Ольга Седакова, доктор богословия Европейского гуманитарного университета (г. Минск), кандидат филологических наук
С. 74–90
Автор предлагает ввести новое понятие для описания российской культурной истории последних трёх веков – «европейская идея». Термин построен по аналогии с известной и много обсуждавшейся «русской идеей». «Русская идея» – попытка саморефлексии, построенная в контраст «Западу» и его ценностям, – утверждает уникальность российской судьбы в мире. «Европейская идея» (которая отнюдь не ограничивается феноменом «западничества») имеет в виду страстную, заинтересованную мысль России о Европе и «Западе» вообще – как об образе универсализма. В допетровскую эпоху таким же образом универсального была для Руси Византийская модель. Как и «русская идея», «европейская идея» принадлежит самой русской культуре и не представляет собой простого отражения европейской реальности. В пёстром спектре европейских влияний особое внимание в статье уделяется их христианской составляющей. Характерные черты западного христианства при этом приходили в Россию не через собственно церковное, католическое или протестантское, влияние, а через сочинения классических писателей, художников, мыслителей Запада, в которых оно присутствовало имплицитно. К самым значительным элементам российской «западной идеи» автор относит императив личной свободы, достоинство человеческой личности, ценность свободного творчества, острое чувство современности в её исторической перспективе, практический христианский гуманизм и cоциальную солидарность. До последнего времени юридическая, правовая, институциональная основа западного общества была мало интересна русской «европейской идее» или оспаривалась в ней.
Ключевые слова: Европа, Россия, культурная имплантация, христианский гуманизм.