Перейти к основному содержимому

Выпуск 15 (лето 2015)

В пятнадцатый выпуск научного журнала СФИ вошли статьи по миссиологии, катехетике и гомилетике.

Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». Выпуск 15

Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». Выпуск 15

Свет Христов просвещает всех : Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. Выпуск 15. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2015. 131 с.

Содержание выпуска

Миссия

Екатерина Бим
Организация внутренней миссии Вятским братством во имя святителя и чудотворца Николая в конце XIX – начале XX века
С. 9-36
Статья посвящена обзору и анализу миссионерско-просветительской деятельности Вятского братства во имя святителя и чудотворца Николая, основанного протоиереем Стефаном Кашменским в 1882 г. Братство занималось просветительской работой среди старообрядческого населения Вятской епархии, содержало в Вятке духовную школу для обучения миссионеров из крестьян, выпускники которой становились учителями-миссионерами в детских начальных школах в селах со старообрядческим населением. По мере общения братских учителей и учительниц с учениками школы, их родителями и окружением школы происходило примирение православных и старообрядцев, а в некоторых случаях старообрядцы переходили в православную церковь.
Ключевые слова: миссия, просвещение, борьба с расколом, Вятское братство святителя и чудотворца Николая, Вятская миссионерская школа, старообрядцы, прот. Стефан Кашменский, братские учителя.
Дмитрий Каштанов
Миссионерская деятельность Екатеринбургской епархии в конце IX – начале XX века (по материалам «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» за 1886-1917 годы)
С. 37-54
На основе официального епархиального издания «Екатеринбургские епархиальные ведомости» (с 1886 по 1917 г.) в статье рассматривается миссионерская д еятельность Екатеринбургской епархии, которая была сосредоточена прежде всего на внутренней миссии. В XIX в. в русской церкви оформилось два вида миссии: внешняя для язычников и не христиан и внутренняя – для бывших православных, тех, кто ушел в раскол и сектантство, а также для просвещения самих православных. К объектам внешней миссии на территории Екатеринбургской епархии относились язычники-вогулы и мусульмане (татары и башкиры). Миссионерская деятельность церкви в Екатеринбургской епархии осуществлялась в рамках внутригосударственной политики, которая транслировалась через решения Священного синода – органа церковной и государственной власти.
Ключевые слова: Екатеринбургская епархия, внутренняя миссия, внешняя миссия, «Екатеринбургские епархиальные ведомости», Братство во имя прав. Симеона Верхотурского, государственная миссионерская политика.
Наталья Чернышёва
Эволюция деятельности братства свт. Гурия Казанского (в конце XIX – начале XX века)
С. 55-83
В статье анализируются деятельность миссионерско-просветительского братства святителя Гурия Казанского, открытого в Казани в 1867 г., вклад в нее Н. И. Ильминского, негативные изменения в жизни братства после его смерти. Братство занималось просвещением нерусского населения в Казанской и соседних епархиях: организовывало начальные миссионерские школы на языках инородцев; вело обширную переводческо-издательскую деятельность; готовило кадры учителей и священников из среды инородцев; заботилось об устроении храмов, православного богослужения для крещеных инородцев на их родных языках и др. 
Ключевые слова: миссия, просвещение, инородцы, Братство свт. Гурия, сельская школа, Н. И. Ильминский, система Ильминского.

Катехизация

Ольга Ярошевская
Направления христианского научения в I веке н. э. в их соотношении со вторым этапом катехизации святоотеческого периода (на основании новозаветных источников)
С. 99-107
Новозаветные источники оставили только косвенные свидетельства о научении, предшествующем крещению, но позволяют выделить основные моменты апостольской проповеди, обращенной как к иудеям, так и к язычникам, которые могли быть основой первых, еще устных катехизисов. Ядро апостольской проповеди составили такие моменты, как проповедь воскресения Иисуса; призыв к ответу на эту проповедь, т.е. к покаянию и к вере в Иисуса и обещание прощения, спасения и дара Духа тем, кто ответил на призыв. С началом миссии среди язычников в формулу веры в качестве самостоятельной части входит исповедание Единого Бога, создавшего мир и человека «от единой крови» и обитающего в нерукотворных храмах. Отличительной особенностью богословия апостольского века являются простота вероисповедных формул, отсутствие богословских абстракций и неразрывная связь проповеди и ответа на нее, т.е. крещения. 
Ключевые слова: оглашение, катехизис, крещение, апостольский век, проповедь, Новый завет.

Гомилетика

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку

In English
Социальные сети
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО «Сбербанк России»
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225