Перейти к основному содержимому

Вестник СФИ

Свет Христов просвещает всех

Литургика и сакраментология

Роберт Ф. Тафт, архимандрит
Литургия, описанная в «Мистагогии» Максима Исповедника: византийская, палестинская – или иная?
С. 9–62 
Данная статья написана в ответ на бурную реакцию, которую в среде ученых, занимающихся византийской литургикой, вызвала гипотеза Джозефа Патрича (Joseph Patrich), профессора факультета археологии Еврейского университета в Иерусалиме, что «Мистагогия» прп. Максима Исповедника может оказаться комментарием не к византийской литургии, как до сих пор было принято считать, но к иерусалимской (агиополитской) литургии Палестины, где, как нам теперь известно, прп. Максим родился и принял монашество. Тщательный анализ «Жития» прп. Максима (включая приведенные в нем свидетельства его многочисленных странствий) и сопоставление «Мистагогии» с литургией Византии и чинами агиополитской традиции, проведенные в настоящем исследовании, убедительно (если не определенно) свидетельствуют в пользу того, чтобы продолжать рассматривать «Мистагогию» прп. Максима в качестве византийского литургического комментария.
Ключевые слова: прп. Максим Исповедник, «Мистагогия», византийская литургия, песнопение «виматикион», вима, Малый вход, Великий вход.
Ольга Максимова
Литургические действия в процессе воцерковления катехуменов в III–VI веках 
С. 26-48
В III–VI вв. в период от момента принятия в катехумены до завершения светлой седмицы каждое значимое чинопоследование сопровождалось литургическими действиями. Всего выявлено использование 48 различных литургических действий. Их можно объединить в четыре группы по соотношению значимости действия и сопутствующего ему литургического текста: самостоятельные, равнозначные с сопутствующими им молитвами, вспомогательные, технические. Одно и то же действие в разных поместных традициях и чинах может относиться к разным группам. Наличие таких действий в чинопоследованиях вынуждало катехумена бодрствовать и связывало на- учение с телесными ассоциациями.  
Ключевые слова: литургические действия, жесты литургические, катехизация, телесность, богослужение, III–VI вв.
Елена-Алина Патракова
Репрезентация церковного собрания в чинах елеосвящения (на примере современной практики в Русской и Румынской православных церквах)
С. 49-58
В статье рассматривается современная практика совершения елеосвящения в Русской и Румынской православной церквах. Особое внимание автор уделяет искажениям смысла этого таинства в церковном сознании, которые в значительной степени обусловлены утратой взаимосвязи между Евхаристией и елеосвящением. Это привело к широкому распространению индивидуалистического и магически-потребительского отношения к соборованию, в котором на первый план выходит вещество таинства, а не церковное собрание. Обращение к литургическим источникам позволяет заключить, что без участия церковного собрания елеосвящение, как и другие таинства, теряет свой изначальный смысл. 
Ключевые слова: елеосвящение, церковное собрание, история богослуже- ния, Русская православная церковь, Румынская православная церковь, литургические источники, современная практика. 
Зоя Дашевская, декан богословского факультета СФИ (Москва)
Мария Феденко

Особенности совершения богослужений в практике Александро-Невского братства

С. 76-90
Статья раскрывает особенности совершения богослужений в Александро-Невском братстве. Рассмотрение чинопоследований, по которым было принято совершать богослужение в братстве, и сопоставление их с положениями Типикона позволяет выявить элементы богослужебной практики, отличавшиеся от устоявшейся практики совершения богослужений в Русской православной церкви на момент создания братства. Ключевым источником для исследования послужила переписка членов братства со своими духовными руководителями. Анализ переписки позволил выявить особенности совершения молитвы в братстве и исследовать практику участия братчиков в богослужениях суточного круга и Божественной литургии.
Ключевые слова: Александро-Невское братство, богослужение суточногокруга, литургия, чинопоследование, Типикон, Студийский устав.
Ольга Ярошевская, кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной педиатрии, Российский Национальный Исследовательский медицинский университет (РНИМУ) (Москва)
О крещении «дивесов или чуд родящихся»: проблемы крещения детей с тяжелой патологией в Требнике митрополита Петра (Могилы) и практике современной церкви
С. 61-71
В статье анализируются пояснения «О крещении младенец» и «О крещении дивес или чуд родящихся» в Требнике митр. Петра (Могилы). С одной стороны, эти пояснения наглядно свидетельствуют об искажении первоначального понимания смысла крещения и о восприятии его как магического действия, призванного обеспечить нежизнеспособному младенцу благопри- ятную участь в посмертии. С другой стороны, поднимают вопрос, на который и сегодня нет однозначного ответа — каким образом церковь может засвидетельствовать человеческое достоинство детей с крайне тяжелыми нарушениями развития.
Ключевые слова: чин крещения, митрополит Петр (Могила), крещение младенцев, тяжелые пороки развития.
Георгий Кочетков, священник, магистр (кандидат) богословия
Опыт представления таинств предкрещального покаяния и крещения в мистагогическом цикле современного оглашения
С. 9–28
Врамках мистагогического цикла катехизации при разъяснении смысла таинства просвещения в соответствии со святоотеческой традицией целесообразно указывать, что предкрещальное покаяние выступает таинственным условием полноценного вхождения в Христову церковь. Сакраментальным выражением этого воцерковления является единство таинств крещения, миропомазания и первого причащения на евхаристии. Предкрещальное покаяние, как правило, представляет собой длительный процесс обращения (возвращения) человека от жизни по логике «мира сего» к Отцу Небесному. Обновление жизни и готовность подражать Христу становятся основанием «крещения во Христа» и открывают новокрещенному благодатный путь дальнейшего освящения и преображения жизни в Церкви и мире.
Ключевые слова: мистагогия, предкрещальное покаяние, крещение, просвещение.
Марина Верховская
Личное молитвенное правило в литургической практике Русской православной церкви
С. 103–126
Статья Марины Верховской посвящена анализу последования личного молитвенного правила, принятого в Русской православной церкви, с точки зрения его структуры, состава, характера и содержания входящих в него молитв. Проведенное исследование показывает, что данное правило отражает расхождение частной молитвенной практики с принятым общецерковным порядком богослужения и имеет ряд существенных недостатков. Вопрос ежедневной молитвы православного христианина, особенно в соотнесении с молитвой Церкви, остается актуальным и требует дальнейшего пастырского, богословского, исторического и литургического исследования и осмысления.
Ключевые слова: личное молитвенное правило, ежедневная молитва, общественное и частное богослужение.
Контакты
Социальные сети