Перейти к основному содержимому

Выпуск 20 (осень 2016)

В 20-й выпуск Альманаха СФИ вошли статьи по библеистике, богословию, философии и богословским аспектам эстетики.

АЛЬМАНАХ СФИ «СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ». Выпуск 20

АЛЬМАНАХ СФИ «СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ». Выпуск 20

Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». 2016. Вып. 20. 128 с.

Содержание выпуска

Библеистика

С. 9–30
Статья посвящена тому, как образ невинного страдальца из Псалтири отражается в евангельском повествовании о страстях Христовых, прежде всего – в 14 и 15 главах Евангелия от Марка. Преимущественное внимание к Евангелию от Марка обусловлено тем, что, по-видимому, оно было первым и послужило образцом для остальных евангелий. Рассматриваются расхождения между еврейским (масоретским) текстом соответствующих псалмов и их греческим переводом (Септуагинтой); ставится вопрос о том, какая из двух текстуальных традиций повлияла на евангельский текст, когда и как.
Ключевые слова: псалмы, евангелия, Евангелие от Марка, еврейский текст, Септуагинта.
С. 31–47
С точки зрения большинства исследователей в Септуагинте можно проследить развитие мессианизма по сравнению с масоретским текстом Ветхого завета. В некоторых работах, в первую очередь в статьях Йохана Люста, показана слабая доказательная база, лежащая в основе этого представления. В данной статье проведен анализ двух ключевых пассажей Септуагинты Быт 49:10 и Ис 9:5(6), на примере которых можно показать разные подхода к греческому тексту Ветхого завета и к сколь разным выводам приходят исследователи, пользуясь разными методами анализа текста. В заключительной части сформулированы основные методологические проблемы, связанные с изучением мессианизма в Септуагинте. 
Ключевые слова: Ветхий завет, Септуагинта, Мессия, мессианизм, библейская экзегеза.

Богословие и философия

С. 51–74
В статье анализируется концепция дружбы (или филической любви), представленная Павлом Флоренским в книге «Столп и утверждение истины». Он противопоставляет ее популярной в начале ХХ в. теории аскетического эроса как пути к индивидуальному бессмертию. Флоренский рассматривает дружбу как онтологическую реальность, открывающую возможность преображения человеческой природы.
Ключевые слова: дружба (филия), эрос, ага пе, личность и вещь, единосущность и подобосущность, кеносис, много-единое существо, «молекула любви», Церковь. 
С. 75–90
Статья посвящена понятию всеобщего спасения (апокатастасиса) в трудах св. Иринея Лионского, Оригена и свт. Григория Нисского. Сделана попытк систематизировать сходства и различия в их подходах.
Ключевые слова: апокатастасис, Страшный суд, отцы Церкви, сотериология.

Богословские аспекты эстетики

Александр Мелик-Пашаев, доктор психологических наук
С. 93–105
В статье ставится вопрос о том, почему в мировом искусстве, прежде всего изобразительном, сюжеты, связанные с первозданным Раем и с грядущим Царством Небесным, обычно не получают убедительного решения. Авто видит причину в отсутствии у художника необходимого внутреннего опыта, который он мог бы воплотить в образах своих произведений. Художник решает другую задачу. Что бы он ни изображал, он преодолевает в той или иной степени плотность «кожаной одежды» греха и создает «прозрачную форму», которая не прячет, а являет сущность, душу вещей. В силу этого истинно художественное произведение делает ощутимым присутствие Творца во всем сотворенном.
Ключевые слова: изображение Рая в искусстве, внутренний опыт художника, «райский уголок», Рай земной, «кожаные одежды», тонкая телесность, прозрачность формы, икона и портрет.
С. 106–125
Статья посвящена исследованию мозаик, выполненных А. Д. Корноуховым на своде капеллы Redemptoris Mater в Апостольском дворце Ватикана. Новые черты, внесенные художником в программу и стилистику мозаичного убранства, анализируются по отношению к традиционному декору христианского храма. Инновации рассмотрены в аспектах богословского содержания, иконографии, образности и художественного исполнения. Средствами мозаичного искусства на своде капеллы был воспроизведен облик восточнохристианской храмовой структуры и ее богословской символики, что позволило создать не имеющий аналогов эсхатологический образ «нового неба».
Ключевые слова: мозаика, церковное искусство, византийская традиция, художник, образ, иконография, архитектура храма, эсхатология, богословская символика.
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00