С. 9–62
Данная статья написана в ответ на бурную реакцию, которую в среде учёных, занимающихся византийской литургикой, вызвала гипотеза Джозефа Патрича (Joseph Patrich), профессора факультета археологии Еврейского университета в Иерусалиме, что «Мистагогия» преподобного Максима Исповедника может оказаться комментарием не к византийской литургии, как до сих пор было принято считать, но к иерусалимской (агиополитской) литургии Палестины, где, как нам теперь известно, преподобный Максим родился и принял монашество. Тщательный анализ «Жития» преподобного Максима (включая приведённые в нём свидетельства его многочисленных странствий) и сопоставление «Мистагогии» с литургией Византии и чинами агиополитской традиции, проведённые в настоящем исследовании, убедительно (если не определённо) свидетельствуют в пользу того, чтобы продолжать рассматривать «Мистагогию» преподобного Максима в качестве византийского литургического комментария.
Ключевые слова: прп. Максим Исповедник, «Мистагогия», византийская литургия, песнопение «виматикион», вима, Малый вход, Великий вход.