Перейти к основному содержимому

Вестник СФИ

Свет Христов просвещает всех

Выпуск 31 (лето 2019)

В 31-й выпуск Вестника СФИ вошли статьи по экклезиологии, нравственному богословию и русской религиозной философии, материалы, посвященные проблемам диалога науки и теологии, а также обзоры, аннотации, рецензии.

Содержание выпуска

31-й выпуск Вестника СФИ начинается разделом Экклезиология, который представлен двумя исследованиями. В статье греческого богослова Петроса Василиадиса сравниваются два типа православной экклезиологии: евхаристическая/литургическая, основанная на библейском понимании Церкви как народа Божьего, и терапевтическая/катарсическая, в которой Церковь изображается отдельно от исторически существующей церковной общины, как некая совершенная и вечная Идея. В статье Ольги Кузнецовой рассматривается вопрос о признаках и границах евхаристического собрания в работах протопресвитера Николая Афанасьева, а также развитие его идей в трудах протопресвитера Александра Шмемана и митрополита Иоанна (Зизиуласа).

Раздел Нравственное богословие начинается статьей Сергея Хоружего, в которой детально анализируется феномен антропологической катастрофы, имевшей место в России в XX веке. Протоиерей Джон Бэр в своей статье размышляет об актуальности в современной церкви такой традиционной христианской аскетической добродетели, как духовное рассуждение (discernment).

Раздел Наука и теология представлен несколькими материалами. В статье Давида Гзгяна рассматривается возможность конструктивного взаимодействия двух способов понимания человеческого предназначения: научного познания как прочтения книги природы, написанной Богом, с одной стороны, и эсхатологического восстановления единства Творца и твари через преображенное человечество во Христе Воскресшем – с другой. Темам вечности и времени в русском космизме, в первую очередь в трудах астрофизика Николая Козырева, посвящена статья Федора Козырева. В статье Галины Шпатаковской предложены возможные принципы диалога естествознания и христианского богословия, описан и проанализирован диалог физиков и богословов, более шести лет ведущийся в Свято-Филаретовском институте. Серию публикаций с наиболее интересными материалами семинара «Физика и богословие» открывает интервью с ректором СФИ священником Георгием Кочетковым.

Раздел Русская религиозная философия представлен исследованием Андрея Тесли, в котором дается характеристика политических воззрений Ивана Васильевича Киреевского, и статьей Дмитрия Гасака, представляющей результаты исследования принципов просвещения и образования, характерных, по мнению Алексея Степановича Хомякова и Ивана Васильевича Киреевского, для русской духовной традиции. 

Раздел Обзоры, аннотации, рецензии включает обзор конференции «Современная православная экклезиология: служение церкви и ее устройство», прошедшей в Москве и Подмосковье в мае 2019 г., и рецензии на две новые книги по истории церкви и религиозной философии.

Экклезиология

Петрос Василиадис, доктор теологии, профессор Нового завета Университета им. Аристотеля (Салоники)
Библейский контекст понятия «экклесия» (ἐκκλησία) и его позднейшее применение в православной экклезиологии
С. 9–29
В статье сравниваются два типа православной экклезиологии. Первая – евхаристическая / литургическая – основывается на библейском (семитском) понимании Церкви как народа Божьего, собранного вокруг Христа и призванного возвещать грядущее Царство каждый раз, когда она собирается ἐπὶ τὸ αὐτό (в одном месте), и в особенности для совершения Евхаристии. 
Вторая экклезиология – терапевтическая/катарсическая – связана с Александрийской школой богословия и рассматривает Церковь не как образ эсхатона, а как образ начала всего сущего, образ творения. В этой экклезиологии Церковь представляется отдельно от исторически существующей церковной общины – как некая совершенная и вечная Идея, а основное внимание уделяется очищению души (катарсису), избавлению от страстей, а также исцелению (терапии) падшей человеческой природы. Духовность и миссия Церкви в рамках второй экклезиологии направлены не на синергическое и пророческое предвозвещение Царства Божьего, а на спасение души каждого отдельного христианина. По мнению автора, современной церкви нужно вернуться к пророческому характеру православия, а также к основополагающей библейской традиции. 
Ключевые слова: экклезиология, образы Церкви, эсхатон, Александрийское огласительное училище, церковная община, евхаристия.
Ольга Кузнецова, заведующий Богословским колледжем СФИ (Москва)
Признаки и границы евхаристического собрания в трудах протопресвитера Николая Афанасьева, протопресвитера Александра Шмемана и митрополита Иоанна (Зизиуласа)
С. 30–53
В статье рассматривается вопрос о признаках и границах евхаристического собрания в работах протопр. Николая Афанасьева, а также развитие его идей в трудах самых ярких последователей – протопр. Александра Шмемана и митр. Иоанна (Зизиуласа). Для Афанасьева понятие «евхаристического собрания» является центральным в построении его евхаристической экклезиологии, поэтому и решение вопроса об установлении признаков и границ этого собрания является для него ключевым. В данной работе предпринимается попытка сформулировать перечень критериев, по которым можно опознать евхаристическое собрание (все в одно место ради одного, отсутствие наблюдателей, царственно-священническое служение всех участников, дух единства и любви и т. п.). Кроме того, рассмотрение идей протопр. Александра Шмемана и митр. Иоанна (Зизиуласа) показывает, насколько по-разному они развивали идеи Афанасьева – если Шмеман сохранял преемственность основных положений о. Николая, то Зизиулас развивал свое богословие в несколько отличном и самостоятельном русле.
Ключевые слова: евхаристическое собрание, экклезиология, протопр. Николай Афанасьев, митр. Иоанн (Зизиулас), протопр. Александр Шмеман.

Нравственное богословие

Сергей Хоружий, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института философии РАН (Москва)
О нравственной катастрофе и миссии регистратора
С. 54–94
В работе анализируется феномен антропологической катастрофы, которая совершилась в России в XX в., а также обсуждаются антропологические и социальные стратегии, возможные для человека и общества в период, непосредственно следующий за катастрофой. В центр рассмотрения ставится этический аспект катастрофы. Прослеживается процесс изменения этических установок в России, начиная с предреволюционного периода и по настоящий день. Установлено, что этот процесс носил характер серии резких смен этической модели, насильственно-нормативно диктуемых властью. Такие смены травмировали и дезориентировали нравственное сознание, постепенно лишая его чувствительности и увлекая к деградации. В качестве последних этапов процесса выделены постсоветские формации «анти-этики» 1990-х гг. и «а-этики», состояния атрофии этического сознания, – в наши дни. 
Проводится антропологический анализ состояния человека и общества после катастрофы. Выбирая за основу концепцию человека как Присутствия (она представлена, прежде всего, у Хайдеггера, а в русской философии у В. В. Бибихина), мы заключаем, что в пост-катастрофическом состоянии человек существует в ущербном модусе «расплющенного Присутствия». Примеры существования в таком модусе мы находим описанными или изображенными в современном искусстве – у Рильке, Клее, Хармса, в свидетельствах, создававшихся в концлагере. В этих примерах миссия самореализации, доступная человеку, характеризуется как особого рода экзистенциальная практика – «регистрация на краю», или «последняя регистрация», исполнители же этой миссии – «последние регистраторы». Наряду с прочими измерениями нормального присутствия, в модусе «расплющенного Присутствия» нет также и развитой этической модели, и в этом смысле, нет этики, но существует еще некоторый этос.
Ключевые слова: этика, этос, онтология, антропология, Россия, русская революция, архаизация, антропологическая катастрофа, бытие-присутствие, предельные практики, покаяние.
Протоиерей Джон Бэр, руководитель магистерской программы по теологии, профессор патристики Свято-Владимирской православной духовной семинарии (Нью-Йорк)
Научиться духовному рассуждению
С. 95–109
В своей статье, подготовленной на основе доклада на конференции “Discernimento e vita Cristiana” («Рассуждение и христианская жизнь»), проходившей в Бозе (Италия) в сентябре 2018 г., автор размышляет об актуальности такой традиционной христианской аскетической добродетели как духовное рассуждение (англ. discernment). Он утверждает, что практика рассуждения становится в современном мире не только христианской, но общечеловеческой ценностью, а научение ему – актуальной задачей для всех. Автор особенно останавливается на трех аспектах, следование которым, по его мнению, ведет к успешному научению духовному рассуждению: 1) осознание тесной связи христианина с Церковью, необходимость более глубокого вхождения в ее жизнь, понимание своего крещения как погружения в «смерть Христа», участия в евхаристии – как приобщении Его Страстям; 2) наличие эсхатологического сознания, которое становится мерилом рассуждения и задает ему верную оптику (то, каковы суть все вещи, открывается в эсхатологической перспективе); 3) возрастание в качество жизни Самого Бога, в свободу инициативы и готовности к ответу, научение через отпадения и возвращения.
Ключевые слова: духовное рассуждение, прп. Максим Исповедник, сщмч. Ириней Лионский, эсхатон, крещение, таинство смерти, евхаристия, покаяние, свобода.

Наука и теология

Давид Гзгзян, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ (Москва)
Вопрос Нидэма и антропологическое измерение библейской картины мира
С. 110–125
Автор, в целом подтверждая актуальность вопроса Нидэма, одновременно оспаривает данное им объяснение причин формирования уникальной парадигмы европейской науки, указывая на некоторую непоследовательность основной идеи Нидэма, которая предполагает в качестве основного фактора европейской научной революции концепцию Творца как целеполагающего актора, стоящего за природой. В статье также рассматривается возможность конструктивного взаимодействия двух способов понимания человеческого предназначения свыше: научного познания как прочтения книги природы, написанной Богом, с одной стороны, и эсхатологического восстановления единства Творца и твари через преображенное человечество во Христе Воскресшем – с другой.
Ключевые слова: богословие, антропология, наука, творение, призвание, воссоединение.
Федор Козырев, доктор педагогических наук, профессор Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург)
Тема вечной жизни вселенной в русском космизме
С. 126–152
Восприятие мира как живого целостного единства — общая черта софиологических мотивов русской религиозной философии и широкого научно-философского движения, известного как русский космизм. В православном богословии остро стоит вопрос об онтологическом статусе указанного единства и источника живучести космоса. В контексте обсуждения этого вопроса космизм зачастую ассоциируется с религиозным имманентизмом. В первой части статьи анализируется обоснованность такого подхода. Устанавливаются параллели между софиологией и космизмом применительно к проблеме происхождения Вселенной, ее начала во времени и конца. Выдвигается тезис о сближении религиозной и научной картины мира на почве учения о всеединстве и организмической модели Вселенной. Дается общая характеристика идейного корпуса русского космизма. Во второй части рассматриваются различные концепции вечности в их соотнесении с идеей Творения. Особое внимание уделяется динамической составляющей времени/вечности, как она представлена в учении Л. П. Карсавина о всевременности и в причинной механике Н. А. Козырева. Обсуждаются космологические и богословские следствия физики времени Н. А. Козырева, в частности, представление о том, что активные свойства времени могут выступать механизмом осуществления синергийного взаимодействия Промысла и ноосферы.
Ключевые слова: космизм, софиология, всеединство, время, вечность, причинность, негэнтропия.
Галина Шпатаковская, доктор физико-математических наук, эксперт-советник Института прикладной математики им. М. В. Келдыша (Москва)
Возможные принципы диалога естествознания и христианского богословия
С. 153–177
Проблема диалога рассмотрена в контексте существующего напряжения между научным и богословским способами познания. Используемый подход основан на анализе имеющихся в литературе размышлений на эту тему самих ученых, в основном физиков. Проведенный анализ позволил выделить объективные и субъективные трудности на пути сближения позиций двух сторон и сформулировать пять принципов диалога: соблюдение границ компетенции, ясность и прозрачность терминологии, согласие о единстве истины, необходимость совместного обсуждения аксиологических и этических проблем. Пятый принцип предполагает стремление услышать и понять другую сторону. С точки зрения предложенных принципов описан и проанализирован реальный диалог физиков и богословов, ведущийся в Свято-Филаретовском институте уже более шести лет. Идеи, высказанные физиками (как агностиками, так и атеистами) и богословами, могут быть распределены по четырем тематическим группам: христианство, Бог и человек, познание, добро и зло. Выявившиеся в процессе встреч трудности в следовании всем пяти принципам показывают, что рассмотренный диалог находится в самой начальной фазе и его дальнейшее позитивное развитие требует усилий с обеих сторон.
Ключевые слова: наука и религия, физика и богословие, концептуальный и реальный диалог.

Русская религиозная философия

Андрей Тесля, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Академии Кантиана ИГН БФУ им. И. Канта (Калининград)
К характеристике политической теории славянофилов: о воззрениях И.В. Киреевского
С. 189–203
Политическая теория славянофилов за последние десятилетия сравнительно редко делалась предметом специального анализа – нередко воспроизводятся традиционные историографические суждения, не отражающие ни введенные за минувшие годы новые источники по теме, ни результаты разработки смежных тем. Целью данной статьи является рассмотрение ряда сюжетов, позволяющих уточнить характеристику политических воззрений Ивана Васильевича Киреевского (1806–1856). Будучи одним из виднейших деятелей славянофильского направления, он привлекает внимание преимущественно своими философскими и отчасти богословскими воззрениями. Никоим образом не оспаривая эту точку зрения, автор статьи представляет краткую характеристику его политических воззрений зрелого периода (с конца 1830-х гг.). В текстах этого времени Киреевский предстает как политический теоретик, внимательный к понятийному ряду, занимающий к 1855 г. консервативно-либеральную, ориентированную на англофильскую традицию, националистическую позицию. Особенный интерес представляет позиция Киреевского по отношению к «закону» и «законности» – в отличие от возобладавшей в интерпретации славянофильства аксаковской линии, пренебрегающей формальной законностью и склонной едва ли не противопоставлять ее справедливости (в дихотомии «правды внешней» и «правды внутренней»), Киреевский отстаивает единство справедливости и законности.
Ключевые слова: история русской общественной мысли, национализм, политическая теория, русский либерализм, славянофильство.
Дмитрий Гасак, первый проректор СФИ (Москва)
Принципы христианского просвещения в трудах А.С. Хомякова и И.В. Киреевского
С. 204–234
В статье представлены результаты исследования принципов просвещения и образования, характерных, по мнению А.С. Хомякова и И.В. Киреевского, для русской культурной традиции. Основатели славянофильства выявляют и описывают российский тип просвещения в его соотношении с просвещением европейским. Важным для обоих мыслителей положением является не противостояние господствующему в европейской науке и образовании типу мысли, но желание обратить внимание российского общества на многообразие и ценность отечественной духовной и интеллектуальной культуры, органично сложившейся в многовековой истории России. По мнению автора, Хомяков и Киреевский выделяют три принципа, характерные для российского просвещения: равновесие убеждений и строя жизни, цельность человека в единстве веры и разума, церковность. Свои идеи Хомяков и Киреевский, как и их последователи, развивали не только в теоретических работах, но и в практической деятельности.
Ключевые слова: славянофилы, просвещение, образование, наука, теология, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский.

Обзоры, аннотации, рецензии

Контакты
Социальные сети