Перейти к основному содержимому

Выпуск 27 (лето 2018)

В 27-й выпуск Альманаха СФИ вошли статьи по истории русской православной церкви, миссиологии и катехетике, междисциплинарные исследования, статьи посвященные юбилейным датам, а также обзоры, аннотации, рецензии.

АЛЬМАНАХ СФИ «СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ». Выпуск 27

АЛЬМАНАХ СФИ «СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ». Выпуск 27

Свет Христов просвещает всех : Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. Выпуск 27. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018. 184 с.

Содержание выпуска

Двадцать седьмой выпуск научного журнала «Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского института» начинается рубрикой История Русской православной церкви и материалами по истории старообрядчества, которые были подготовлены в рамках прошедшей в СФИ конференции «Соборы 1666–1667 годов и их последствия для русской церковной жизни». В первой статье проводится текстологический анализ нескольких списков первой беседы из «Книги бесед» протопопа Аввакума, позволяющий по-новому взглянуть на некоторые эпизоды преследований первых старообрядцев. Во второй – рассматривается вопрос о религиозных гонениях на старообрядцев как факторе, способствовавшем колонизации окраинных территорий Российского государства. Третья статья посвящена дискуссии о старообрядчестве и единоверии в VI отделе Предсоборного присутствия. В четвертой рассматриваются предпринимаемые в XIX–XX веках попытки обращения Русской церкви к опыту старообрядчества в дискуссиях о церковных реформах, в первую очередь, в вопросах, связанных с богослужением.

Следующий подраздел рубрики включает статьи об истории русско-эстонского Православного братства во имя священномученика Исидора Юрьевского в Петербурге и воронежской общины протоиерея Митрофана Бучнева.

Рубрика Миссиология и катехетика представлена работой о значении литургического языка для участия церковного народа в богослужении, в которой проблема богослужебного языка ставится в связи с задачами миссии и катехизации.

Исследование рубрики Междисциплинарные исследования посвящено одному из бродячих сюжетов христианской литературы – образу монашеского земного рая или утопии в писаниях жанра «хождений». Предметом исследования служит коптская версия изложения данного сюжета в «Житии святого Онуфрия Отшельника».

Раздел Юбилейные даты включает статьи, приуроченные к памятным датам архимандрита Тавриона (Батозского) и митрополита Никодима (Ротова).

Завершается выпуск рубрикой Обзоры, аннотации, рецензии, представленной несколькими информационно-аналитическими публикациями. 

История Русской Православной Церкви

Александр Лавров, доктор исторических наук, профессор Университета Париж-Сорбонна (Париж)
К истории текста «Книги бесед» протопопа Аввакума
С. 11-20
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17707
Статья посвящена одному из прижизненных сборников сочинений протопопа Аввакума, составленному самим автором — «Книге бесед». В отсутствие научного издания всего текста памятника многие вопросы — в том числе датировка отдельных бесед и всего сборника в целом — остаются открытыми. Привлечение нового списка первой беседы, сохранившегося в рукописи из собрания Е. В. Барсова (РГБ), позволяет выявить фрагменты текста, остающиеся до сих пор неопубликованными, которые дают возможность по-новому взглянуть на некоторые эпизоды преследований первых старообрядцев.
Ключевые слова: «Книга бесед», старообрядчество, протопоп Аввакум,древнерусская литература; старообрядческие мартирологи.
Борис Сажин, кандидат исторических наук, преподаватель истории в НЧУ ОО СОШ «Карьера» (Москва)
Религиозные преследования старообрядцев как фактор внутренней колонизации России в представлениях народников
С. 21-33
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17714
В статье рассматриваются взгляды реформаторских народников по вопросу о религиозных гонениях на старообрядцев как факторе, способствовавшем колонизации окраинных территорий Российского государства с конца ХVII по первую половину ХVIII вв. Автор приходит к заключению, что колонизационная составляющая в истории староверия рассматривалась народниками в контексте общей проблемы социального прогресса в стране. Освоение старообрядцами новых территорий осмысливалось народниками как распространение в России народных форм жизнедеятельности, отрицающих государственную централизацию и носящих небуржуазный характер.
Ключевые слова: народничество, старообрядчество, религиозные гонения, колонизация, И. И. Каблиц, Я. В. Абрамов.
Екатерина Алексеева, аспирант ОЦАД им. свв. Кирилла и Мефодия; старший преподаватель СФИ (Москва)
Старообрядческий вопрос в «Журналах и протоколах заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия»
С. 34-51
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17718
В статье рассматривается ход дискуссии о старообрядчестве и единоверии в VI отделе Предсоборного присутствия в 1906 году. Представлены проекты, направленные на сближение единоверия и Православной российской церкви, описаны суждения отдела о необходимости разрешения вопросов поставления единоверческого епископа, снятия клятв на старые обряды; раскрыта позиция свящ. Симеона Шлеёва в отношении миссионерского значения единоверия. Дискуссия отдела показала, что Русская церковь не была готова к примирению со всем старообрядческим миром, однако это обсуждение стало новым этапом развития единоверия в России и определило повестку дня предстоящего Поместного собора по старообрядческому вопросу.
Ключевые слова: старообрядчество, единоверие, православные старообрядцы, белокриницкая иерархия, Предсоборное присутствие, свящ. Симеон Шлеёв, Всероссийское миссионерское общество.
Александр Кравецкий, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН им. В. В. Виноградова (Москва)
Обращение к старообрядческому опыту в дискуссии
о церковных реформах богослужения на рубеже XIXXX веков
С. 52-64
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17719
В статье рассматриваются предпринимаемые в XIXXX вв. попытки обращения Русской церкви к опыту старообрядчества, в первую очередь, в вопросах, связанных с богослужением и исправлением богослужебных книг. Рассмотрены программа архаизации языка Н.И. Ильминского, архаизации церковного календаря М. Н. Никольского, порядок причисления к лику святых, введение новых служб и ряд других нововведений, ориентированных на опыт старообрядцев. Показано, что та часть русского общества, которая приняла реформы патриарха Никона, видела в старообрядцах хранителей древней традиции и обращалась к их опыту при решении конкретных вопросов церковной жизни.
Ключевые слова: история Русской церкви, старообрядчество, церковные реформы, богослужение, церковное пение, церковнославянский язык, патриаршество, канонизация.

История православный братств и духовных союзов

Протоиерей Константин Костромин, кандидат исторических наук, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе СПбДА (Санкт-Петербург)
Братство при приходе или приход при братстве? К истории русско-эстонского Православного братства во имя сщмч. Исидора Юрьевского в Петербурге
С. 65-79
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17720
Братство во имя сщмч. Исидора Юрьевского было создано в Петербурге на базе эстонского прихода в 1898 году, сразу после окончательной канонизации святого. Новое братство оказалось своеобразным «слепком» с Православного прибалтийского братства М.Н. Галкина-Враского, хотя и имело заметно иные по сравнению с ним цели. В первую очередь планировалось при содействии братства возвести в столице эстонский православный храм и наладить церковную жизнь православных эстонцев. В достаточно скором времени на деньги братства был построен приходской дом, в котором оно организовало разнообразную социальную работу — были открыты школа, приют, работный дом, типография, библиотека с читальным залом. В силу жесткой привязки к приходу, частью которого братство являлось, не будучи выделено ни организационно, ни структурно, оно должно было разделить судьбу прихода. Активная жизнь братства и прихода начала угасать еще в 1915 году, когда организатор братства, строитель и настоятель храма сщмч. Исидора Юрьевского прот. Павел Кульбуш, будущий священномученик Платон, епископ Ревельский, занялся заботами общеепархиального масштаба. 1917 год еще более существенно подорвал деятельность братства: сначала уход на Ревельскую кафедру первого настоятеля, затем отток в Эстонию бывших прихожан храма, экономический кризис, отделение школы от церкви заставили отказаться практически от всех социальных проектов. К началу 1918 года приход номинально продолжал числиться как приход эстонского православного братства, однако вскоре братство перестали вспоминать.
Ключевые слова: православное братство, православные эстонцы, Исидор Юрьевский, Павел Кульбуш, Платон Ревельский, Свято-Исидоровский храм, православный приход, православие в Петербурге.
Валерия Алленова, кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей отечественной истории, историографии и документоведения
Воронежского государственного университета (Воронеж)
Воронежская община протоиерея Митрофана Бучнева
С. 80-104
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17722
В статье впервые воссоздается история и состав женской религиозной общины, созданной до революции в с. Красная Долина Задонского уезда Воронежской губернии свящ. Митрофаном Федоровичем Бучневым, имя которого включено в базу данных «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке». После вынесения Бучневу обвинительного (условного) приговора в 1920 году и его переезда в г. Воронеж часть членов общины последовала за ним, и вскоре это объединение стало центром притяжения для верующих воронежцев из различных социальных слоев. По документальным источникам прослеживается судьба членов общины и самого священника.
Ключевые слова: Воронеж, прот. Митрофан Бучнев, блаженная Феоктиста, община, чернички, репрессии против духовенства, концлагерь.

Миссиология и катехетика

Кирилл Мозгов, старший преподаватель СФИ;
заведующий редакционно-издательским сектором СФИ (Москва)
Значение литургического языка для участия церковного народа в богослужении
С. 105-118
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.18480
Многогранная задача осмысленного участия людей в храмовой молитве в данной статье рассматривается с точки зрения используемого при этом языка. В истории Русской православной церкви вопрос языка богослужения решался по-разному, и, несмотря на его серьезное обсуждение и предложения Великого Московского собора 1917–1918 гг., остается на сегодняшний день достаточно острым. Чтобы лучше увидеть и оценить существующие пути решения этой проблемы, предлагается обратиться не только к собственной истории, но и к опыту других славянских церквей в XX веке, включивших национальный язык в богослужение.
Ключевые слова: участие в богослужении, богослужение на национальных языках, церковнославянский язык, богослужебные переводы, история богослужебных переводов, церковно-русский язык.

Междисциплинарные исследования

Евгения Смагина, доктор филологических наук, заведующий кафедрой истории и культуры древнего Востока Института востоковедения РАН; доцент, заместитель директора Центра египтологии им. Голенищева РГГУ; доцент СФИ (Москва)
Повествование о «монашеской утопии» в коптской литературе как результат конвергенции
С. 119-133
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.18481
Статья посвящена одному из бродячих сюжетов христианской литературы — образу монашеского земного рая или утопии в писаниях жанра «хождений». Предметом исследования служит коптская версия изложения данного сюжета в «Житии св. Онуфрия Отшельника». Предметом рассмотрения служат различные варианты повествования об отдаленном рае в раннехристианской и дохристианской литературе. При сопоставлении коптской версии изложения данного сюжета в «Житии св. Онуфрия Отшельника» с греческим и версией на другом коптском диалекте некоторые детали показывают, что коптские версии переведены не с того варианта греческого текста, который сохранился и издан. С другой стороны, прослеживаются параллели с изложениями псевдоэпиграфических сюжетов — легенды о жилище египетских жрецов Ианния и Иамврия, дохристианской легенды о блаженных потомках Рехава. Совпадение деталей, особенности имен собственных и структурная близость позволяют предположить, что коптский текст представляет собой результат конвергенции разных традиций.
Ключевые слова: раннее христианство, псевдоэпиграфы, земной рай.

Юбилейные даты

Александр Копировский, Анна Лепёхина,  
К ı20-летию со дня рождения и 40-летию
со дня кончины архимандрита Тавриона (Батозского). Архимандрит Таврион (Батозский): к проблеме канонизации
С. 134-150
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.18482
Архимандрит Таврион (Батозский) (1898–1978) — монах и священник Русской православной церкви, годы служения которого пришлись на времена гонений на церковь в СССР. Свидетельства святости его жизни проявились прежде всего в традиционных формах его служения: литургического, проповеднического, пастырского. В то же время его жизнь и служение имели целый ряд особенностей, характерных для исповедания веры и созидания церковной жизни в советский период. Цель настоящей статьи — выделить уникальные стороны служения архим. Тавриона, позволяющие говорить о его святости в контексте «нового мученичества и исповедничества» ХХ века.В качестве материалов исследования использовались публикации и расшифровки проповедей архим. Тавриона; его личные воспоминания, письма из ссылок духовным чадам; воспоминания и свидетельства его духовных чад, а также архивные материалы (следственные дела и др.).
Ключевые слова: архим. Таврион (Батозский), новые мученики и исповедники ХХ в., канонизация, критерии канонизации, святость.
Александр Галкин, кандидат биологических наук, независимый исследователь (Санкт-Петербург)
К 40-летию со дня кончины митрополита Никодима (Ротова). Отпевание А. А. Ахматовой в контексте церковной жизни Ленинграда 1960-х годов
С. 151-167
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.18483
Отпевание А.А. Ахматовой было организовано ее сыном Л.Н. Гумилевым при участии прот. Василия Бутыло. Первоначально предполагалось, что оно состоится в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда. В результате визита Л.Н. Гумилева и о. Василия к викарному епископу Тихвинскому Филарету (Вахромееву) для отпевания был назначен кафедральный Николо-Богоявленский собор. Служил сам настоятель собора прот. Александр Медведский, единственный клирик города, награжденный Патриаршим крестом, с диак. Петром Колосовым. Уполномоченный Совета по делам религий по Ленинграду и области Г. С. Жаринов запретил совершать отпевание с участием нескольких священников, с большим хором и зажженными люстрами. Последние два запрета были нарушены. В статье обсуждается причастность митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова) к устроению достойных проводов А. А. Ахматовой.
Ключевые слова: А.А. Ахматова, Л.Н. Гумилев, Ленинград, Николо- Богоявленский кафедральный собор, епископ Филарет (Вахромеев), митрополит Никодим (Ротов).

Обзоры, аннотации, рецензии

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Социальные сети
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО «Сбербанк России»
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225