Перейти к основному содержимому

Теология культуры и междисциплинарные исследования

Выпуск №24, С. 136–169
В настоящей статье автором предпринята попытка разобраться в одном из наиболее важных аспектов православного пастырского образования – формировании образа пресвитерского служения. Автор прослеживает трансформацию функций священника согласно нормативному дискурсу российского православия. В результате автор приходит к выводу, что в настоящее время происходит своеобразный переход священника в состояние «церковного специалиста».
Ключевые слова: священник, пастырское действие, практическое бого- словие, пастырское богословие, нормативный дискурс, образ священника, Русская православная церковь.
Юлий Асоян, кандидат философских наук, доцент кафедры Истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета (Москва)
Выпуск №28, С. 117–140
DOI: 10.25803/SFI.2018.28.24700
В статье на основе анализа базовых тематизмов культуры в раннем советском общественно-политическом дискурсе, публицистике, а также массовом обиходе рассматривается процесс формирования категории «культурность» и доминанты в понимании культурности как идеологической и прагматической конструкции.
Ключевые слова: Советская Россия 1920-х, образы культурности, революционная культура, трудовая культура, бытовая культура, политическая культура.
Выпуск №9, С. 56–80
Статья посвящена проблемам взаимодействия двух основополагающих сфер опыта человечества – религии и культуры. Среди многих религиозных практик, нашедших то или иное отражение в русской литературе XIX века, особое место занимает христианство и, в частности, православие. Автор описывает как разнообразные «механизмы» влияния православия на русскую культуру, так и причины тех противоречий, которые разделили представителей православной церкви и русского образованного сословия в XIX веке. В статье описаны четыре «модели» взаимодействия русской литературы с христианской традицией, сложившиеся на протяжении XIX века: религиозная, посредническая, реалистическая и художественная.
Ключевые слова: религия, христианство, православная церковь, литература, диалог, символ, художественный образ, русский роман.
Юлия Балакшина, доктор филологических наук, ученый секретарь СФИ; доцент РГПУ им. А.И. Герцена (Москва; Санкт-Петербург)
Выпуск №32, С. 110–127
DOI: 10.25803/SFI.2019.32.53367
В статье на основании работ Аверинцева разных лет формулируются основные принципы герменевтики филолога: принцип «большого контекста», принцип «взаимоосвещения эпох», антропологический принцип, принцип сверхдискурсивного языка, принцип личностного общения, принцип смысловой вертикали («“спускание” к непосредственной реальности текста с другой высоты»). Делается предположение, что своеобразие герменевтического метода Аверинцева связано с влиянием на него традиции восточного христианства, в частности, трудов преподобного Исаака Ниневийского, преподобного Ефрема Сирина, святителя Григория Богослова, описавших опыт мистического богопознания. Стихотворение «Благовещение» рассматривается как образ того познания-понимания, которое Аверинцев предлагает как альтернативу традиционным герменевтическим процедурам. Путь к глубине и ясности смысла начинается с внешней аскетики, отказа познания и понимания, приходящих через земные чувства. Следующим этапом понимания становится внутренний подвиг сосредоточенности, особая дисциплина ума. Только чистый, сосредоточенный, целомудренный ум способен созерцать логосы вещей мира, сокрытые от профанного взора. Так человек готовит себя к диалогу, который для Аверинцева всегда был основой подлинного понимания. В данном случае это тот диалог, который лежит в основании мира и является пра-образом всех последующих диалогов – диалог Творца и творения. Традиционный путь мистического познания включает в себя κάθαρσις (очищение), φωτισμός (озарение), τελείωσις (созерцание). Описанный Сергеем Аверинцевым в стихотворении «Благовещение» путь познания-понимания вполне может быть соотнесён с этой традиционной схемой, но в то же время он вмещает в себя опыт понимания, накопленный герменевтической традицией XIX–XX веков.
Ключевые слова: С.С. Аверинцев, герменевтика, понимание, историческая поэтика, православие, святоотеческая традиция, богопознание.
Наталия Белевцева, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А. Солженицына (Москва)
Выпуск №26, С. 172–199
В статье предлагается описание и богословско-художественное истолкование росписи по ткани (скатерти), выполненной известным художником-иконописцем ХХ века инокиней Иоанной (Рейтлингер). Роспись уподоблена символической картине мира, созданной на основании определённых религиозно-философских воззрений, в которых элементы древней мифологии сочетаются с христианским представлением о мироздании. Образы животных, вписанные в сегменты скатерти, подробно проанализированы с точки зрения иконографии и цветового решения, они трактованы как явление гармонии духовных и вещественных начал.
Ключевые слова: сестра Иоанна (Рейтлингер), роспись по ткани, иконография животных.
Сергей Бурлака, бакалавр теологии, СФИ (Москва)
Выпуск №22, С. 85–107
Мария Вениаминовна Юдина (1899–1970) вошла в историю русской культуры XX века как всемирно известная пианистка, педагог и музыкальный деятель. Менее известны обстоятельства её духовной и церковной судьбы. Однако будучи чрезвычайно цельной личностью, Мария Вениаминовна не мыслила эти сферы своей жизни в отрыве друг от друга. В своём единстве они составляют то, что может быть названо «духовным путем» личности, позволившим ей в условиях тотального идеологического давления сформировать себя, оказать духовное сопротивление разразившейся в стране «антропологической катастрофе». В статье рассматриваются основные вехи этого пути: поиск и обретение веры, церковная жизнь и поиски ответов на духовные вопросы.
Ключевые слова: история, исповедничество, музыка, культура, духовничество, память, противостояние.
Борис Воскресенский, кандидат медицинских наук, доцент СФИ, доцент кафедры психиатрии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова (Москва)
Выпуск №28, С. 141–158
DOI: 10.25803/SFI.2018.28.24702
Психиатрические критерии нормы и душевной болезни общественно значимы, так как могут быть использованы как инструменты социального манипулирования, борьбы с любого рода инакомыслием. С привлечением культурно-исторических сведений показывается преобладание фаталистически-биологического и противоположного ему субъективно-волюнтаристического подходов к решению вопроса о душевной норме и патологии в дореволюционный период. Для советской эпохи характерен обезличенный коллективизм, прямолинейная идейная направленность. Во всех этих случаях при диагностике душевных расстройств вольно или невольно решающее значение придаётся нравственным (равно – идеологическим) или чисто биологическим оценкам. Современное определение психического здоровья, сформулированное Всемирной организацией здравоохранения, также не лишено этих недостатков. На основе трихотомии (дух – душа – тело), заимствованной отечественной психиатрией из христианской антропологии, предлагаются понятия психики (душевных процессов) и психического расстройства, раскрывается их связь со сферами «духовного» и «душевного».
Ключевые слова: вырождение, волюнтаризм, субъективизм, перевоспитание, трихотомия, апофатичность, революция 1917 года.
Борис Воскресенский, кандидат медицинских наук
Выпуск №10, С. 63–76
С привлечением мифологических и культурно-исторических данных обсуждается проблема становления рефлексивного самосознания. Подчеркивается его трагичность, поскольку оно несёт в себе знание о конечности человека – его смертности. Поэтому в некотором смысле деятельность врача – борьба со смертью – обречена на поражение. Указываются трагические коллизии этого плана – и общественные, и раскрывшиеся через личные судьбы врачей-психиатров. Вводится понятие «крест психиатра». Делается вывод о христианском по сути призвании врача – умереть за другого.
Ключевые слова: мифология, противоположности, сопряженность, психика, развитие, психиатрия.
Ольга Евдокимова, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы, РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург)
Николай Сухов, магистрант, СПбГУ (Санкт-Петербург)
Выпуск №25, С. 168–178
В статье рассматривается характер восприятия и способы наследования писателем XIX века Николаем Семёновичем Лесковым текстов, идей, словесных приемов, религиозных интуиций богослова раннехристианской эпохи Тертуллиана и преломление их в поэтике рассказа «На краю света».
Ключевые слова: Тертуллиан, Лесков, поэтика, икона, картина, живопись Нового времени, зрелище, словесная икона, парадокс, образ Иисуса Христа.
Александр Копировский, кандидат педагогических наук
Выпуск №7, С. 134–155
Восприятие произведений искусства затруднено сегодня как ростом потребительских, антихудожественных тенденций в самом строе жизни, так и разделением некогда целостного представления об искусстве на отдельные сферы. В качестве одного из возможных вариантов решения этой проблемы предлагается учебный курс, разработанный на основе концепции «синтеза искусств» в христианском храме, поскольку храм является наиболее естественным и при этом связанным со всей мировой художественной культурой примером такого синтеза.
Ключевые слова: церковное искусство, храм, «синтез искусств», интеграция, обучение, восприятие.
Выпуск №10, С. 105–116
В статье описывается и анализируется сложный процесс изучения и преподавания церковного искусства. В Европе и в России он проходил во многом сходно: история искусства выделилась из конфессиональной науки в самостоятельную дисциплину, был сформирован полисемантический подход к её изучению, усилилось внимание к богословскому содержанию произведений искусства.
Ключевые слова: история искусства, церковная археология, художественная форма, богословие, преподавание.
Выпуск №30, С. 155–181
DOI: 10.25803/SFI.2019.30.34615
Статья посвящена осмыслению образа Христа в трех произведениях Тургенева: «Живые мощи», «Милостыня», «Христос». Поскольку сам Тургенев позиционировал себя как человек нецерковный, его интерес к образу Христа может оцениваться в русле характерного для этого времени поиска «исторического Иисуса». Однако анализ тургеневских текстов, связанных с этим образом, показывает, что писатель не стремился противопоставить традиционным представлениям о Христе-Богочеловеке реалистическое изображение Христа-человека. Во всех трёх случаях он рассматривал образ Христа в контексте мистических видений и откровений. В статье были проанализированы тексты в сопоставлении с изображением Христа в русской средневековой иконе и в современной Тургеневу русской живописи и скульптуре. Такое сопоставление с широким использованием иконографического и историко-эстетического анализа было проведено впервые. В итоге выявлены элементы, сближающие образ Христа у Тургенева с иконописью, и отличающие его от работ большинства художников как академического, так и реалистического направления (за уникальными исключениями). Также обнаружено совпадение наиболее значительных характеристик образа Христа, данных Тургеневым, с рядом религиозно-философских и богословских текстов.
Ключевые слова: Христос, Тургенев, образ, икона, живопись, скульптура, академизм, реализм, текст, контекст.
Александр Копировский, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой богословия СФИ (Москва)
Виктория Сягаева, независимый исследователь (Москва)
Выпуск №33, С. 100–117
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54185
Статья поднимает проблему происхождения христианской базилики, впервые поставленную в конце XV века. Выявлены основные подходы к решению этой проблемы. Подробно проанализирована полемика между профессорами Николаем Васильевичем Покровским и Николаем Фомичём Красносельцевым, имевшая место в конце XIX века, поскольку в ней были подведены итоги предшествующих дискуссий и отчасти предвосхищались дискуссии более поздние. 
Делается вывод, что позиции оппонентов (Покровский связывал формы базилики с частным домом-икосом, перестроенным для богослужений; Красносельцев – с влиянием на эти формы архитектуры иерусалимского храма) следует рассматривать не как противоположные, а как акцентирующие различные стороны и хронологические этапы единого процесса. Предлагаются коррективы в определении последовательности этих этапов, в частности, отмечается одновременность некоторых из них. Основание для корректив связывается с отсутствием явно видимого перехода от частных и общественных христианских базилик к имперским, ставших храмами в полном смысле этого слова, начиная с эпохи императора Константина и далее. В заключение статьи концепция Покровского рассматривается в контексте современного кризиса церковной архитектуры, обусловленного ориентацией исключительно на её сакрально-символические храмовые формы и описанного в работах Ханса Зедльмайра. Эта концепция, предполагающая поиск нового образа храма прежде всего через переустройство домашнего интерьера для богослужения в небольшой общине, признаётся значительно более плодотворной для преодоления кризиса, чем стилизация под архитектуру предшествующего времени или произвольное формотворчество.
Ключевые слова: христианская базилика, происхождение, Покровский, Красносельцев, дом-икос, иерусалимский храм, базилики Константина, современная церковная архитектура.
Выпуск №10, С. 134–146
Статья посвящена анализу художественно-эстетической теории Василия Кандинского с целью выявления идей, прямо или косвенно связанных с оккультно-эзотерическими системами, особенно популярными во время возникновения этой теории. Поиск теософских и антропософских идей в теории Василия Кандинского связан с тем, что теософия Елены Блаватской и антропософия Рудольфа Штайнера так или иначе лежат у истоков всех оккультных систем и школ Европы рассматриваемого периода.
Ключевые слова: эстетическая теория, Василий Кандинский, абстракционизм в искусстве, теософия Блаватской, антропософия Штайнера.
Анатолий Красиков, доктор исторических наук, профессор
Выпуск №7, С. 91–117 
Недавние события в Ватикане: добровольная отставка первосвященника Римской католической церкви (насчитывающей 1,2 млрд членов) и избрание на престол папы, необычного во всех отношениях, произвели сенсацию поистине мирового масштаба. Сделан ещё один шаг вперёд от водораздела между прошлым и будущим, положенного II Ватиканским собором католической церкви полвека назад. История христианства насчитывает две тысячи лет, но лишь теперь его последователи приблизились к кардинальному повороту в отношениях между собой и, что не менее важно, с окружающим их внешним миром. Впервые происходит реальный пересмотр подхода христиан к духовным исканиям внутри своих собственных институций, к сосуществованию, диалогу и сотрудничеству с инаковерующими и неверующими жителями планеты. Этой теме и посвящена настоящая статья.
Ключевые слова: православие, христианство, греко-католичество, Ватикан, церковь, общество, единство, миротворчество.
Лидия Крошкина, старший преподаватель Свято-Филаретовского института (Москва)
Выпуск №28, С. 64–80
DOI: 10.25803/SFI.2018.28.23055
В статье рассматривается отношение к вопросам вины и ответственности в русской культуре XIX и XX веков, а также трансформация этих вопросов в современности. Контекст интереса к данной теме – столетие русской революции и осмысление путей выхода из антропологической катастрофы XX века. В качестве базовой русской идеи в статье рассматривается мысль Фёдора Михайловича Достоевского о вине всех за всех, её развитие и отголоски у других авторов, церковных и общественных деятелей.
Ключевые слова: вина, ответственность, покаяние, Достоевский, русская культура, культура вины.
Наталия Ликвинцева, кандидат философски наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына (Москва)
Выпуск №28, С. 81–97
DOI: 10.25803/SFI.2018.28.23056
Автор статьи рассматривает, как религиозные мыслители русского зарубежья (протоиерей Сергий (Булгаков), Георгий Федотов, мать Мария (Скобцова)), размышляя над темой русской революции 1917 года, фиксируют те первичные антропологические сдвиги, которые затем будут использованы тоталитарной властью в проекте создания «нового», «советского человека»: захваченность стихией бунта, слияние с толпой, отказ от мысли. Противостояние такому процессу обесчеловечивания человека продумывается в русле осознания собственной вины и исторической ответственности за случившееся со страной и собственной причастности всем страдающим, гибнущим, «побеждённым».
Ключевые слова: антропология, революция, человек, история, протоиерей Сергий (Булгаков), Георгий Федотов, мать Мария (Скобцова).
Священник Штефан Липке, кандидат филологических наук, директор Института святого Фомы (Москва)
Выпуск №38, С. 196–213
DOI: 10.25803/26587599_2021_38_196
В статье ставится вопрос, каким образом героиня романа Фёдора Достоевского «Идиот» Настасья Филипповна Барашкова связана с образом Девы Марии из Евангелия от Луки, в частности, с Её хвалебной песнью. Предлагается прочтение и романа, и Евангелия с помощью феминистской экзегезы. Гибель Настасьи Филипповны обусловлена пережитым ею опытом сексуального насилия со стороны властного и богатого человека. От пережитой травмы её не могут исцелить ни доброта, ни спаситель, на роль которого претендует князь Мышкин. Имя и фамилия героини – Настасья Барашкова – указывают на воскресшего Агнца, но сюжет романа ставит эту аналогию под сомнение. Однако званый вечер на день рожденья героини происходит в праздник иконы Божьей Матери «Знамение» (27 ноября), что указывает на трансформацию структур власти и насилия, о которой поёт Мария в Своей хвалебной песни.
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, роман «Идиот», насилие, феминистское богословие, гендерная тематика, М. М. Бахтин, Э. Шюсслер Фиоренца.
Выпуск №20, С. 106–125
Статья посвящена исследованию мозаик, выполненных Александром Корноуховым на своде капеллы Redemptoris Mater в Апостольском дворце Ватикана. Новые черты, внесённые художником в программу и стилистику мозаичного убранства, анализируются по отношению к традиционному декору христианского храма. Инновации рассмотрены в аспектах богословского содержания, иконографии, образности и художественного исполнения. Средствами мозаичного искусства на своде капеллы был воспроизведён облик восточнохристианской храмовой структуры и её богословской символики, что позволило создать не имеющий аналогов эсхатологический образ «нового неба».
Ключевые слова: мозаика, церковное искусство, византийская традиция, художник, образ, иконография, архитектура храма, эсхатология, богословская символика.
Александр Мелик-Пашаев, доктор психологических наук
Выпуск №20, С. 93–105
В статье ставится вопрос о том, почему в мировом искусстве, прежде всего изобразительном, сюжеты, связанные с первозданным Раем и с грядущим Царством Небесным, обычно не получают убедительного решения. Автор видит причину в отсутствии у художника необходимого внутреннего опыта, который он мог бы воплотить в образах своих произведений. Художник решает другую задачу. Что бы он ни изображал, он преодолевает в той или иной степени плотность «кожаной одежды» греха и создает «прозрачную форму», которая не прячет, а являет сущность, душу вещей. В силу этого истинно художественное произведение делает ощутимым присутствие Творца во всём сотворённом.
Ключевые слова: изображение Рая в искусстве, внутренний опыт художника, «райский уголок», Рай земной, «кожаные одежды», тонкая телесность, прозрачность формы, икона и портрет.
Выпуск №8, С. 123–149
В статье представлен взгляд на возможности синтеза науки и религии. В настоящее время для формирования доктрины современной Церкви необходим диалог эволюционной биологии и христианского богословия, который позволит выразить провозвестие в форме, адекватной адресатам проповеди, т. е. людям, живущим в «век науки». Это одна из важнейших миссионерских задач. В статье критически рассматривается альтернативный подход к выстраиванию такого диалога – феномен «научного креационизма», вскрываются причины методологической, онтологической, богословской несостоятельности этой стратегии, её неадекватности научной картине мира. Апеллируя к современным исследованиям механизмов эволюции, автор показывает, как может быть прочитан Шестоднев с учетом нового понимания феномена эволюции. Представленный взгляд на эволюцию позволяет снять предъявляемые ей претензии, она перестаёт быть интеллектуальным соблазном, становясь пространством Божественного Откровения.
Ключевые слова: эволюция, научный креационизм, креационисты, дарвинизм, гомеозисные гены, телеологическая эволюция, тихогенетическая эволюция, гибридизация, видообразование.
Выпуск №10, С. 77–102
В статье представлена попытка выявить библейские корни генетики. Для этого ряд сюжетов Священного писания, в частности история Иакова в период его службы у Лавана, анализируется с позиций современной генетики и её законов. Помимо этого автором высказано предположение, отвечающее на вопрос: как могло случиться, что первооткрывателем фундаментальных законов генетики стал не учёный, а монах-августинец, не имевший даже университетского диплома. Автор полагает, что Грегор Мендель воспроизвел библейский эксперимент Иакова с той лишь разницей, что им был использован другой модельный объект.
Ключевые слова: генетика, селекция, генотип, фенотип, Мендель, овцы Иакова, муфлон.
Жорж Нива, академик Европейской Академии, профессор Женевского университета (Женева)
Выпуск №28, С. 186–202
DOI: 10.25803/SFI.2018.28.24707
В статье прослеживается эволюция христианских тем и мотивов в творчестве Александра Исаевича Солженицына и ставится вопрос о характере христианства писателя и его роли в художественных и публицистических текстах. Особое внимание уделяется образам праведников, теме покаяния и прощения, интересу писателя к эстетическому началу в христианстве и его вниманию к образам старообрядцев. Приводятся суждения о христианстве Солженицына, Оливье Клемана и протопресвитера Александра Шмемана и делается вывод о сложной «полемике» небесной и земной «республик» в творческом мире писателя.
Ключевые слова: христианство, христианский писатель, Солженицын, Шмеман, покаяние, творчество Солженицына.
Выпуск №10, С. 117–133
На основе творческого наследия инокини Иоанны (Рейтлингер) рассматривается проблема художественного творчества в церкви. Речь идёт о художественной основе иконописи, влиянии личной веры и опыта богообщения на художественное творчество, связи творчества художника-иконописца с откровением о Боге и человеке. Благодаря началу возрождения миссии и богослужения, диалога церкви и общества, восстановлению разрушенных храмов и строительству новых, вопрос о современном церковном искусстве становится особенно актуальным для церкви и общества.
Ключевые слова: иконописный канон, свободная живопись, творческая икона, иконный живописец, монашество, прот. Сергий Булгаков, Морис Дени.
Ольга Плахтиенко, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы, САФУ им. М. В. Ломоносова
Выпуск №25, С. 179–197
В статье выявляется значение идеи Традиции для философии и художественного творчества английского писателя начала ХХ века Гилберта Кита Честертона. Раскрывается духовное, этическое и социальное содержание традиции в понимании Честертона, её связь с отношением к жизни «обычных» людей. Анализ публицистических, философских эссе и романа «Перелетный кабак» демонстрирует единство мысли и образа у Честертона, позволяет определить жанровую природу его крупных произведений как «романов идей».
Ключевые слова: Г. К. Честертон, «Ортодоксия», традиции, обычный человек, вечный человек, христианство, «Перелетный кабак», вино, радость, свобода.
Ольга Попова, доктор искусствоведения
Выпуск №8, С. 84–93 
В стиле византийского искусства уже раннего времени намечаются две главные тенденции: создание образа с помощью старых классических средств путём небольшого их видоизменения и замена классического художественного языка языком более строгим и от античности далеким. Обе они проявились уже в VI–VII веках. В искусстве VI века строгий вариант образа и стиля был более распространен, чем классический. Такой стиль представляет собой особый вариант столичного искусства, которое продолжало существовать и в VII веке, хотя уже не являлось доминирующим. Другая тенденция – близость классике – особенно характерна для произведений VII века. Преданность классическим традициям навсегда останется в византийском искусстве главной базовой ценностью, равно как и стремление придать образу как можно большую одухотворённость. Иногда достигалось равновесие этих установок, однако обычно какая-то из них преобладала. При этом никогда византийское искусство не теряло своей классической основы, как и главной своей составляющей – печати присутствия в своих образах Духа Святого.
Ключевые слова: византийское искусство, мозаики, фрески, классическое, аскетическое.
Вера Поцци, кандидат философских наук, научный сотрудник НИУ ВШЭ (Москва)
Выпуск №32, С. 67–87
DOI: 10.25803/SFI.2019.32.53366
Задача настоящей статьи – показать в новом свете фигуры филолога Сергея Аверинцева и его ученицы поэта Ольги Седаковой, представив их как «публичных интеллектуалов». Поскольку подобное определение может показаться парадоксальным по отношению к этим русским интеллектуалам, деятельность которых во многом связана с «альтернативной» культурой постсоветской эпохи, в первой части статьи излагаются их интеллектуальные биографии: внимание сосредоточено на аспектах их публичного поведения, доказывающих основную мысль данной статьи. Суть их интеллектуального служения связана с пониманием культуры как paideia, т. е. живого слова, которое необходимо передавать не только в академической, но и в публичной сфере. Восстановление разрушенных связей с источниками культуры (как христианскими, так и секулярными), напоминающее деятельность гуманистов в XIV и XV веках, для Аверинцева и Седаковой было главной задачей культуры. Иными словами, они стремились предложить всё богатство традиции, находя для этого новые слова, предоставляя человеку возможность заново открыть собственную ценность, открыться Иному и трансцендентному. Статья основана на текстах выступлений, гомилиях и докладах, которые звучали в неакадемическом контексте и которые до сих пор практически не учитываются в публикациях, посвящённых Аверинцеву и Седаковой.
Ключевые слова: Сергей Аверинцев, Ольга Седакова, публичные интеллектуалы, христианский гуманизм, культура, paideia, традиция.
Юлия Сафронова, кандидат исторических наук, доцент, декан факультета истории ЕУСПб (Санкт-Петербург)
Выпуск №37, С. 139–160
DOI: 10.25803/SFI.2021.37.1.008
Статья посвящена формированию и функционированию образа Александра II в качестве царя-мученика в последней четверти XIX века. Интерпретация покушений на императора, а затем его убийства 1 марта 1881 года в качестве добровольной жертвы за «грехи» русского народа и даже «сораспятия c Первомучеником Христом» была удачной находкой проповедников Православной российской церкви, позволявшей говорить о цареубийстве не как о глубочайшем политическом кризисе, но как об акте «спасения» России. В таком качестве образ царя-мученика активно использовался как в официальном дискурсе власти, так и в публицистике, не только консервативной, но и либеральной. Вместе с тем настойчивое и постоянное использование этого образа имело неожиданный эффект в виде слишком буквального его прочтения, т. е. прямых требований канонизации Александра II, создания икон с его изображением и проведением крестных ходов с портретами императора. 
Во второй части статьи высказывается ряд гипотез о том, почему канонизация убитого императора, которая, казалось бы, логично вытекала из дискурсивной стратегии объяснения цареубийства и находила поддержку среди верующих, оказалась не нужна политической элите Российской империи. В историческую память России Александр II вошёл как царь-освободитель, а не как царь-мученик.
Ключевые слова: Александр II, народовольческий террор, канонизация, мученик, репрезентация.
Ольга Седакова, доктор богословия Европейского гуманитарного университета (г. Минск), кандидат филологических наук
Выпуск №7, С. 74–90 
Автор предлагает ввести новое понятие для описания российской культурной истории последних трёх веков – «европейская идея». Термин построен по аналогии с известной и много обсуждавшейся «русской идеей». «Русская идея» – попытка саморефлексии, построенная в контраст «Западу» и его ценностям, – утверждает уникальность российской судьбы в мире. «Европейская идея» (которая отнюдь не ограничивается феноменом «западничества») имеет в виду страстную, заинтересованную мысль России о Европе и «Западе» вообще – как об образе универсализма. В допетровскую эпоху таким же образом универсального была для Руси Византийская модель. Как и «русская идея», «европейская идея» принадлежит самой русской культуре и не представляет собой простого отражения европейской реальности. В пёстром спектре европейских влияний особое внимание в статье уделяется их христианской составляющей. Характерные черты западного христианства при этом приходили в Россию не через собственно церковное, католическое или протестантское, влияние, а через сочинения классических писателей, художников, мыслителей Запада, в которых оно присутствовало имплицитно. К самым значительным элементам российской «западной идеи» автор относит императив личной свободы, достоинство человеческой личности, ценность свободного творчества, острое чувство современности в её исторической перспективе, практический христианский гуманизм и cоциальную солидарность. До последнего времени юридическая, правовая, институциональная основа западного общества была мало интересна русской «европейской идее» или оспаривалась в ней.
Ключевые слова: Европа, Россия, культурная имплантация, христианский гуманизм.
Евгения Смагина, доктор филологических наук, заведующий кафедрой истории и культуры древнего Востока Института востоковедения РАН; доцент, заместитель директора Центра египтологии им. Голенищева РГГУ; доцент СФИ (Москва)
Выпуск №27, С. 119–133
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.18481
Статья посвящена одному из бродячих сюжетов христианской литературы – образу монашеского земного рая или утопии в писаниях жанра «хождений». Предметом исследования служит коптская версия изложения данного сюжета в «Житии святого Онуфрия Отшельника». Предметом рассмотрения служат различные варианты повествования об отдаленном рае в раннехристианской и дохристианской литературе. При сопоставлении коптской версии изложения данного сюжета в «Житии святого Онуфрия Отшельника» с греческим и версией на другом коптском диалекте некоторые детали показывают, что коптские версии переведены не с того варианта греческого текста, который сохранился и издан. С другой стороны, прослеживаются параллели с изложениями псевдоэпиграфических сюжетов – легенды о жилище египетских жрецов Ианния и Иамврия, дохристианской легенды о блаженных потомках Рехава. Совпадение деталей, особенности имён собственных и структурная близость позволяют предположить, что коптский текст представляет собой результат конвергенции разных традиций.
Ключевые слова: раннее христианство, псевдоэпиграфы, земной рай.
Эрнст Кристоф Суттнер, священник, доктор богословия
Выпуск №7, С. 118–133 
В статье затрагивается актуальная для современного глобального мира проблема толерантности. Расхожему представлению о толерантности – как взаимному уважению участников диалога и принятию различных точек зрения в модальности терпимости, а не конфликта или индифферентности – автор предлагает подход, укоренённый, по его мнению, в христианской традиции. Суть данного подхода заключается в признании всеми участниками диалога существования единой истины, которая полагается ими как общая цель – при решимости признать неполноту собственного знания, возможность различных путей к этой цели и готовности учиться друг у друга. Рассматриваются примеры такого диалога в истории церкви (от Иустина Философа до II Ватиканского собора).
Ключевые слова: толерантность, терпимость, диалог, Иустин Философ, Климент Александрийский, Роман Сладкопевец, II Ватиканский собор.
Татьяна Касаткина, доктор филологических наук, главный научный сотрудник, заведующая научно-исследовательским центром «Ф. М. Достоевский и мировая культура», Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф. М. Достоевского Научного совета «История мировой культуры» РАН, главный редактор журнала «Достоевский и мировая культура. Филологический журнал» (Москва) ORCID: 0000-0002-0875-067X
Выпуск №39, С. 238–260
DOI: 10.25803/26587599_2021_39_238
Достоевский во всем своем творчестве, но особенно в романах послекаторжного периода создает очень глубокие тексты очень высокой связности. Одна из причин (и основная цель) создания текстов такого качества — осознанно используемая автором стратегия «отступательного» движения по отношению к читателю. Цель же такой стратегии — вовлечение читателя в пространство не обсуждения, но проживания идеи, отключение сознательных идеологических фильтров, отсекающих саму возможность встречи читателя с определенным комплексом идей, в первую очередь (и это характерно для эпохи Достоевского не в меньшей степени, чем для нашей) — идей богословских. Для осуществления «отступательной» стратегии автор размещает свой «указующий перст, страстно поднятый» (так говорил Достоевский о непременном качестве хорошего писателя) в областях вне прямого дискурса, открывающихся читателю лишь при его определенном усилии, готовности идти навстречу образу и вглубь него. Одной из важнейших областей такого «размещения» является цитата, особенно библейская и литургическая. В данной статье демонстрируется такая писательская стратегия внутри романов «Униженные и оскорбленные» и «Братья Карамазовы», в которых очень по-разному писатель рассказывает читателю о заблудившейся любви, страданиях, которые она приносит тому, кого уводит за собой, и о способах возвращения любви на ее истинные пути.
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, богословие, библейская цитата, литургическая цитата, авторские стратегии, «Униженные и оскорбленные», «Братья Карамазовы»
Андрей Тесля, кандидат философских наук, старший научный сотрудник ИГН БФУ им. И. Канта, научный руководитель Центра исследований русской мысли ИГН БФУ им. И. Канта (Калининград)
Выпуск №38, С. 180–195
DOI: 10.25803/26587599_2021_38_180
В эссе рассматриваются основные линии истолкования проблематики «братства» в рамках трёх «больших идеологий» XIX века, унаследованных последующим столетием, – либерализма, консерватизма и социализма. Особенный акцент делается на понимании сложного соотношения раннего социализма с проблематикой религии/религиозного – и понимании «братства» как принципа выстраивания горизонтальных аффективных связей. Ранняя социалистическая мысль – для которой одним из ключевых понятий-образов является «братство» – интерпретируется в связи с религиозностью и проблемой нового религиозного основания желаемого общественного устройства. Обращается внимание на принципиальное значение философии Фейербаха, открывающей ход к мышлению об обществе и о человеке и об исторической трансформации в перспективе без непременного полагания новой религии (или нового понимания, интерпретации старой). В аспекте консервативной мысли анализируется напряжение, существующее между представлением желаемого/должного социального устройства, как построенного по модели семьи, связка понятий «семья» и «братство», с заложенной в этих понятиях потенциальной иерархичностью; 
их эмансипаторный, с одной стороны, потенциал, – а с другой стороны, потенциал, направленный на утверждение наличного порядка, оказывается со-присутствующим, внутренним напряжением. Последний аспект в особенности раскрывается в трактовке национализма и националистической мысли XIX–XX веков. В заключение поднимаются вопросы о соотношении понятий «братства» и « сестринства».
Ключевые слова: идеология, политическая теология, национализм, романтизм, социализм, философия религии.
Андрей Тесля, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Академии Кантиана ИГН БФУ им. И. Канта (Калининград)
Выпуск №31, С. 189–203
DOI: 10.25803/SFI.2020.31.53350
Политическая теория славянофилов за последние десятилетия сравнительно редко делалась предметом специального анализа – нередко воспроизводятся традиционные историографические суждения, не отражающие ни введённые за минувшие годы новые источники по теме, ни результаты разработки смежных тем. Целью данной статьи является рассмотрение ряда сюжетов, позволяющих уточнить характеристику политических воззрений Ивана Васильевича Киреевского (1806–1856). Будучи одним из виднейших деятелей славянофильского направления, он привлекает внимание преимущественно своими философскими и отчасти богословскими воззрениями. Никоим образом не оспаривая эту точку зрения, автор статьи представляет краткую характеристику его политических воззрений зрелого периода (с конца 1830-х годов). В текстах этого времени Киреевский предстает как политический теоретик, внимательный к понятийному ряду, занимающий к 1855 году консервативно-либеральную, ориентированную на англофильскую традицию, националистическую позицию. Особенный интерес представляет позиция Киреевского по отношению к «закону» и «законности» – в отличие от возобладавшей в интерпретации славянофильства аксаковской линии, пренебрегающей формальной законностью и склонной едва ли не противопоставлять её справедливости (в дихотомии «правды внешней» и «правды внутренней»), Киреевский отстаивает единство справедливости и законности.
Ключевые слова: история русской общественной мысли, национализм, политическая теория, русский либерализм, славянофильство.
Выпуск №38, С. 214–240
DOI: 10.25803/26587599_2021_38_214
Привычный союз памяти и истории сменяется в современности глубоким расколом между ними, в котором обе стороны изменяют свою сущность. Память превращается в разрыв внутри самой идеологии истории. Автор пытается прояснить некоторые возможности памяти как перформативного акта, осуществляемого субъектом не только и не столько в отношении к индивидуальному прошлому, сколько к общему настоящему. При этом память выступает как практика субъективности, то есть только в одном из модусов ее существования. Осуществление памяти как практики субъективности объединяет разные виды памяти независимо от того, являются ли они личными или надличными. Вопрос заключается в том, что при этом происходит с самим субъектом памятования. В статье рассматриваются три типа памяти и памятования. Психологическая память демонстрирует разорванность и несамодостаточность человеческого опыта себя, его принципиальную неполноту, которая оборачивается нуждой и нехваткой. Идеологическая память предполагает, что прошлое «принадлежит» носителю финализации истории (например, государству), тому, кто имеет исключительное право рассказывать историю. Третий род памяти можно назвать перформативным: он подразумевает не вспоминание, но установление отношений с тем, кто присутствует даже в своем отсутствии. В центре этих заметок находится «восстановление в памяти» как события, в котором может состояться радикальный трансисторический опыт. Это акт учреждения сообщества живых и мертвых, обладающий парадоксальной темпоральной природой.
Ключевые слова: память, история, эпифания, перформативный акт, сообщество живых и мертвых.
Протопресвитер Джон Эриксон, почётный профессор Свято-Владимирской семинарии (Тусон)
Выпуск №32, С. 128–151
DOI: 10.25803/SFI.2019.32.53368
В сочетании «история и память» философ Поль Рикёр и другие часто обращают внимание на необходимость дополнительного элемента – забвение. Построение истории включает в себя как запоминание, так и забывание; представляет собой избирательный процесс. Это особенно очевидно в России и Восточной Европе, где религиозная идентичность тесно связана с идентичностью национальной, этнической и культурной; где потрясения и социальные травмы прошедшего столетия побудили политиков, церковную администрацию и многих других создавать крайне избирательный исторический нарратив, призванный вызвать широкую народную поддержку. При этом конструирование исторического нарратива произошло за счёт памяти. Для привлекательности подобных нарративов могут быть предложены различные стратегии.
В современном мире оптимизм сменился постмодернистской тревогой. Непосредственное наличие в нашей жизни технологий, работающих в режиме «здесь и сейчас», ослабило наше чувство времени и места. Дискомфорт от ажиотажа настоящего момента и неуверенности в будущем может привести к тому, что мы ухватимся за всё, что обещает порядок и стабильность, невзирая на отступления от истины и морали.
Теперь, помимо честного воспоминания и разумного забвения, нам необходимо прощение. Именно прощение стало объектом обсуждения, выбранным Рикёром для эпилога к своему исследованию «Память, история, забвение». Для Рикёра прощение «образует общий горизонт памяти, истории и забвения». Пути, ведущие к этому эсхатологическому горизонту, не легко различить. Даже самые благородные человеческие проекты в плоскости истины и примирения терпят неудачу, хотя и могут указывать в правильном направлении. Здесь мы можем говорить только о благодати. Наряду со смирением, терпением, стойкостью и другими добродетелями мы должны обладать честным и непоколебимым стремлением заниматься прошлым, каким бы болезненным ни был этот процесс. 
Ключевые слова: история, память, нарратив, эсхатология, забвение, прощение.
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2990 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22 октября 2021 года
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00