Федор Козырев, доктор педагогических наук, профессор Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург)
С. 126–152
DOI: 10.25803/SFI.2020.31.53300
Восприятие мира как живого целостного единства – общая черта софиологических мотивов русской религиозной философии и широкого научно-философского движения, известного как русский космизм. В православном богословии остро стоит вопрос об онтологическом статусе указанного единства и источника живучести космоса. В контексте обсуждения этого вопроса космизм зачастую ассоциируется с религиозным имманентизмом. В первой части статьи анализируется обоснованность такого подхода. Устанавливаются параллели между софиологией и космизмом применительно к проблеме происхождения Вселенной, её начала во времени и конца. Выдвигается тезис о сближении религиозной и научной картины мира на почве учения о всеединстве и организмической модели Вселенной. Даётся общая характеристика идейного корпуса русского космизма. Во второй части рассматриваются различные концепции вечности в их соотнесении с идеей Творения. Особое внимание уделяется динамической составляющей времени/вечности, как она представлена в учении Льва Платоновича Карсавина о всевременности и в причинной механике Николая Александровича Козырева. Обсуждаются космологические и богословские следствия физики времени Николая Козырева, в частности, представление о том, что активные свойства времени могут выступать механизмом осуществления синергийного взаимодействия Промысла и ноосферы.
Ключевые слова: космизм, софиология, всеединство, время, вечность, причинность, негэнтропия.