Перейти к основному содержимому

Религиозная педагогика и воспитание

Выпуск №5, С. 36–65 
В статье рассмотрен опыт христианского воспитания в одном из учебных заведений дореволюционной России – Воздвиженской низшей сельскохозяйственной школе Николая Николаевича Неплюева (1851–1908). Сложившаяся в ней педагогическая система была поистине уникальной, однако в настоящее время она известна лишь узкому кругу специалистов: в советские годы наследие Николая Николаевича Неплюева было предано забвению. Сегодня, когда перед родителями и церковью остро стоит проблема христианского воспитания детей, опыт Воздвиженской школы особенно актуален. Специальное внимание уделено целям и принципам педагогики Николая Неплюева, а также результатам воспитательной деятельности в его школах.
Выпуск №10, С. 149–171
Проблема свободы как «основного вопроса воспитания и нравственной философии», по Константину Дмитриевичу Ушинскому, рассмотрена в контексте современной ситуации в философии образования. В качестве её классического решения представлена теория нравственного образования Сергея Иосифовича Гессена. Показаны неокантианские истоки теории и близость взглядов Гессена другому представителю русского неокантианства Михаилу Михайловичу Бахтину. Проведён подробный анализ предложенного Гессеном решения, подчёркнут его диалектический и динамический характер. Прослежено развитие идеи перманентного самотрансцендирования человека как условия осуществления свободы в немецком трансцендентализме, экзистенциализме и феноменологии. В качестве смысловой параллели «прикладной философии» Гессена в области психологии представлена экзистенциальная антропология Виктора Франкла. Показано, как идея онтологизации морали, по Франклу и Гессену, связана с тенденцией «втягивания» духовности в образ человека в новейшей антропологии и педагогике.
Ключевые слова: педагогика, мораль, экзистенциализм, свобода, автономия, личность, трансцендентность.
Выпуск №23, С. 74–90
В статье излагается и анализируется опыт учебного курса церковного искусства, основанного на интенсивном «погружении» в материал в течение нескольких учебных дней. На примерах показано, что методологической основой такого курса должен быть не сокращённый материал историко-искусствоведческого и богословского характера, а целостный образ храма, смысловое и художественное единство его элементов. Обосновано включение в курс изучения местных церковных памятников. Утверждается, что постановка задач творческого характера облегчает восприятие и мотивирует интерес к материалу. Делается вывод о возможности разработки подобных авторских курсов для духовных училищ, семинарий, богословских институтов и катехизаторских курсов с учётом их местной специфики.
Ключевые слова: церковное искусство, педагогика искусства, храм, образ, целостность, методика, учебный курс, катехизация.
Александр Копировский, кандидат педагогических наук, доцент, профессор СФИ (Москва)
Выпуск №29, С. 94–104
DOI: 10.25803/SFI.2019.29.25885
В статье раскрываются особенности содержания педагогики искусства в России в 1920–1930-х годах на примерах теории и практики преподавания различных предметов, связанных с приобщением к искусству. Показано, как в этой области усиливался идеологический подход, приводивший к таким последствиям, как сокращение сроков обучения педагогов искусства и количества специальных учебных заведений, а главное – к упрощению интерпретации форм и содержания произведений искусства, анализ которых проводился, прежде всего, с точки зрения их «полезности». Приведены примеры того, как ряд психологов и педагогов искусства (прежде всего, Л.С. Выготский и А.В. Бакушинский) смогли, хотя бы отчасти, сохранить ориентацию на глубину эстетического содержания рассматриваемых произведений, их индивидуальное восприятие и переживание. Утверждается, что известный теоретик христианской педагогики Василий Зеньковский, признавая силу и положительное значение эстетического воздействия на учащихся, но противопоставляя ему религиозно-моральные движения души, недооценивал значение красоты в свидетельстве о духовных ценностях. Сделан вывод, что в условиях концептуального марксистского подхода именно углубление эстетической составляющей в преподавании искусства оказывалось формой сохранения его духовного содержания.
Ключевые слова: духовное содержание образования, педагогика искусства, художественное восприятие, переживание, православная педагогика, христианская антропология
Александр Копировский, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой богословия СФИ (Москва)
Выпуск №37, С. 89–108
DOI: 10.25803/SFI.2021.37.1.005
В статье раскрывается опыт уникального духовного учебного заведения, созданного в советское время как плод неожиданно возникшего в среде советской интеллигенции интереса к религии и православной церкви, без попыток повторить структуру и содержание образования в духовных семинариях и академиях. Показано, как возрождение существовавшей в раннехристианской церкви системы длительной катехизации с необходимостью приводит к её дальнейшему развитию в виде системы образования, предполагавшей отказ от схоластики и преодоление разрыва между интеллектуальным познанием и непосредственной духовно-церковной практикой. Принципы этой системы, представленной в виде трех последовательных образовательных этапов, сформулированы в контексте поиска общинности и единства, без которых духовные школы обречены на формализацию и вырождение. Выделены и обоснованы средства максимальной активизации студентов в процессе обучения, подробно описаны формы и специфика их самостоятельной работы. Подчёркнута необходимость и возможность ориентирования их сразу на высшие достижения христианской научно-богословской мысли при условии, что процесс духовного образования является не основой, а дополнением к экзистенциальной стороне жизни студентов. Новый тип духовного образования рассматривается в связи с пониманием христианской традиции как единства богословия, церковной культуры и церковного образования. Сделан вывод, что спонтанно открытые на основе возрождения святоотеческой катехизации принципы, методы и формы обучения в Московской высшей православно-христианской школе оказались во многом сходными с современными поисками выхода высшего образования из кризиса в виде различных форм «свободных университетов».
Ключевые слова: катехизация, община, братство, христианское образование, этапность, духовные школы, духовная литература, православная традиция, учебные программы.
Выпуск №17, С. 9–24
Деятельность Александры Алексеевны Штевен по устроению школ грамоты в конце XIX века была известна по всей России. Её педагогическая система носила самобытный характер и развивалась автономно относительно официальной системы образования, что позволило найти новые подходы, принципы и формы образовательно-воспитательной деятельности, представляющие интерес и для современной христианской педагогики. В статье описаны три этапа педагогической деятельности Александры Алексеевны Штевен, устроение школ грамоты, представлены православно-христианские принципы её педагогической системы.
Ключевые слова: православно-христианское воспитание детей, христианская педагогика, школы грамоты, начальное образование, просвещение, Александра Алексеевна Штевен-Ершова.
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2990 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22 октября 2021 года
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00