Перейти к основному содержимому

Выпуск 19 (лето 2016)

В 19-й выпуск Альманаха СФИ вошли статьи по литургике, миссии и истории церкви.

АЛЬМАНАХ СФИ «СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ». Выпуск 19

АЛЬМАНАХ СФИ «СВЕТ ХРИСТОВ ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ». Выпуск 19

Альманах СФИ «Свет Христов просвещает всех». 2016. Вып. 19. 152 с.

Содержание выпуска

Литургика

С. 9–25
Данное литургическое исследование посвящено изучению чинов, совершаемых над новокрещеным по прошествии восьми дней после крещения. В работе разбирается происхождение обрядов и порядок их совершения, структура и состав. Чины рассматриваются с точки зрения совершаемых действий и молитв как завершающий этап таинств крещения и миропомазания, как духовная ступень вхождения неофита в Церковь. Изучается их текстуальная связь с древнейшими христианскими источниками. Особое внимание уделено участию церковного собрания и самого новокрещеного в совершении чинов с учетом их актуальности сегодня.  
Ключевые слова: крещение, омовение, знаки мира, печать, пострижение, восьмой день, миропомазание.  
С. 26–48
В III–VI века в период от момента принятия в катехумены до завершения светлой седмицы каждое значимое чинопоследование сопровождалось литургическими действиями. Всего выявлено использование 48 различных литургических действий. Их можно объединить в четыре группы по соотношению значимости действия и сопутствующего ему литургического текста: самостоятельные, равнозначные с сопутствующими им молитвами, вспомогательные, технические. Одно и то же действие в разных поместных традициях и чинах может относиться к разным группам. Наличие таких действий в чинопоследованиях вынуждало катехумена бодрствовать и связывало на- учение с телесными ассоциациями.  
Ключевые слова: литургические действия, жесты литургические, катехизация, телесность, богослужение, III–VI вв.
С. 49–58
В статье рассматривается современная практика совершения елеосвящения в Русской и Румынской православной церквах. Особое внимание автор уделяет искажениям смысла этого таинства в церковном сознании, которые в значительной степени обусловлены утратой взаимосвязи между Евхаристией и елеосвящением. Это привело к широкому распространению индивидуалистического и магически-потребительского отношения к соборованию, в котором на первый план выходит вещество таинства, а не церковное собрание. Обращение к литургическим источникам позволяет заключить, что без участия церковного собрания елеосвящение, как и другие таинства, теряет свой изначальный смысл. 
Ключевые слова: елеосвящение, церковное собрание, история богослуже- ния, Русская православная церковь, Румынская православная церковь, литургические источники, современная практика. 

Миссия

С. 61–83
В статье исследуется деятельность Российской духовной миссии в Китае – стране со специфической культурой – во второй половине XIX века. Описывается шестилетний опыт 14-й духовной миссии под руководством архим. Гурия (Карпова) (1858–1864 гг.), а также попытки его воплощения последующими миссиями вплоть до 1900 года, когда миссия была разгромлена восстанием ихэтуаней и затем возрождена в начале XX века. Особое внимание уделено анализу роли личности миссионера в деле успеха миссии.  
Ключевые слова: Российская духовная миссия, Пекинская миссия, миссия в Китае, катехизация, албазинцы, архим. Гурий (Карпов), иером. Исаия (Поликин). 
С. 84–100
Распад СССР привел к серьезному духовному кризису многих россиян. На проповедь приехавших в Россию западных проповедников, в том числе и «свидетелей Иеговы», откликнулось немало потерявших жизненные ориентиры граждан, в том числе маловоцерковленных православных верующих. Церковь не могла не отреагировать на прозелитическую деятельность религиозной организации «Свидетели Иеговы». В статье рассмотрены существующие на се- годняшний день в РПЦ направления миссионерского делания по отношению к последователям данной религиозной организации, выявлены причины неудач миссии, а также способы выхода из создавшегося кризиса.
Ключевые слова: свидетели Иеговы, антисектантская борьба, прозелитизм, миссия, диалог.

История церкви

С. 103–120
В статье предпринята попытка проанализировать и сравнить взгляды представителей двух основных ветвей правой церковной оппозиции, иосифлян и последователей митр. Кирилла (Смирнова), на церковную политику митр. Сергия (Страгородского). Автор показывает, что именно они считали нарушениями принципа соборности в церковном управлении митр. Сергия и почему разорвали евхаристическое общение с ним. 
Ключевые слова: Декларация митрополита Сергия, правая церковная оп- позиция, движение непоминающих, иосифляне, круг последователей ми- трополита Кирилла (Смирнова), евхаристическое единство, соборность. 
С. 121–149
В статье рассматривается церковная деятельность Бориса Владимировича Талантова, мирянина из города Кирова (Вятки), которую он осуществлял с 1954 по 1971 год. Борис Владимирович был организатором и вдохновителем братства вятских христиан, существовавшего на территории Кировской епархии. Согласно «Уставу братства» его деятельность носила апологетический, просветительский, благотворительный характер и была направлена на объединение верующих в борьбе за их законные права, содействие защите храмов от закрытия. Б.В. Талантов возглавлял петиционную кампанию, писал письма в адрес Н.С. Хрущева, патриарха Алексия I, в различные издания газет и журналов, выступал с резкой критикой позиции Московской патриархии в разгар «хрущевских» гонений на церковь, разработал проект церковных реформ. 
Ключевые слова: Русская православная церковь, церковное сопротив- ление, Борис Владимирович Талантов, братство вятских христиан, защита храмов от закрытия, защита прав верующих, проект церковной реформы. 
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00