Перейти к основному содержимому

Вестник СФИ

Свет Христов просвещает всех

Литургика и сакраментология

Cвященник Александр Сухарев, кандидат богословия, клирик Новодевичьего монастыря (Москва)
«О духе литургии» Романо Гвардини – главный текст литургического движения Германии
Выпуск №33, С. 9–27
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54104
Статья представляет собой анализ содержания книги немецкого священника, богослова и философа Романо Гвардини «О духе литургии» – одной из главных книг литургического движения Германии. В статье анализируются предыстория появления текста, его идеи, композиционное построение и стиль. Книга «О духе литургии» была изначально ориентирована на священников и мирян из круга аббата монастыря Мария Лаах Ильдефонса Хервегена. Р. Гвардини ставил задачу рассказать о литургии не как о чинопоследовании, но как о совершенном, укорененном в христианской традиции законе духовной жизни и тем самым побудить ее читателей к сознательному участию в совместной молитве. Закон литургической молитвы Гвардини определяет через соотношение нескольких оппозиций: сердца и разума; природы и культуры; индивидуального и общего; внутреннего и внешнего; игры и серьезности; логоса и этоса. В заключительной части статьи содержатся доводы в пользу актуальности вопросов, поднятых в работе Гвардини: об антропологическом кризисе, возрождении религиозного опыта, литургическом образовании, способности современного человека, живущего в эпоху технического прогресса, к литургическому акту.
Ключевые слова: литургическое движение, Романо Гвардини, «О духе литургии», монастырь Мария Лаах, «наука о литургии», «закон оппозиции», литургический акт.
Георгий Кочетков, священник, магистр (кандидат) богословия
(Миро-) помазание – литургическое таинство жизни человека и Церкви в Духе Святом – в мистагогическом цикле оглашения
Выпуск №7, С. 9–27
Таинством иропомазания следует рассматривать в тесной связи с таинствами покаяния и крещения во Христа в едином таинстве Просвещения, т. е. вхождения человека в Церковь. Таинство миропомазания занимает в этом ряду особое место, поскольку связано с обретением дара жизни во Святом духе. Данное таинство есть свидетельство о пророчественном характере христианства и мессианском достоинстве христиан. Также в статье рассматриваются историко-литургические и канонические аспекты таинства миропомазания, в частности чины приема в православие отпавших и инославных.
Ключевые слова: миропомазание, таинство, чины приема в православие.
Георгий Кочетков, священник, магистр (кандидат) богословия
Опыт представления таинств предкрещального покаяния и крещения в мистагогическом цикле современного оглашения
Выпуск №6, С. 9–28
Врамках мистагогического цикла катехизации при разъяснении смысла таинства просвещения в соответствии со святоотеческой традицией целесообразно указывать, что предкрещальное покаяние выступает таинственным условием полноценного вхождения в Христову церковь. Сакраментальным выражением этого воцерковления является единство таинств крещения, миропомазания и первого причащения на евхаристии. Предкрещальное покаяние, как правило, представляет собой длительный процесс обращения (возвращения) человека от жизни по логике «мира сего» к Отцу Небесному. Обновление жизни и готовность подражать Христу становятся основанием «крещения во Христа» и открывают новокрещенному благодатный путь дальнейшего освящения и преображения жизни в Церкви и мире.
Ключевые слова: мистагогия, предкрещальное покаяние, крещение, просвещение.
Елена-Алина Патракова
Репрезентация церковного собрания в чинах елеосвящения (на примере современной практики в Русской и Румынской православных церквах)
Выпуск №19, С. 49-58
В статье рассматривается современная практика совершения елеосвящения в Русской и Румынской православной церквах. Особое внимание автор уделяет искажениям смысла этого таинства в церковном сознании, которые в значительной степени обусловлены утратой взаимосвязи между Евхаристией и елеосвящением. Это привело к широкому распространению индивидуалистического и магически-потребительского отношения к соборованию, в котором на первый план выходит вещество таинства, а не церковное собрание. Обращение к литургическим источникам позволяет заключить, что без участия церковного собрания елеосвящение, как и другие таинства, теряет свой изначальный смысл. 
Ключевые слова: елеосвящение, церковное собрание, история богослуже- ния, Русская православная церковь, Румынская православная церковь, литургические источники, современная практика. 
Зоя Дашевская, декан богословского факультета СФИ (Москва)
Мария Феденко, бакалавр теологии, СФИ (Россия, Санкт-Петербург)

Особенности совершения богослужений в практике Александро-Невского братства

Выпуск №25, С. 76–90
Статья раскрывает особенности совершения богослужений в Александро-Невском братстве. Рассмотрение чинопоследований, по которым было принято совершать богослужение в братстве, и сопоставление их с положениями Типикона позволяет выявить элементы богослужебной практики, отличавшиеся от устоявшейся практики совершения богослужений в Русской православной церкви на момент создания братства. Ключевым источником для исследования послужила переписка членов братства со своими духовными руководителями. Анализ переписки позволил выявить особенности совершения молитвы в братстве и исследовать практику участия братчиков в богослужениях суточного круга и Божественной литургии.
Ключевые слова: Александро-Невское братство, богослужение суточногокруга, литургия, чинопоследование, Типикон, Студийский устав.
Марина Верховская
Личное молитвенное правило в литургической практике Русской православной церкви
Выпуск №12, С. 103–126
Статья Марины Верховской посвящена анализу последования личного молитвенного правила, принятого в Русской православной церкви, с точки зрения его структуры, состава, характера и содержания входящих в него молитв. Проведенное исследование показывает, что данное правило отражает расхождение частной молитвенной практики с принятым общецерковным порядком богослужения и имеет ряд существенных недостатков. Вопрос ежедневной молитвы православного христианина, особенно в соотнесении с молитвой Церкви, остается актуальным и требует дальнейшего пастырского, богословского, исторического и литургического исследования и осмысления.
Ключевые слова: личное молитвенное правило, ежедневная молитва, общественное и частное богослужение.
Оксана Кудряшова
Обряды на «восьмой день» по крещении и история их совершения в церковной практике
Выпуск №19, С. 9-25
Данное литургическое исследование посвящено изучению чинов, совершаемых над новокрещеным по прошествии восьми дней после крещения. В ра- боте разбирается происхождение обрядов и порядок их совершения, структура и состав. Чины рассматриваются с точки зрения совершаемых действий и молитв как завершающий этап таинств крещения и миропомазания, как духовная ступень вхождения неофита в Церковь. Изучается их текстуальная связь с древнейшими христианскими источниками. Особое внимание уделено участию церковного собрания и самого новокрещеного в совершении чинов с учетом их актуальности сегодня.  
Ключевые слова: крещение, омовение, знаки мира, печать, пострижение, восьмой день, миропомазание.  
Ольга Максимова
Литургические действия в процессе воцерковления катехуменов в III–VI веках 
Выпуск №19, С. 26-48
В III–VI вв. в период от момента принятия в катехумены до завершения светлой седмицы каждое значимое чинопоследование сопровождалось литургическими действиями. Всего выявлено использование 48 различных литургических действий. Их можно объединить в четыре группы по соотношению значимости действия и сопутствующего ему литургического текста: самостоятельные, равнозначные с сопутствующими им молитвами, вспомогательные, технические. Одно и то же действие в разных поместных традициях и чинах может относиться к разным группам. Наличие таких действий в чинопоследованиях вынуждало катехумена бодрствовать и связывало на- учение с телесными ассоциациями.  
Ключевые слова: литургические действия, жесты литургические, катехизация, телесность, богослужение, III–VI вв.
Ольга Ярошевская, кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной педиатрии, Российский Национальный Исследовательский медицинский университет (РНИМУ) (Москва)
О крещении «дивесов или чуд родящихся»: проблемы крещения детей с тяжелой патологией в Требнике митрополита Петра (Могилы) и практике современной церкви
Выпуск №24, С. 61-71
В статье анализируются пояснения «О крещении младенец» и «О крещении дивес или чуд родящихся» в Требнике митр. Петра (Могилы). С одной стороны, эти пояснения наглядно свидетельствуют об искажении первоначального понимания смысла крещения и о восприятии его как магического действия, призванного обеспечить нежизнеспособному младенцу благопри- ятную участь в посмертии. С другой стороны, поднимают вопрос, на который и сегодня нет однозначного ответа — каким образом церковь может засвидетельствовать человеческое достоинство детей с крайне тяжелыми нарушениями развития.
Ключевые слова: чин крещения, митрополит Петр (Могила), крещение младенцев, тяжелые пороки развития.
Роберт Ф. Тафт, архимандрит
Литургия, описанная в «Мистагогии» Максима Исповедника: византийская, палестинская – или иная?
Выпуск №8, С. 9–62 
Данная статья написана в ответ на бурную реакцию, которую в среде ученых, занимающихся византийской литургикой, вызвала гипотеза Джозефа Патрича (Joseph Patrich), профессора факультета археологии Еврейского университета в Иерусалиме, что «Мистагогия» прп. Максима Исповедника может оказаться комментарием не к византийской литургии, как до сих пор было принято считать, но к иерусалимской (агиополитской) литургии Палестины, где, как нам теперь известно, прп. Максим родился и принял монашество. Тщательный анализ «Жития» прп. Максима (включая приведенные в нем свидетельства его многочисленных странствий) и сопоставление «Мистагогии» с литургией Византии и чинами агиополитской традиции, проведенные в настоящем исследовании, убедительно (если не определенно) свидетельствуют в пользу того, чтобы продолжать рассматривать «Мистагогию» прп. Максима в качестве византийского литургического комментария.
Ключевые слова: прп. Максим Исповедник, «Мистагогия», византийская литургия, песнопение «виматикион», вима, Малый вход, Великий вход.
Священник Штефан Липке, кандидат филологических наук, директор Института св. Фомы (Москва)
Признание анафоры Аддая и Мари католической церковью в 2001 году: богословский вклад и главные аргументы архимандрита Роберта Тафта
Выпуск №33, С. 28–45
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54172
Статья посвящена роли архим. Роберта Тафта в решении Святого престола признать анафору Аддая и Мари действительной евхаристической молитвой. Автор исследует аргументы за данное решение и против него. Главное препятствие к признанию этой анафоры было связано с представлением, что именно слова Господни «это Тело Мое» и «это Кровь Моя» являются «формой» таинства Евхаристии. Однако, как показал архим. Роберт Тафт, учение 
католической церкви не означает, что пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа происходит именно в момент произношения слов установления. Более традиционно связывать пресуществление с тем, что Сам Христос произнес эти слова во время Тайной вечери и что в молитвах благодарения, эпиклесиса и приношения во время анафоры выражается вера в пресуществление евхаристических даров.
Ключевые слова: литургия, Евхаристия, освящение, единство христиан, ассирийская церковь.
Стефано Паренти, доктор восточных церковных наук, профессор Папского литургического института Университета св. Ансельма (Рим)
Кафедральный обряд Константинополя: эволюция местной традиции
Выпуск №33, С. 73–99
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54183
В статье исследуется эволюция богослужения суточного круга в Константинополе в период после IX в., когда не только монастыри города, но также и соборные церкви следовали литургическому обряду, обозначенному как ἁγιο πολίτης, т. е. обряд святого города — Иерусалима. Только в кафедральном соборе Константинополя, в храме Святой Софии совершался обряд, называемый в источниках ἐκκλησιαστής, т. е. обряд константинопольской Великой церкви. Автор анализирует особые формы сочетания двух указанных литургических систем, обращая внимание на тенденцию сохранять обряд ἐκκλησιαστής в наиболее значимые периоды церковного года. В противоположность распространенному прежде мнению, XI в. не был периодом расцвета кафедральной традиции Константинополя, но в большей степени временем ее упадка и угасания.
Ключевые слова: богослужение, обряд, Константинополь, устав, лекционарий, Евхологий, Псалтирь, Праксапостол.
Контакты
Социальные сети