Перейти к основному содержимому

Academic Periodical

The Quarterly Journal of St. Philaret’s Institute

Issue 27 (summer 2018)

SFI ACADEMIC PERIODICAL “THE LIGHT OF CHRIST ENLIGHTENS ALL”. ISSUE 27

SFI ACADEMIC PERIODICAL “THE LIGHT OF CHRIST ENLIGHTENS ALL”. ISSUE 27

The Light of Christ Enlightens All : Academic periodical of St. Philaret's Christian Orthodox Institute. Issue 27. Moscow : St. Philaret's Christian Orthodox Institute, 2018. 184 p.

History of the Russian Orthodox Church

Ekaterina Alexeyeva, Postgraduate Student, Sts. Cyril and Methodius Theological Institute of Postgraduate Studies; senior lecturer, SFI (Moscow)
Conference “The 1666–1667 Councils and their Consequences for Russian church life”
pp. 9–10
 
Keywords:  
Alexander Lavrov, Doctor of History, Professor, Paris-Sorbonne University (Paris)
On the Textual History of the Book of Conversations by Archpriest Avvakum
pp. 11–20
The article discusses the Book of Conversations, one of the lifetime collections of the writings by Archpriest Avvakum, compiled by the author himself. In default of a scholarly publication of the entire text, many questions remain open, such as establishing the dates of each conversation and of the collection as a whole. Analysing the new version of the first conversation, preserved in the manuscript from E.V. Barsov’s collection (the Russian State Library), makes it possible to identify the fragments of the text remaining unpublished up until now. These permit to take a fresh look at some episodes of persecution of early Old Believers.
Keywords: Book of Conversations, Old Believers, Archpriest Avvakum, Old Russian literature, Old Believers martyrologies.
Boris Sazhin, Ph.D. in History, Lecturer in History, “Career” Secondary School (Moscow)
Religious Persecution of Old Believers as a Factor of the Internal Colonisation of Russia in Populists’ View
pp. 21–33
This article considers the reform populists’ views on the issue of religious persecution of Old Believers as a factor having contributed to the colonisation of marginal territories of the Russian State in the late XVII — first half XVIII centuries. The author comes to the conclusion that populists considered colonisation as a part of the general problem of social progress in the country. The exploration of the new territories by Old Believers was regarded by populists as distributing in Russia social forms of activity that denied state centralisation and based in non- bourgeois principles.
Keywords: populism, Old Believers, religious persecution, colonisation, I. I. Kablits,Y. V. Abramov.
Ekaterina Alexeyeva, Postgraduate Student, Sts. Cyril and Methodius Theological Institute of Postgraduate Studies; senior lecturer, SFI (Moscow)
The Old Believer Issue in the Proceedings of the Pre-Conciliar Presence
pp. 34–51
The article outlines the discussion on Old Belief and Edinoverie (uniated part of Old Belief and Russian Church created in 1800in the VI Department of the Pre- Conciliar Presence in 1906. The projects aimed at drawing together the Edinoverie and the Russian Church are presented. The author describes the Department’s judgments on the urgent need of resolving the issues related to appointing a bishop for Edinoverie parishes and to the opportunity of reversing the curses on the Old Rite. Priest Simeon Shleyev’s position on the missionary significance of Edinoverie is also introduced. As the debates within the Department demonstrated, the Russian Church was not ready to reconcile with the entire Old Believers’ world. However, this discussion marked a new stage in the development of Edinoverie in Russia and determined the agenda of the forthcoming All-Russian Council of the Orthodox Russian Church on the Old Believer issue.
Keywords: Old Belief, Edinoverie, Orthodox Old Believers, Belokrinitskaya Hierarchy, Pre-Conciliar Presence, Fr. Simeon Shleyev, All-Russian Missionary Society.
Alexander Kravetsky, Ph.D. in Philology, Leading Research Associate, V.V. Vinogradov Russian Language Institute, Russian Academy of Sciences (Moscow)
Addressing the Old Believers’ Experience in the Discussion of Church Reforms of Worship at the turn of the XX century
pp. 52–64
The article deals with cases of the Russian Church’s recourse to the Old Believer experience in the XIX and XX centuries, primarily in matters related to worship and correction of liturgical books. It considers the language archaization program by N. Ilminsky, the church calendar archaization program by N. Nikolsky, the procedure of canonization, the introduction of new types of service and a number of other innovations aimed at the experience of Old Believers. It is shown that the part of the Russian society that had adopted the reforms of Patriarch Nikon saw Old Believers as custodians of the ancient tradition and turned to their experience in addressing specific issues of church life.
Keywords: Russian Church history, Old Belief, church reforms, worship, church singing, Church Slavonic, patriarchate, canonization.

History of Orthodox Brotherhoods and Spiritual Unions

Archpriest Konstantin Kostromin, Ph.D. in History and Theology, Vice-Rector for Theological Researches, Saint Petersburg Orthodox Theological Academy (Saint Petersburg)
Brotherhood at Parish or Parish at Brotherhood? On the History of the Russian-Estonian Orthodox Brotherhood Named after the Holy Hieromartyr Isidore of Yuriev
in Saint Petersburg
pp. 65–79
The Brotherhood named after the holy hieromartyr Isidore of Yuriev was established in 1898 in Saint Petersburg at the Estonian parish, immediately after the final canonization of the saint. The new brotherhood became a kind of “cast” of the Orthodox Baltic Brotherhood, founded by M. Galkin-Vrasky, although the latter’s objectives were markedly different. The immediate goal of creating the brotherhood was to build an Estonian Orthodox church in the capital and to get church life for Orthodox Estonians on the right track. In a fairly short time, the parish house was built at the expense of the brotherhood, which organized various social activities by having opened a school, a hospitage, a workhouse, a printing house and a library with a reading room. However, due to the rigid connection with the parish, both structurally and organizationally, the brotherhood was to share its destiny. The active life of the brotherhood and the parish began to fade away in 1915 because of the new diocese-scale cares undertaken by Archpriest Paul Kulbush, the brotherhood’s organizer, builder and rector of St. Isidore church (the future hieromartyr Platon, Bishop of Revel). The year 1917 undermined even more significantly the activities of the brotherhood. At first, Kulbush’s departure to the Revel chair, then the outflow of former parishioners to Estonia, the economic crisis, the separation the school from the church forced to give up almost all social projects. By the beginning of 1918, the church nominally continued to be listed as the parish of the Estonian Orthodox brotherhood, but the brotherhood itself soon receded in memory.
Keywords: Orthodox brotherhood, Orthodox Estonians, St. Isidore of Yuriev, Paul Kulbush, Platon of Revel, St. Isidor church, Orthodox parish, Orthodoxy in Saint Petersburg.
Valeriya Allenova, Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Contemporary Russian History, Historiography and Records Management, Voronezh State University (Voronezh)
Voronezh Community of Archpriest Mitrofan Buchnev
pp. 80–104
The article introduces into academic discourse the history and composition of the women’s religious community created before the revolution in Red Valley village, Zadonsk district, Voronezh province, by Priest Mitrophan Fyodorovich Buchnev whose name is included in the database “New Martyrs, Confessors for Christ who suffered during the persecution of the Russian Orthodox Church in the XX centu- ry”. After his conditional conviction in 1920 and his relocation to Voronezh, some members of the community followed him. Soon this association became the cen- tre of attraction for Voronezh believers from different social strata. The life jour- neys of the community members and of the priest himself are traced on the basis of documentary sources.
Keywords: Voronezh, M. F. Buchnev, Blessed Theoktista, community, chernichki, repression against clergy, concentration camp.

Missiology and Catechetics

Kirill Mozgov, Senior Lecturer, SFI; Head of SFI Publishing unit (Moscow)
The Significance of Liturgical Language for Engaging Church People in Worship
pp. 105–118
The multifaceted objective of meaningful participation of people in church prayer is considered in this article in relation to the used language. In the history of the Russian Orthodox Church, the issue of liturgical language was addressed in different ways. Despite the serious debates and suggestions at the 1917–1918 Great Moscow Council, this problem remains quite pressing today. In order to better approach and to evaluate existing solutions, it is recommended to refer not only to the history of the Russian Orthodox Church but also to the experience of other Slavic churches in the XX century that introduced their national languages in worship.
Keywords: participation in worship, divine service in national languages, Church Slavonic language, liturgical translations, history of liturgical translations.

Interdisciplinary research

Evgenia Smagina, Doctor of Philology, Head of the Department of History and Culture of the Ancient East, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences; associate professor, deputy director, V. S. Golenishchev Centre of Egyptology, RSUH; Associate Professor, SFI (Moscow)
Narrative of the “Monastic Utopia” in the Coptic Literature as a Result of Convergence
pp. 119–133
The article investigates one of the “wandering” topics of Christian literature — the image of the monastic earthly paradise or utopia in the writings of the “peregrination” genre. This study is focused on the development of this topic in the Coptic “Life of St. Onuphrius the Anchorite”. Some details in the Coptic versions show that their Greek original was different from the extant Greek text. On the other hand, it is possible to trace parallels with the topics of the pseudepigrapha — the legend about the paradise of the Egyptian priests Jannes and Jambres, the pre- Christian legend of the blessed descendants of Rechab. The coincidence of details, especially in some proper names, and the structural similarity suggest that the Coptic text is a result of the convergence of different traditions.
Keywords: Christianity, patristic hagiography, pseudepigrapha, earthly paradise.

Anniversary Dates

Alexander Kopirovsky, Anna Lepyokhina,  
Archimandrite Tavrion (Batozsky): On the Issue of Canonisation
pp. 134–150
Archimandrite Tavrion (Batozsky) (1898–1978) was a monastic clergyman of the Russian Orthodox Church whose years of service fell within the period of persecution against the church in the USSR. The holiness of his life was primarily manifested in the traditional forms of his liturgical, preaching and pastoral ministry. Along with this, his life and ministry had several features characteristic of professing faith and building church life during the Soviet period. The article aims at highlighting the unique aspects of Archimandrite Tavrion’s service as the signs of his holiness in terms of the “new martyrdom and confession” in the XX century.The study is based on various sources such as the publications and transcripts of Archimandrite Tavrion’s sermons, his personal memories and letters from exile to his flock, the memories and testimonies of his spiritual children, archive records (investigation files, etc.).
Keywords: Archimandrite Tavrion (Batozsky), new martyrs and confessors of the XX century, canonisation, criteria of canonisation, holiness.
Alexander Galkin, Ph.D. of Biology, Independent scholar (Saint Petersburg)
A. A. Akhmatova’s Funeral within the church life of the 1960s in Leningrad
pp. 151–167
The funeral service for A.A. Akhmatova was organised in Leningrad by her son L.N. Gumilev with the help of Priest Vasily Butylo. Initially, it was planned to hold the funeral ceremony at the Transfiguration Cathedral. However, after L.N. Gumilev and Fr. Vasily had visited Vicar Bishop of Tikhvin Philaret (Vakhromeyev) St. Nicholas Cathedral of the Epiphany was chosen. The service was officiated by Archpriest Alexander Medvedsky, the only clergyman of the city awarded with the Patriarch’s Cross, together with Deacon Pyotr Kolosov. G.S. Zharinov, Leningrad Plenipotentiary on Religious Affairs, forbid to let more than one priest and a big church choir take part in the service as well as to light up large chandeliers. The two last prohibitions were ignored. The involvement of Metropolitan Nikodim (Rotov) of Leningrad and Ladoga in realization of the most worthy funeral ceremony is discussed in the article.
Keywords: A. A. Akhmatova, L. N. Gumilev, Leningrad, St. Nicholas Cathedral of the Epiphany, Bishop Philaret (Vakhromeyev), Metropolitan Nikodim (Rotov).

Annotations and Reviews

Yulia Balakshina, Doctor of Philology, Academic Secretary, SFI; Associate Professor, Herzen University (Saint Petersburg)
 
Review of the conference “Gulag Legacy: History, Memory and the Sacred in the Post-Soviet Russia. The legacy of the Gulag in post-Soviet Russia: history, memory, sacred ". Amsterdam,8–9 June 2018
pp. 168–170
Larisa Musina, Olga Yaroshevskaya,  
Annotation of the book: Behr J. John the Theologian and his Paschal Gospel: A Prologue to Theology (Beer J. John the Theologian and his Easter Gospel: A Prologue to Theology)
pp. 171–173
Keywords:
Alexander Kopirovsky, Ph.D. in Education, Professor, SFI (Moscow)
Book review: Matveeva Yu. G. Decorative fabrics in Ravenna mosaics. Semantics and cultural and semantic context. Kiev; Kharkiv: Spirit and Litera, 2016 
pp. 174–178
Keywords:
Contacts
SFI Invoice Details

INN (Taxpayer Identification Number): 7701165500
KPP (Tax Registration Reason Code): 770101001
OKTMO Code (Russian National Classification of Municipal Territories): 45375000
‘Sberbank of Russia’ Public Company
Operating account: 40703810838120100621
Offsetting account: 30101810400000000225
BIC (Bank Identification Code): 044525225

Licenses

Government Accreditation Certificate, AA no. 2015 d. 16/06/2016
Federal Education and Science Supervision Authority License no. 2051 d. 01/04/2016
Department for Religious Education and Catechesis of Moscow Patriarchate License no. 09-5635-5 dd. 21/01/2009

Перейти к основному содержимому

Выпуск 27 (лето 2018)

В 27-й выпуск Альманаха СФИ вошли статьи по истории русской православной церкви, миссиологии и катехетике, междисциплинарные исследования, статьи посвященные юбилейным датам, а также обзоры, аннотации, рецензии.

АЛЬМАНАХ СФИ «СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ». Выпуск 27

АЛЬМАНАХ СФИ «СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ». Выпуск 27

Свет Христов просвещает всех : Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. Выпуск 27. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018. 184 с.

Содержание выпуска

Двадцать седьмой выпуск научного журнала «Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского института» начинается рубрикой История Русской православной церкви и материалами по истории старообрядчества, которые были подготовлены в рамках прошедшей в СФИ конференции «Соборы 1666–1667 годов и их последствия для русской церковной жизни». В первой статье проводится текстологический анализ нескольких списков первой беседы из «Книги бесед» протопопа Аввакума, позволяющий по-новому взглянуть на некоторые эпизоды преследований первых старообрядцев. Во второй – рассматривается вопрос о религиозных гонениях на старообрядцев как факторе, способствовавшем колонизации окраинных территорий Российского государства. Третья статья посвящена дискуссии о старообрядчестве и единоверии в VI отделе Предсоборного присутствия. В четвертой рассматриваются предпринимаемые в XIX–XX веках попытки обращения Русской церкви к опыту старообрядчества в дискуссиях о церковных реформах, в первую очередь, в вопросах, связанных с богослужением.

Следующий подраздел рубрики включает статьи об истории русско-эстонского Православного братства во имя священномученика Исидора Юрьевского в Петербурге и воронежской общины протоиерея Митрофана Бучнева.

Рубрика Миссиология и катехетика представлена работой о значении литургического языка для участия церковного народа в богослужении, в которой проблема богослужебного языка ставится в связи с задачами миссии и катехизации.

Исследование рубрики Междисциплинарные исследования посвящено одному из бродячих сюжетов христианской литературы – образу монашеского земного рая или утопии в писаниях жанра «хождений». Предметом исследования служит коптская версия изложения данного сюжета в «Житии святого Онуфрия Отшельника».

Раздел Юбилейные даты включает статьи, приуроченные к памятным датам архимандрита Тавриона (Батозского) и митрополита Никодима (Ротова).

Завершается выпуск рубрикой Обзоры, аннотации, рецензии, представленной несколькими информационно-аналитическими публикациями. 

История Русской Православной Церкви

Александр Лавров, доктор исторических наук, профессор Университета Париж-Сорбонна (Париж)
К истории текста «Книги бесед» протопопа Аввакума
С. 11-20
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17707
Статья посвящена одному из прижизненных сборников сочинений протопопа Аввакума, составленному самим автором — «Книге бесед». В отсутствие научного издания всего текста памятника многие вопросы — в том числе датировка отдельных бесед и всего сборника в целом — остаются открытыми. Привлечение нового списка первой беседы, сохранившегося в рукописи из собрания Е. В. Барсова (РГБ), позволяет выявить фрагменты текста, остающиеся до сих пор неопубликованными, которые дают возможность по-новому взглянуть на некоторые эпизоды преследований первых старообрядцев.
Ключевые слова: «Книга бесед», старообрядчество, протопоп Аввакум,древнерусская литература; старообрядческие мартирологи.
Борис Сажин, кандидат исторических наук, преподаватель истории в НЧУ ОО СОШ «Карьера» (Москва)
Религиозные преследования старообрядцев как фактор внутренней колонизации России в представлениях народников
С. 21-33
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17714
В статье рассматриваются взгляды реформаторских народников по вопросу о религиозных гонениях на старообрядцев как факторе, способствовавшем колонизации окраинных территорий Российского государства с конца ХVII по первую половину ХVIII вв. Автор приходит к заключению, что колонизационная составляющая в истории староверия рассматривалась народниками в контексте общей проблемы социального прогресса в стране. Освоение старообрядцами новых территорий осмысливалось народниками как распространение в России народных форм жизнедеятельности, отрицающих государственную централизацию и носящих небуржуазный характер.
Ключевые слова: народничество, старообрядчество, религиозные гонения, колонизация, И. И. Каблиц, Я. В. Абрамов.
Екатерина Алексеева, аспирант ОЦАД им. свв. Кирилла и Мефодия; старший преподаватель СФИ (Москва)
Старообрядческий вопрос в «Журналах и протоколах заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия»
С. 34-51
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17718
В статье рассматривается ход дискуссии о старообрядчестве и единоверии в VI отделе Предсоборного присутствия в 1906 году. Представлены проекты, направленные на сближение единоверия и Православной российской церкви, описаны суждения отдела о необходимости разрешения вопросов поставления единоверческого епископа, снятия клятв на старые обряды; раскрыта позиция свящ. Симеона Шлеёва в отношении миссионерского значения единоверия. Дискуссия отдела показала, что Русская церковь не была готова к примирению со всем старообрядческим миром, однако это обсуждение стало новым этапом развития единоверия в России и определило повестку дня предстоящего Поместного собора по старообрядческому вопросу.
Ключевые слова: старообрядчество, единоверие, православные старообрядцы, белокриницкая иерархия, Предсоборное присутствие, свящ. Симеон Шлеёв, Всероссийское миссионерское общество.
Александр Кравецкий, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН им. В. В. Виноградова (Москва)
Обращение к старообрядческому опыту в дискуссии
о церковных реформах богослужения на рубеже XIXXX веков
С. 52-64
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17719
В статье рассматриваются предпринимаемые в XIXXX вв. попытки обращения Русской церкви к опыту старообрядчества, в первую очередь, в вопросах, связанных с богослужением и исправлением богослужебных книг. Рассмотрены программа архаизации языка Н.И. Ильминского, архаизации церковного календаря М. Н. Никольского, порядок причисления к лику святых, введение новых служб и ряд других нововведений, ориентированных на опыт старообрядцев. Показано, что та часть русского общества, которая приняла реформы патриарха Никона, видела в старообрядцах хранителей древней традиции и обращалась к их опыту при решении конкретных вопросов церковной жизни.
Ключевые слова: история Русской церкви, старообрядчество, церковные реформы, богослужение, церковное пение, церковнославянский язык, патриаршество, канонизация.

История православный братств и духовных союзов

Протоиерей Константин Костромин, кандидат исторических наук, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе СПбДА (Санкт-Петербург)
Братство при приходе или приход при братстве? К истории русско-эстонского Православного братства во имя сщмч. Исидора Юрьевского в Петербурге
С. 65-79
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17720
Братство во имя сщмч. Исидора Юрьевского было создано в Петербурге на базе эстонского прихода в 1898 году, сразу после окончательной канонизации святого. Новое братство оказалось своеобразным «слепком» с Православного прибалтийского братства М.Н. Галкина-Враского, хотя и имело заметно иные по сравнению с ним цели. В первую очередь планировалось при содействии братства возвести в столице эстонский православный храм и наладить церковную жизнь православных эстонцев. В достаточно скором времени на деньги братства был построен приходской дом, в котором оно организовало разнообразную социальную работу — были открыты школа, приют, работный дом, типография, библиотека с читальным залом. В силу жесткой привязки к приходу, частью которого братство являлось, не будучи выделено ни организационно, ни структурно, оно должно было разделить судьбу прихода. Активная жизнь братства и прихода начала угасать еще в 1915 году, когда организатор братства, строитель и настоятель храма сщмч. Исидора Юрьевского прот. Павел Кульбуш, будущий священномученик Платон, епископ Ревельский, занялся заботами общеепархиального масштаба. 1917 год еще более существенно подорвал деятельность братства: сначала уход на Ревельскую кафедру первого настоятеля, затем отток в Эстонию бывших прихожан храма, экономический кризис, отделение школы от церкви заставили отказаться практически от всех социальных проектов. К началу 1918 года приход номинально продолжал числиться как приход эстонского православного братства, однако вскоре братство перестали вспоминать.
Ключевые слова: православное братство, православные эстонцы, Исидор Юрьевский, Павел Кульбуш, Платон Ревельский, Свято-Исидоровский храм, православный приход, православие в Петербурге.
Валерия Алленова, кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей отечественной истории, историографии и документоведения
Воронежского государственного университета (Воронеж)
Воронежская община протоиерея Митрофана Бучнева
С. 80-104
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17722
В статье впервые воссоздается история и состав женской религиозной общины, созданной до революции в с. Красная Долина Задонского уезда Воронежской губернии свящ. Митрофаном Федоровичем Бучневым, имя которого включено в базу данных «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке». После вынесения Бучневу обвинительного (условного) приговора в 1920 году и его переезда в г. Воронеж часть членов общины последовала за ним, и вскоре это объединение стало центром притяжения для верующих воронежцев из различных социальных слоев. По документальным источникам прослеживается судьба членов общины и самого священника.
Ключевые слова: Воронеж, прот. Митрофан Бучнев, блаженная Феоктиста, община, чернички, репрессии против духовенства, концлагерь.

Миссиология и катехетика

Кирилл Мозгов, старший преподаватель СФИ;
заведующий редакционно-издательским сектором СФИ (Москва)
Значение литургического языка для участия церковного народа в богослужении
С. 105-118
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.18480
Многогранная задача осмысленного участия людей в храмовой молитве в данной статье рассматривается с точки зрения используемого при этом языка. В истории Русской православной церкви вопрос языка богослужения решался по-разному, и, несмотря на его серьезное обсуждение и предложения Великого Московского собора 1917–1918 гг., остается на сегодняшний день достаточно острым. Чтобы лучше увидеть и оценить существующие пути решения этой проблемы, предлагается обратиться не только к собственной истории, но и к опыту других славянских церквей в XX веке, включивших национальный язык в богослужение.
Ключевые слова: участие в богослужении, богослужение на национальных языках, церковнославянский язык, богослужебные переводы, история богослужебных переводов, церковно-русский язык.

Междисциплинарные исследования

Евгения Смагина, доктор филологических наук, заведующий кафедрой истории и культуры древнего Востока Института востоковедения РАН; доцент, заместитель директора Центра египтологии им. Голенищева РГГУ; доцент СФИ (Москва)
Повествование о «монашеской утопии» в коптской литературе как результат конвергенции
С. 119-133
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.18481
Статья посвящена одному из бродячих сюжетов христианской литературы — образу монашеского земного рая или утопии в писаниях жанра «хождений». Предметом исследования служит коптская версия изложения данного сюжета в «Житии св. Онуфрия Отшельника». Предметом рассмотрения служат различные варианты повествования об отдаленном рае в раннехристианской и дохристианской литературе. При сопоставлении коптской версии изложения данного сюжета в «Житии св. Онуфрия Отшельника» с греческим и версией на другом коптском диалекте некоторые детали показывают, что коптские версии переведены не с того варианта греческого текста, который сохранился и издан. С другой стороны, прослеживаются параллели с изложениями псевдоэпиграфических сюжетов — легенды о жилище египетских жрецов Ианния и Иамврия, дохристианской легенды о блаженных потомках Рехава. Совпадение деталей, особенности имен собственных и структурная близость позволяют предположить, что коптский текст представляет собой результат конвергенции разных традиций.
Ключевые слова: раннее христианство, псевдоэпиграфы, земной рай.

Юбилейные даты

Александр Копировский, Анна Лепёхина,  
К ı20-летию со дня рождения и 40-летию
со дня кончины архимандрита Тавриона (Батозского). Архимандрит Таврион (Батозский): к проблеме канонизации
С. 134-150
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.18482
Архимандрит Таврион (Батозский) (1898–1978) — монах и священник Русской православной церкви, годы служения которого пришлись на времена гонений на церковь в СССР. Свидетельства святости его жизни проявились прежде всего в традиционных формах его служения: литургического, проповеднического, пастырского. В то же время его жизнь и служение имели целый ряд особенностей, характерных для исповедания веры и созидания церковной жизни в советский период. Цель настоящей статьи — выделить уникальные стороны служения архим. Тавриона, позволяющие говорить о его святости в контексте «нового мученичества и исповедничества» ХХ века.В качестве материалов исследования использовались публикации и расшифровки проповедей архим. Тавриона; его личные воспоминания, письма из ссылок духовным чадам; воспоминания и свидетельства его духовных чад, а также архивные материалы (следственные дела и др.).
Ключевые слова: архим. Таврион (Батозский), новые мученики и исповедники ХХ в., канонизация, критерии канонизации, святость.
Александр Галкин, кандидат биологических наук, независимый исследователь (Санкт-Петербург)
К 40-летию со дня кончины митрополита Никодима (Ротова). Отпевание А. А. Ахматовой в контексте церковной жизни Ленинграда 1960-х годов
С. 151-167
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.18483
Отпевание А.А. Ахматовой было организовано ее сыном Л.Н. Гумилевым при участии прот. Василия Бутыло. Первоначально предполагалось, что оно состоится в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда. В результате визита Л.Н. Гумилева и о. Василия к викарному епископу Тихвинскому Филарету (Вахромееву) для отпевания был назначен кафедральный Николо-Богоявленский собор. Служил сам настоятель собора прот. Александр Медведский, единственный клирик города, награжденный Патриаршим крестом, с диак. Петром Колосовым. Уполномоченный Совета по делам религий по Ленинграду и области Г. С. Жаринов запретил совершать отпевание с участием нескольких священников, с большим хором и зажженными люстрами. Последние два запрета были нарушены. В статье обсуждается причастность митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова) к устроению достойных проводов А. А. Ахматовой.
Ключевые слова: А.А. Ахматова, Л.Н. Гумилев, Ленинград, Николо- Богоявленский кафедральный собор, епископ Филарет (Вахромеев), митрополит Никодим (Ротов).

Обзоры, аннотации, рецензии

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Социальные сети
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО «Сбербанк России»
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225