Перейти к основному содержимому

Вестник СФИ

Свет Христов просвещает всех

Религиозная педагогика и воспитание

Ольга Синицына
История и православно-христианские основания педагогической деятельности А. А. Штевен-Ершовой (1885–1895 годы)
С. 9-24
Деятельность А. А. Штевен по устроению школ грамоты в конце XIX в. была известна по всей России. Её педагогическая система носила самобытный характер и развивалась автономно относительно официальной системы образования, что позволило найти новые подходы, принципы и формы образовательно-воспитательной деятельности, представляющие интерес и для современной христианской педагогики. В статье описаны три этапа педагогической деятельности А. А. Штевен, устроение школ грамоты, представлены православно-христианские принципы ее педагогической системы.
Ключевые слова: православно-христианское воспитание детей, христианская педагогика, школы грамоты, начальное образование, просвещение, Александра Алексеевна Штевен-Ершова.
Александр Копировский, кандидат педагогических наук, профессор, СФИ (Россия, Москва)
Организационно-педагогическое и методическое обеспечение курса церковного искусства для будущих священнослужителей и катехизаторов
С. 74-90
В статье излагается и анализируется опыт учебного курса церковного искусства, основанного на интенсивном «погружении» в материал в течение нескольких учебных дней. На примерах показано, что методологической основой такого курса должен быть не сокращенный материал историко-искусствоведческого и богословского характера, а целостный образ храма, смысловое и художественное единство его элементов. Обосновано включение в курс изучения местных церковных памятников. Утверждается, что постановка задач творческого характера облегчает восприятие и мотивирует интерес к материалу. Делается вывод о возможности разработки подобных авторских курсов для духовных училищ, семинарий, богословских институтов и катехизаторских курсов с учетом их местной специфики.
Ключевые слова: церковное искусство, педагогика искусства, храм, образ, целостность, методика, учебный курс, катехизация.
Александр Копировский, кандидат педагогических наук, доцент, профессор СФИ (Москва)
Пути сохранения духовного содержания в отечественной педагогике искусства 1920–1930-х годов
С. 94-104
DOI: 10.25803/SFI.2019.29.25885
В статье раскрываются особенности содержания педагогики искусства в России в 1920–1930-х годах на примерах теории и практики преподавания различных предметов, связанных с приобщением к искусству. Показано, как в этой области усиливался идеологический подход, приводивший к таким последствиям, как сокращение сроков обучения педагогов искусства и количества специальных учебных заведений, а главное – к упрощению интерпретации форм и содержания произведений искусства, анализ которых проводился, прежде всего, с точки зрения их «полезности». Приведены примеры того, как ряд психологов и педагогов искусства (прежде всего, Л.С. Выготский и А.В. Бакушинский) смогли, хотя бы отчасти, сохранить ориентацию на глубину эстетического содержания рассматриваемых произведений, их индивидуальное восприятие и переживание. Утверждается, что известный теоретик христианской педагогики В. В. Зеньковский, признавая силу и положительное значение эстетического воздействия на учащихся, но противопоставляя ему религиозно-моральные движения души, недооценивал значение красоты в свидетельстве о духовных ценностях. Сделан вывод, что в условиях концептуального марксистского подхода именно углубление эстетической составляющей в преподавании искусства оказывалось формой сохранения его духовного содержания.
Ключевые слова: духовное содержание образования, педагогика искусства, художественное восприятие, переживание, православная педагогика, христианская антропология
Наталия Игнатович
Христианское воспитание в школах Н. Н. Неплюева в конце XIX – начале XX века
С. 36–65 
В статье рассмотрен опыт христианского воспитания в одном из учебных заведений дореволюционной России — Воздвиженской низшей сельскохозяйственной школе Николая Николаевича Неплюева (1851–1908). Сложившаяся в ней педагогическая система была поистине уникальной, однако в настоящее время она известна лишь узкому кругу специалистов: в советские годы наследие Н. Н. Неплюева было предано забвению. Сегодня, когда перед родителями и церковью остро стоит проблема христианского воспитания детей, опыт Воздвиженской школы особенно актуален. Специальное внимание уделено целям и принципам педагогики Н. Н. Неплюева, а также результатам воспитательной деятельности в его школах.
Федор Козырев, доктор педагогических наук
Педагогическая постановка проблемы свободы и ее классическое решение
С. 149-171
Проблема свободы как «основного вопроса воспитания и нравственной философии», по К. Д. Ушинскому, рассмотрена в контексте современной ситуации в философии образования. В качестве ее классического решения представлена теория нравственного образования С. И. Гессена. Показаны неокантианские истоки теории и близость взглядов Гессена другому представителю русского неокантианства М. М. Бахтину. Проведен подробный анализ предложенного Гессеном решения, подчеркнут его диалектический и динамический характер. Прослежено развитие идеи перманентного самотрансцендирования человека как условия осуществления свободы в немецком трансцендентализме, экзистенциализме и феноменологии. В качестве смысловой параллели «прикладной философии» Гессена в области психологии представлена экзистенциальная антропология В. Франкла. Показано, как идея онтологизации морали, по Франклу и Гессену, связана с тенденцией «втягивания» духовности в образ человека в новейшей антропологии и педагогике.
Ключевые слова: педагогика, мораль, экзистенциализм, свобода, автономия, личность, трансцендентность.
Социальные сети
Контакты