Перейти к основному содержимому

Вестник СФИ

Свет Христов просвещает всех

Выпуск 27 (лето 2018)

В 27-й выпуск Альманаха СФИ вошли статьи по истории русской православной церкви, миссиологии и катехетике, междисциплинарные исследования, статьи посвященные юбилейным датам, а также обзоры, аннотации, рецензии.

АЛЬМАНАХ СФИ «СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ». Выпуск 27

АЛЬМАНАХ СФИ «СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ». Выпуск 27

Свет Христов просвещает всех : Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. Выпуск 27. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2018. 184 с.

Содержание выпуска

Двадцать седьмой выпуск научного журнала «Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского института» начинается рубрикой История Русской православной церкви и материалами по истории старообрядчества, которые были подготовлены в рамках прошедшей в СФИ конференции «Соборы 1666–1667 годов и их последствия для русской церковной жизни». В первой статье проводится текстологический анализ нескольких списков первой беседы из «Книги бесед» протопопа Аввакума, позволяющий по-новому взглянуть на некоторые эпизоды преследований первых старообрядцев. Во второй – рассматривается вопрос о религиозных гонениях на старообрядцев как факторе, способствовавшем колонизации окраинных территорий Российского государства. Третья статья посвящена дискуссии о старообрядчестве и единоверии в VI отделе Предсоборного присутствия. В четвертой рассматриваются предпринимаемые в XIX–XX веках попытки обращения Русской церкви к опыту старообрядчества в дискуссиях о церковных реформах, в первую очередь, в вопросах, связанных с богослужением.

Следующий подраздел рубрики включает статьи об истории русско-эстонского Православного братства во имя священномученика Исидора Юрьевского в Петербурге и воронежской общины протоиерея Митрофана Бучнева.

Рубрика Миссиология и катехетика представлена работой о значении литургического языка для участия церковного народа в богослужении, в которой проблема богослужебного языка ставится в связи с задачами миссии и катехизации.

Исследование рубрики Междисциплинарные исследования посвящено одному из бродячих сюжетов христианской литературы – образу монашеского земного рая или утопии в писаниях жанра «хождений». Предметом исследования служит коптская версия изложения данного сюжета в «Житии святого Онуфрия Отшельника».

Раздел Юбилейные даты включает статьи, приуроченные к памятным датам архимандрита Тавриона (Батозского) и митрополита Никодима (Ротова).

Завершается выпуск рубрикой Обзоры, аннотации, рецензии, представленной несколькими информационно-аналитическими публикациями. 

История Русской Православной Церкви

Александр Лавров, доктор исторических наук, профессор Университета Париж-Сорбонна (Париж)
С. 11-20
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17707
Статья посвящена одному из прижизненных сборников сочинений протопопа Аввакума, составленному самим автором – «Книге бесед». В отсутствие научного издания всего текста памятника многие вопросы – в том числе датировка отдельных бесед и всего сборника в целом – остаются открытыми. Привлечение нового списка первой беседы, сохранившегося в рукописи из собрания Е.В. Барсова (РГБ), позволяет выявить фрагменты текста, остающиеся до сих пор неопубликованными, которые дают возможность по-новому взглянуть на некоторые эпизоды преследований первых старообрядцев.
Ключевые слова: «Книга бесед», старообрядчество, протопоп Аввакум, древнерусская литература, старообрядческие мартирологи.
Борис Сажин, кандидат исторических наук, преподаватель истории в НЧУ ОО СОШ «Карьера» (Москва)
С. 21-33
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17714
В статье рассматриваются взгляды реформаторских народников по вопросу о религиозных гонениях на старообрядцев как факторе, способствовавшем колонизации окраинных территорий Российского государства с конца XVII по первую половину XVIII вв. Автор приходит к заключению, что колонизационная составляющая в истории староверия рассматривалась народниками в контексте общей проблемы социального прогресса в стране. Освоение старообрядцами новых территорий осмысливалось народниками как распространение в России народных форм жизнедеятельности, отрицающих государственную централизацию и носящих небуржуазный характер.
Ключевые слова: народничество, старообрядчество, религиозные гонения, колонизация, И. И. Каблиц, Я. В. Абрамов.
Екатерина Алексеева, аспирант ОЦАД им. свв. Кирилла и Мефодия; старший преподаватель СФИ (Москва)
С. 34-51
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17718
В статье рассматривается ход дискуссии о старообрядчестве и единоверии в VI отделе Предсоборного присутствия в 1906 году. Представлены проекты, направленные на сближение единоверия и Православной российской церкви, описаны суждения отдела о необходимости разрешения вопросов поставления единоверческого епископа, снятия клятв на старые обряды; раскрыта позиция свящ. Симеона Шлеёва в отношении миссионерского значения единоверия. Дискуссия отдела показала, что Русская церковь не была готова к примирению со всем старообрядческим миром, однако это обсуждение стало новым этапом развития единоверия в России и определило повестку дня предстоящего Поместного собора по старообрядческому вопросу.
Ключевые слова: старообрядчество, единоверие, православные старообрядцы, белокриницкая иерархия, Предсоборное присутствие, свящ. Симеон Шлеёв, Всероссийское миссионерское общество.
Александр Кравецкий, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН им. В. В. Виноградова (Москва)
С. 52-64
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17719
В статье рассматриваются предпринимаемые в XIXXX вв. попытки обращения Русской церкви к опыту старообрядчества, в первую очередь, в вопросах, связанных с богослужением и исправлением богослужебных книг. Рассмотрены программа архаизации языка Н.И. Ильминского, архаизации церковного календаря М.Н. Никольского, порядок причисления к лику святых, введение новых служб и ряд других нововведений, ориентированных на опыт старообрядцев. Показано, что та часть русского общества, которая приняла реформы патриарха Никона, видела в старообрядцах хранителей древней традиции и обращалась к их опыту при решении конкретных вопросов церковной жизни.
Ключевые слова: история Русской церкви, старообрядчество, церковные реформы, богослужение, церковное пение, церковнославянский язык, патриаршество, канонизация.

История православный братств и духовных союзов

Протоиерей Константин Костромин, кандидат исторических наук, кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе СПбДА (Санкт-Петербург)
С. 65-79
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17720
Братство во имя сщмч. Исидора Юрьевского было создано в Петербурге на базе эстонского прихода в 1898 году, сразу после окончательной канонизации святого. Новое братство оказалось своеобразным «слепком» с Православного прибалтийского братства М.Н. Галкина-Враского, хотя и имело заметно иные по сравнению с ним цели. В первую очередь планировалось при содействии братства возвести в столице эстонский православный храм и наладить церковную жизнь православных эстонцев. В достаточно скором времени на деньги братства был построен приходской дом, в котором оно организовало разнообразную социальную работу – были открыты школа, приют, работный дом, типография, библиотека с читальным залом. В силу жесткой привязки к приходу, частью которого братство являлось, не будучи выделено ни организационно, ни структурно, оно должно было разделить судьбу прихода. Активная жизнь братства и прихода начала угасать еще в 1915 году, когда организатор братства, строитель и настоятель храма сщмч. Исидора Юрьевского прот. Павел Кульбуш, будущий священномученик Платон, епископ Ревельский, занялся заботами общеепархиального масштаба. 1917 год еще более существенно подорвал деятельность братства: сначала уход на Ревельскую кафедру первого настоятеля, затем отток в Эстонию бывших прихожан храма, экономический кризис, отделение школы от церкви заставили отказаться практически от всех социальных проектов. К началу 1918 года приход номинально продолжал числиться как приход эстонского православного братства, однако вскоре братство перестали вспоминать.
Ключевые слова: православное братство, православные эстонцы, Исидор Юрьевский, Павел Кульбуш, Платон Ревельский, Свято-Исидоровский храм, православный приход, православие в Петербурге.
Валерия Алленова, кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей отечественной истории, историографии и документоведения Воронежского государственного университета (Воронеж)
С. 80-104
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.17722
В статье впервые воссоздается история и состав женской религиозной общины, созданной до революции в с. Красная Долина Задонского уезда Воронежской губернии свящ. Митрофаном Федоровичем Бучневым, имя которого включено в базу данных «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке». После вынесения Бучневу обвинительного (условного) приговора в 1920 году и его переезда в г. Воронеж часть членов общины последовала за ним, и вскоре это объединение стало центром притяжения для верующих воронежцев из различных социальных слоев. По документальным источникам прослеживается судьба членов общины и самого священника.
Ключевые слова: Воронеж, прот. Митрофан Бучнев, блаженная Феоктиста, община, чернички, репрессии против духовенства, концлагерь.

Миссиология и катехетика

Кирилл Мозгов, старший преподаватель СФИ; заведующий редакционно-издательским сектором СФИ (Москва)
С. 105-118
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.18480
Многогранная задача осмысленного участия людей в храмовой молитве в данной статье рассматривается с точки зрения используемого при этом языка. В истории Русской православной церкви вопрос языка богослужения решался по-разному, и, несмотря на его серьезное обсуждение и предложения Великого Московского собора 1917–1918 гг., остается на сегодняшний день достаточно острым. Чтобы лучше увидеть и оценить существующие пути решения этой проблемы, предлагается обратиться не только к собственной истории, но и к опыту других славянских церквей в XX веке, включивших национальный язык в богослужение.
Ключевые слова: участие в богослужении, богослужение на национальных языках, церковнославянский язык, богослужебные переводы, история богослужебных переводов, церковно-русский язык.

Междисциплинарные исследования

Евгения Смагина, доктор филологических наук, заведующий кафедрой истории и культуры древнего Востока Института востоковедения РАН; доцент, заместитель директора Центра египтологии им. Голенищева РГГУ; доцент СФИ (Москва)
С. 119-133
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.18481
Статья посвящена одному из бродячих сюжетов христианской литературы — образу монашеского земного рая или утопии в писаниях жанра «хождений». Предметом исследования служит коптская версия изложения данного сюжета в «Житии св. Онуфрия Отшельника». Предметом рассмотрения служат различные варианты повествования об отдаленном рае в раннехристианской и дохристианской литературе. При сопоставлении коптской версии изложения данного сюжета в «Житии св. Онуфрия Отшельника» с греческим и версией на другом коптском диалекте некоторые детали показывают, что коптские версии переведены не с того варианта греческого текста, который сохранился и издан. С другой стороны, прослеживаются параллели с изложениями псевдоэпиграфических сюжетов – легенды о жилище египетских жрецов Ианния и Иамврия, дохристианской легенды о блаженных потомках Рехава. Совпадение деталей, особенности имен собственных и структурная близость позволяют предположить, что коптский текст представляет собой результат конвергенции разных традиций.
Ключевые слова: раннее христианство, псевдоэпиграфы, земной рай.

Юбилейные даты

Александр Копировский, кандидат педагогических наук, доцент, профессор СФИ (Москва)
Анна Лепёхина
С. 134-150
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.18482
Архимандрит Таврион (Батозский) (1898–1978) – монах и священник Русской православной церкви, годы служения которого пришлись на времена гонений на церковь в СССР. Свидетельства святости его жизни проявились прежде всего в традиционных формах его служения: литургического, проповеднического, пастырского. В то же время его жизнь и служение имели целый ряд особенностей, характерных для исповедания веры и созидания церковной жизни в советский период. Цель настоящей статьи – выделить уникальные стороны служения архим. Тавриона, позволяющие говорить о его святости в контексте «нового мученичества и исповедничества» XX века.В качестве материалов исследования использовались публикации и расшифровки проповедей архим. Тавриона; его личные воспоминания, письма из ссылок духовным чадам; воспоминания и свидетельства его духовных чад, а также архивные материалы (следственные дела и др.).
Ключевые слова: архим. Таврион (Батозский), новые мученики и исповедники ХХ в., канонизация, критерии канонизации, святость.
Александр Галкин, кандидат биологических наук, независимый исследователь (Санкт-Петербург)
С. 151-167
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.18483
Отпевание А.А. Ахматовой было организовано ее сыном Л.Н. Гумилевым при участии прот. Василия Бутыло. Первоначально предполагалось, что оно состоится в Спасо-Преображенском соборе Ленинграда. В результате визита Л.Н. Гумилева и о. Василия к викарному епископу Тихвинскому Филарету (Вахромееву) для отпевания был назначен кафедральный Николо-Богоявленский собор. Служил сам настоятель собора прот. Александр Медведский, единственный клирик города, награжденный Патриаршим крестом, с диак. Петром Колосовым. Уполномоченный Совета по делам религий по Ленинграду и области Г. С. Жаринов запретил совершать отпевание с участием нескольких священников, с большим хором и зажженными люстрами. Последние два запрета были нарушены. В статье обсуждается причастность митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова) к устроению достойных проводов А. А. Ахматовой.
Ключевые слова: А.А. Ахматова, Л.Н. Гумилев, Ленинград, Николо- Богоявленский кафедральный собор, епископ Филарет (Вахромеев), митрополит Никодим (Ротов).

Обзоры, аннотации, рецензии

Юлия Балакшина, доктор филологических наук, ученый секретарь СФИ; доцент РГПУ им. А. И. Герцена (Москва; Санкт-Петербург)
С. 168-170
Лариса Мусина, старший преподаватель СФИ; руководитель учебно-методического отдела СФИ
Ольга Ярошевская
С. 171-173
Ключевые слова:
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225