С. 83–102
В статье Натальи Кушнир исследуются чины поставления дьяконисс в связи с вопросом об их месте среди других церковных служений. Результаты сравнения данных чинов позволяют сделать вывод, что область служения дьяконисс, достаточно обширная до начала IV века, постепенно сужалась и в конце концов ограничилась поддержанием порядка и благочестия в храме. В связи с развитием монашества, чины дев и вдов, из которых поставлялись дьякониссы, постепенно заменялись монашескими обетами.
Ключевые слова: дьякониссы, служение, поставление, хиротесия, хиротония, катехизация, монашество, девы, вдовы.
С. 103–126
Статья Марины Верховской посвящена анализу последования личного молитвенного правила, принятого в Русской православной церкви, с точки зрения его структуры, состава, характера и содержания входящих в него молитв. Проведенное исследование показывает, что данное правило отражает расхождение частной молитвенной практики с принятым общецерковным порядком богослужения и имеет ряд существенных недостатков. Вопрос ежедневной молитвы православного христианина, особенно в соотнесении с молитвой Церкви, остается актуальным и требует дальнейшего пастырского, богословского, исторического и литургического исследования и осмысления.
Ключевые слова: личное молитвенное правило, ежедневная молитва, общественное и частное богослужение.
С. 127–147
В статье Валентины Савескул рассматривается смысловое наполнение чина отречения от сатаны и сочетания со Христом. Данный чин неразрывно связан с предкрещальным покаянием, освобождением от власти «князя мира сего» посредством экзорцизмов и принесением обетов верности Богу. Ответы крещаемого в чине отречения от сатаны и сочетания со Христом можно рассматривать как главные крещальные обеты, приносимые еще до принятия водного крещения.
Ключевые слова: чин отречения от сатаны и сочетания со Христом, катехизация, крещение, предкрещальное покаяние, экзорцизм, крещальные обеты, присяга.
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225