Перейти к основному содержимому

Вестник СФИ

Свет Христов просвещает всех

Религиозная педагогика и воспитание

Наталия Игнатович
Христианское воспитание в школах Н. Н. Неплюева в конце XIX – начале XX века
С. 36–65 
В статье рассмотрен опыт христианского воспитания в одном из учебных заведений дореволюционной России — Воздвиженской низшей сельскохозяйственной школе Николая Николаевича Неплюева (1851–1908). Сложившаяся в ней педагогическая система была поистине уникальной, однако в настоящее время она известна лишь узкому кругу специалистов: в советские годы наследие Н. Н. Неплюева было предано забвению. Сегодня, когда перед родителями и церковью остро стоит проблема христианского воспитания детей, опыт Воздвиженской школы особенно актуален. Специальное внимание уделено целям и принципам педагогики Н. Н. Неплюева, а также результатам воспитательной деятельности в его школах.
Федор Козырев , доктор педагогических наук
Педагогическая постановка проблемы свободы и ее классическое решение
С. 149-171
Проблема свободы как «основного вопроса воспитания и нравственной философии», по К. Д. Ушинскому, рассмотрена в контексте современной ситуации в философии образования. В качестве ее классического решения представлена теория нравственного образования С. И. Гессена. Показаны неокантианские истоки теории и близость взглядов Гессена другому представителю русского неокантианства М. М. Бахтину. Проведен подробный анализ предложенного Гессеном решения, подчеркнут его диалектический и динамический характер. Прослежено развитие идеи перманентного самотрансцендирования человека как условия осуществления свободы в немецком трансцендентализме, экзистенциализме и феноменологии. В качестве смысловой параллели «прикладной философии» Гессена в области психологии представлена экзистенциальная антропология В. Франкла. Показано, как идея онтологизации морали, по Франклу и Гессену, связана с тенденцией «втягивания» духовности в образ человека в новейшей антропологии и педагогике.
Ключевые слова: педагогика, мораль, экзистенциализм, свобода, автономия, личность, трансцендентность.
Социальные сети
Контакты