Евгения Смагина, доктор филологических наук, заведующий кафедрой истории и культуры древнего Востока Института востоковедения РАН; доцент, заместитель директора Центра египтологии им. Голенищева РГГУ; доцент СФИ (Москва)
С. 119–133
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.18481
Статья посвящена одному из бродячих сюжетов христианской литературы – образу монашеского земного рая или утопии в писаниях жанра «хождений». Предметом исследования служит коптская версия изложения данного сюжета в «Житии святого Онуфрия Отшельника». Предметом рассмотрения служат различные варианты повествования об отдаленном рае в раннехристианской и дохристианской литературе. При сопоставлении коптской версии изложения данного сюжета в «Житии святого Онуфрия Отшельника» с греческим и версией на другом коптском диалекте некоторые детали показывают, что коптские версии переведены не с того варианта греческого текста, который сохранился и издан. С другой стороны, прослеживаются параллели с изложениями псевдоэпиграфических сюжетов – легенды о жилище египетских жрецов Ианния и Иамврия, дохристианской легенды о блаженных потомках Рехава. Совпадение деталей, особенности имён собственных и структурная близость позволяют предположить, что коптский текст представляет собой результат конвергенции разных традиций.
Ключевые слова: раннее христианство, псевдоэпиграфы, земной рай.