Перейти к основному содержимому

Вестник СФИ

Свет Христов просвещает всех

Выпуск 33 (зима 2020)

В 33-й выпуск Вестника СФИ вошли статьи по литургике, истории церкви и теологические исследования, а также обзоры, аннотации, рецензии.

Содержание выпуска

33-й выпуск Вестника СФИ начинается разделом Литургика. В первой статье свящ. Александр Сухарев рассматривает предысторию появления, идеи, композиционное построение и стиль книги немецкого священника, богослова и философа Романо Гвардини «О духе литургии», оказавшейся у истоков литургического возрождения католической церкви и повлиявшей на идеи ряда православных богословов. Статья о. Штефана Липке посвящена роли архимандрита Роберта Тафта в решении папского совета признать сирийскую анафору Аддая и Мари действительной евхаристической молитвой. В работе Максима Зельникова исследуются богослужебные особенности, прежде всего касающиеся использования священных предметов и веществ, которые возникли при совершении евхаристии исповедниками веры Русской православной церкви в XX в., представлены основные тенденции литургической практики в условиях гонений.

Раздел Переводы представлен статьей Стефано Паренти, в которой исследуется эволюция богослужения суточного круга в Константинополе в период после IX в. Особое внимание учёный уделяет сочетанию «агиополитского» литургического обряда и обряда константинопольской Великой церкви.

Раздел Теологические исследования представлен статьей Александра Копировского и Виктории Сягаевой о происхождении христианской базилики, в которой подробно проанализирована имевшая место в конце XIX в. полемика между профессорами Н.В. Покровским и Н.Ф. Красносельцевым.

Раздел История Церкви включает три публикации. В исследовании Екатерины Пащенко на материале исторической хроники «Продолжатель Феофана» (IX–X вв.) рассматриваются церковно-государственные отношения во второй период иконоборчества и в начале правления Македонской династии. Статья прот. Максима Кокарева, написанная на  материалах Самарской епархии, посвящена управлению в сфере проповедничества в Русской церкви конца XIX — начала XX в. Третья публикация раздела представляет материалы круглого стола кафедры церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского института.  Участники круглого стола обсудили проблемы, которые возникли в связи со вторым восстановлением патриаршества в Русской православной церкви в 1943 г. и до настоящего времени влияют на жизнь православных церквей.

Заключительный раздел Обзоры, аннотации, рецензии включает рецензии на книги А.Б. Зубова (Россия. 1917. Катастрофа : Лекции о Русской революции. М. : Рипол Классик : Панглосс, 2019); О.Т. Ермишина (Философия русского зарубежья XX века. М.; СПб. : Летний сад, 2019); на переводы «Платон. Софист» (пер., исслед., коммент., прил. И.А. Протопоповой. СПб. : Платоновское философское общество, 2019) и «Платон. Политик» (пер., исслед., коммент. Р.В. Светлова. СПб. : Платоновское философское общество, 2019), а также обзоры Всероссийской научно-практической конференции «Под знаком истины, а не пользы: память и беспамятство в современной России» и научной конференции «Изменения конфессиональной ситуации в Восточной Европе и Прибалтике в связи с военно-политическими процессами 1939–1941 годов». 

Литургика

Cвященник Александр Сухарев, кандидат богословия, клирик Новодевичьего монастыря (Москва)
«О духе литургии» Романо Гвардини – главный текст литургического движения Германии
С. 9–27
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54104
Статья представляет собой анализ содержания книги немецкого священника, богослова и философа Романо Гвардини «О духе литургии» – одной из главных книг литургического движения Германии. В статье анализируются предыстория появления текста, его идеи, композиционное построение и стиль. Книга «О духе литургии» была изначально ориентирована на священников и мирян из круга аббата монастыря Мария Лаах Ильдефонса Хервегена. Р. Гвардини ставил задачу рассказать о литургии не как о чинопоследовании, но как о совершенном, укорененном в христианской традиции законе духовной жизни и тем самым побудить ее читателей к сознательному участию в совместной молитве. Закон литургической молитвы Гвардини определяет через соотношение нескольких оппозиций: сердца и разума; природы и культуры; индивидуального и общего; внутреннего и внешнего; игры и серьезности; логоса и этоса. В заключительной части статьи содержатся доводы в пользу актуальности вопросов, поднятых в работе Гвардини: об антропологическом кризисе, возрождении религиозного опыта, литургическом образовании, способности современного человека, живущего в эпоху технического прогресса, к литургическому акту.
Ключевые слова: литургическое движение, Романо Гвардини, «О духе литургии», монастырь Мария Лаах, «наука о литургии», «закон оппозиции», литургический акт.
Священник Штефан Липке, кандидат филологических наук, директор Института св. Фомы (Москва)
Признание анафоры Аддая и Мари католической церковью в 2001 году: богословский вклад и главные аргументы архимандрита Роберта Тафта
С. 28–45
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54172
Статья посвящена роли архим. Роберта Тафта в решении Святого престола признать анафору Аддая и Мари действительной евхаристической молитвой. Автор исследует аргументы за данное решение и против него. Главное препятствие к признанию этой анафоры было связано с представлением, что именно слова Господни «это Тело Мое» и «это Кровь Моя» являются «формой» таинства Евхаристии. Однако, как показал архим. Роберт Тафт, учение 
католической церкви не означает, что пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа происходит именно в момент произношения слов установления. Более традиционно связывать пресуществление с тем, что Сам Христос произнес эти слова во время Тайной вечери и что в молитвах благодарения, эпиклесиса и приношения во время анафоры выражается вера в пресуществление евхаристических даров.
Ключевые слова: литургия, Евхаристия, освящение, единство христиан, ассирийская церковь.
Максим Зельников, кандидат физико-математических наук, доцент, преподаватель СФИ (Москва)
К истории литургической практики Православной церкви в XX веке в условиях гонений: использование священных предметов и веществ
С. 46–72
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54179
В работе исследуются возможные внешние и внутренние причины некоторых особенностей практики использования в Русской православной церкви хлеба и вина, а также священных сосудов и облачений при совершении евхаристии в условиях гонений. Предвидя грядущие лишения, Поместный собор 1917–1918 гг. разрешил, в случае необходимости, совершать евхаристию на ржаном хлебе и ягодных соках, используя упрощенные и дешевые сосуды и 
облачения. Мы исследуем, почему впоследствии при отсутствии пшеничного хлеба и вина одни священнослужители, тем не менее, отказывались от совершения евхаристии, а другие совершали ее на хлебе любого состава и соках или даже на воде, используя бытовую посуду и нестандартные облачения. Мы показываем, что под идейным влиянием Собора в практике исповедников веры XX в. появились следующие тенденции: 1) исчезновение в литургических действиях черт, отражающих «симфонию» церкви и государства; 2) ослабление схоластических требований к составу веществ таинства; 3) отход в символическом толковании евхаристии от «антиохийской» интерпретации литургии как истории спасения к «александрийской» интерпретации этого таинства как реального соучастия верных в Тайной вечере.
Ключевые слова: новомученики и исповедники XX в., евхаристия, богословие, литургическая практика, священные предметы, вещества таинства.

Переводы

Стефано Паренти, доктор восточных церковных наук, профессор Папского литургического института Университета св. Ансельма (Рим)
Кафедральный обряд Константинополя: эволюция местной традиции
С. 73–99
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54183
В статье исследуется эволюция богослужения суточного круга в Константинополе в период после IX в., когда не только монастыри города, но также и соборные церкви следовали литургическому обряду, обозначенному как ἁγιο πολίτης, т. е. обряд святого города — Иерусалима. Только в кафедральном соборе Константинополя, в храме Святой Софии совершался обряд, называемый в источниках ἐκκλησιαστής, т. е. обряд константинопольской Великой церкви. Автор анализирует особые формы сочетания двух указанных литургических систем, обращая внимание на тенденцию сохранять обряд ἐκκλησιαστής в наиболее значимые периоды церковного года. В противоположность распространенному прежде мнению, XI в. не был периодом расцвета кафедральной традиции Константинополя, но в большей степени временем ее упадка и угасания.
Ключевые слова: богослужение, обряд, Константинополь, устав, лекционарий, Евхологий, Псалтирь, Праксапостол.

Теологические исследования

Александр Копировский, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой богословия СФИ (Москва)
Виктория Сягаева, независимый исследователь (Москва)
Концепция Н.В. Покровского о происхождении христианской базилики в контексте современных исследований
С. 100–117
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54185
Статья поднимает проблему происхождения христианской базилики, впервые поставленную в конце XV в. Выявлены основные подходы к решению этой проблемы. Подробно проанализирована полемика между профессорами Н.В. Покровским и Н.Ф. Красносельцевым, имевшая место в конце XIX в., поскольку в ней были подведены итоги предшествующих дискуссий и отчасти предвосхищались дискуссии более поздние. 
Делается вывод, что позиции оппонентов (Покровский связывал формы базилики с частным домом-икосом, перестроенным для богослужений; Красносельцев – с влиянием на эти формы архитектуры иерусалимского храма) следует рассматривать не как противоположные, а как акцентирующие различные стороны и хронологические этапы единого процесса. Предлагаются коррективы в определении последовательности этих этапов, в частности, отмечается одновременность некоторых из них. Основание для корректив связывается с отсутствием явно видимого перехода от частных и общественных христианских базилик к имперским, ставших храмами в полном смысле этого слова, начиная с эпохи императора Константина и далее. 
В заключение статьи концепция Покровского рассматривается в контексте современного кризиса церковной архитектуры, обусловленного ориентацией исключительно на ее сакрально-символические храмовые формы и описанного в работах Х. Зедльмайра. Эта концепция, предполагающая поиск нового образа храма прежде всего через переустройство домашнего интерьера для богослужения в небольшой общине, признается значительно более плодотворной для преодоления кризиса, чем стилизация под архитектуру предшествующего времени или произвольное формотворчество.
Ключевые слова: христианская базилика, происхождение, Покровский, Красносельцев, дом-икос, иерусалимский храм, базилики Константина, современная церковная архитектура.

История церкви

Екатерина Пащенко, независимый исследователь (Москва)
Церковно-государственные отношения в Византийской империи по исторической хронике «Продолжатель Феофана» (IX–X века)
С. 118–143
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54186
В статье на материале исторической хроники «Продолжатель Феофана» (IX–X вв.) рассматриваются церковно-государственные отношения во второй период иконоборчества и в начале правления Македонской династии. В это время государственная власть дважды меняла свою позицию в вопросе почитания икон, поддерживая сначала иконоборцев, потом иконопочитателей.
Идеальная модель церковно-государственных отношений, на которую ориентируется «Продолжатель Феофана», в целом совпадает с симфоническими отношениями церкви и государства, описанными в «Исагоге». В реальности правители стремились в целях сохранения единства империи диктовать свою волю в вопросах вероисповедания, грубо вмешиваясь во внутреннюю жизнь церкви. Принципиальной разницы в методах, которые 
государство применяло по отношению к церкви в периоды иконоборчества и иконопочитания, в источнике нет. Более того, гонения на инаковерующих в период иконопочитания, согласно «Продолжателю Феофана», были более жестокими и массовыми, чем во время иконоборчества. 
Выявленные в работе трудности во взаимоотношениях государственной и церковной властей привели к тому, что в начале правления Македонской династии произошло не установление симфонических отношений между православными императором и патриархом, а усиление царской власти и ослабление власти патриарха.
Ключевые слова: Византия, церковно-государственные отношения, симфония, иконоборчество, «Продолжатель Феофана», Лев V, патриарх Фотий, императрица Феодора, Василий I, Константин Багрянородный, Македонская династия.
Протоиерей Максим Кокарев, ректор Самарской Православной духовной семинарии (Самара)
Надзор за проповеднической деятельностью в Русской церкви конца синодального периода (на материалах Самарской епархии)
С. 144–161
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54187
Статья посвящена изучению такой специфической функции епархиальной власти в Русской церкви конца синодального периода, как управление в сфере проповедничества. В ней на материалах Самарской епархии рассмотрены цензорские функции различных звеньев епархиальной администрации. Ситуация с проповедничеством в Самарской епархии конца XIX – начала XX вв. была крайне неудовлетворительной, что не в последнюю очередь объясняется существовавшей тогда громоздкой бюрократической системой 
цензурирования проповедей. Система управления в сфере проповедничества была в епархии даже более бюрократизирована, чем того требовал Устав духовных консисторий. Цензурирование «очередных» проповедей, связанное с прохождением нескольких инстанций (благочинный, специальный уездный цензор), занимало длительное время, будучи при этом не слишком эффективным инструментом. Зачастую требования епархиальной власти были заведомо неисполнимы. Рассмотренные источники позволяют констатировать нараставшую в начале XX в. волну недовольства по отношению к епархиальной цензуре со стороны духовенства. Несмотря на весьма крупные штрафы, ряд священников принципиально манкировал распоряжениями консистории. Осознание проблемы было как у рядового духовенства, так и у правящего архиерея. Однако централизованная система управления церкви и отсутствие навыка к проявлению инициативы тормозили решение данного вопроса. В конечном итоге ситуация изменилась только в 1910 г., когда указом консистории назначение двух обязательных проповедей было отменено. «Очередное» проповедничество сохранилось лишь в кафедральном соборе, где произносили поучения все священники губернской столицы. Таким образом, практика приблизилась к тем положениям, которые прописаны в Уставе духовных консисторий. Полемика начала XX в. обнажила проблемы в проповедничестве и стала подготовкой к активным дискуссиям на данную тему в предсоборных инстанциях и на Поместном соборе 1917–1918 гг.
Ключевые слова: история Русской православной церкви, синодальный период, епархиальная цензура, консистория, уездный цензор, благочинный, епархиальный съезд.
Второе восстановление патриаршества в Русской православной церкви в 1943 г. 
Материалы круглого стола кафедры церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского института
С. 162–186
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54188
Второе восстановление патриаршества стало одним из ключевых событий в истории РПЦ XX в. Фактологическая сторона этого события сегодня достаточно изучена, однако обсуждение мотивов и движущих сил, альтернативного развития событий, а главное плодов, которые принес этот церковно-государственный проект, сохраняет актуальность. Участники круглого стола, посвященного 75-летию избрания патриарха Сергия, обсудили ряд вопросов: был ли выбор у руководства РПЦ МП осенью 1943 г., когда Сталин высказал пожелание скорейшего восстановления структуры и статуса церкви в СССР? кто более нуждался в церковном ренессансе – Сталин или Московская патриархия? Ключевая проблема, которая оказалась в центре обсуждения: что приобрели, а что потеряли стороны этого «союза»? какой ценой было восстановлено патриаршество в Русской церкви? на какие компромиссы вынуждены были пойти советское правительство и руководство РПЦ МП, а вслед за ним епископат и клир? Участники круглого стола пришли к выводу, что за внешним благополучием, которое обретала церковная структура после 1943 г., было потеряно единство внутри церковного народа и, как следствие, возникли отчужденность и недоверие между епископатом, клиром и мирянами. Церковь перешла к совершенно другой экклезиологической модели, заложившей основания системного кризиса.
Ключевые слова: второе восстановление патриаршества, «новый курс» религиозной политики Сталина, патриарх Сергий, Совет по делам РПЦ, Архиерейский собор 8 сентября 1943 г., Декларация 1927 г., проект всеправославного единства.

Обзоры, аннотации, рецензии

Контакты
Социальные сети