Максим Зельников, кандидат физико-математических наук, доцент, преподаватель СФИ (Москва)
С. 46–72
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54179
В работе исследуются возможные внешние и внутренние причины некоторых особенностей практики использования в Русской православной церкви хлеба и вина, а также священных сосудов и облачений при совершении евхаристии в условиях гонений. Предвидя грядущие лишения, Поместный собор 1917–1918 годов разрешил, в случае необходимости, совершать евхаристию на ржаном хлебе и ягодных соках, используя упрощённые и дешёвые сосуды и облачения. Мы исследуем, почему впоследствии при отсутствии пшеничного хлеба и вина одни священнослужители, тем не менее, отказывались от совершения евхаристии, а другие совершали её на хлебе любого состава и соках или даже на воде, используя бытовую посуду и нестандартные облачения. Мы показываем, что под идейным влиянием Собора в практике исповедников веры XX века появились следующие тенденции: 1) исчезновение в литургических действиях черт, отражающих «симфонию» церкви и государства; 2) ослабление схоластических требований к составу веществ таинства; 3) отход в символическом толковании евхаристии от «антиохийской» интерпретации литургии как истории спасения к «александрийской» интерпретации этого таинства как реального соучастия верных в Тайной вечере.
Ключевые слова: новомученики и исповедники XX века, евхаристия, богословие, литургическая практика, священные предметы, вещества таинства.