Перейти к основному содержимому

Выпуск 34 (весна 2020)

В 34-й выпуск Вестника СФИ вошли теологические исследования, статьи по патристике и истории церкви, а также обзоры, аннотации, рецензии.

ВЕСТНИК СФИ. ВЫПУСК 34

ВЕСТНИК СФИ. ВЫПУСК 34

Вестник Свято-Филаретовского православно-христианского института. Выпуск 34. М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2020. 266 с.

Содержание выпуска

Очередной 34-й выпуск «Вестника СФИ» начинается с раздела In Memoriam, посвященного памяти члена редакционного совета журнала, доктора искусствоведения Ольги Сигизмундовны Поповой. Кроме некролога опубликовано интервью о смысле и целях образования, которое Ольга Сигизмундовна дала к 25-летию Преображенского братства.

Раздел Теологические исследования представляет материалы ежегодно проводимой Свято-Филаретовским институтом научно-богословской конференции, посвященной основным темам современной православной экклезиологии. В статье профессора протоиерея Джона Эриксона исследуется экклезиологическое содержание крещения, которое, по мнению автора, могло бы существенно дополнить и скорректировать концепцию евхаристической экклезиологии в вопросе формирования церковного собрания. В статье Давида Гзгзяна рассматривается возможность распространить представление о первенстве в Церкви, основанном на приоритете любви, предложенное отцом Николаем Афанасьевым для характеристики отношений между местными церквами-общинами, на внутреннюю жизнь каждого локального христианского сообщества. Вопросу о соотношении харизматического и иерархического служений в жизни Римо-католической церкви посвящена статья итальянского теолога Альфредо Поцци «Некоторые размышления об экклезиологии II Ватиканского собора». В статье Андрея Шишкова анализируются причины кризиса современного мирового православия. Завершается раздел публикацией интервью с православными и католическими богословами, предваряющими конференцию 2020 года «Единство Церкви и церковные разделения».

Раздел Патристика представлен двумя материалами. В статье Алексея Дунаева проводится сравнительный анализ цитаты свт. Григория Паламы по его собственным рукописям и в редакции антипаламитского сборника, что приводит автора к выводу о необходимости осторожного использования сочинений Паламы в качестве первоисточника при реконструкции истории паламитских споров и паламитского богословия. В статье священника Виктора Жука сравниваются подходы православных и католических отцов к использованию воображения в молитве.

Раздел История Церкви начинается статьей Юлии Бирюковой, в которой рассматриваются взгляды и деятельность священника Владимира Востокова, лидера организованного им Братства Животворящего Креста, а также причины трансформации братства в правую националистическую партию. Статья Владимира Черняева посвящена анализу церковного и исторического значения уникального феномена XX века – Зарубежной России, которую важно не путать с Русским зарубежьем.

Раздел Обзоры, аннотации, рецензии включает обзоры богословских конференций «Перевод богослужения на русский язык: современная практика и перспективы» и «I Неплюевские чтения. Наследие Н. Н. Неплюева и дело духовного возрождения России», а также рецензию на коллективную монографию «Психология религии в России XIX – начала XXI века» (М. : Изд-во ПСТГУ, 2019).

In memoriam

Александр Копировский, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой богословия СФИ (Москва)
С. 9–10

Теологические исследования

Протоиерей Джон Эриксон, доктор канонического права, заслуженный профессор Свято-Владимирской семинарии (Крествуд, Нью-Йорк)
С. 19–45
DOI: 10.25803/SFI.2020.34.2.001
Статья посвящена изучению сущности и устройства церкви в контексте современной православной экклезиологии. Богословского определения и догмата о Церкви до сих пор не существует, но значительный вклад в осмысление этой проблемы внесли богословы XIX–XX вв. В статье анализируется сущность и влияние евхаристической экклезиологии на развитие богословского осмысления Церкви в XX в. Выявляется, что в евхаристической экклезиологии мало внимания уделяется осмыслению крещения, которое воспринимается многими современными христианами как обряд. Обращение к смыслу крещения как началу церковной жизни и вхождению в евхаристическое собрание могло бы существенно восполнить евхаристическую экклезиологию. В статье рассматривается крещение в узком и в широком смысле – как троекратное погружение в воду, сопровождаемое словами «во имя Отца и Сына и Святого Духа», и в широком смысле – как таинство Просвещения. Изучаются линейная и циклическая модели понимания крещения; анализируются различные подходы к осмыслению церковного понимания крещения в традиции церкви: св. Киприана, свт. Василия Великого и восточных отцов церкви. В заключение актуализируется эсхатологическое осмысление крещения как вхождения в тайну христианской веры в распятого и воскресшего Христа. Это целожизненная реальность, которая требует от христиан постоянного возрастания, но в полноте она может раскрыться в эсхатологической перспективе.
Ключевые слова: крещение, крещальная экклезиология, евхаристическая экклезиология, Церковь, св. Киприан, свт. Василий.
Давид Гзгзян, кандидат филологических наук, декан богословского факультета, профессор СФИ (Москва)
С. 46–60
DOI: 10.25803/SFI.2020.34.2.002
Настоящая статья отталкивается от значимого исследования протопр. Николая Афанасьева «Церковь, председательствующая в любви», где помимо давно дискутируемого соотношения «местная/универсальная экклезиология» представлена по существу новаторская трактовка примата в церкви, предполагающая фактический отказ от идеи первенства в любом его проявлении в пользу не встречавшегося до этого в академическом богословском дискурсе представления о приоритете. Приоритет по Афанасьеву оказывается исключительно духовным качеством церковного сообщества, которое преуспело более других в харизме христианского свидетельства, основанного на любви Христовой. В настоящей статье рассматривается возможность распространить представление о первенстве в Церкви, основанном на приоритете любви, предложенное протопр. Николаем Афанасьевым как характеристика отношений между местными церквями-общинами, на внутреннюю жизнь каждого локального христианского сообщества. Автор предполагает, что из приоритета любви как основания авторитетности конкретного локального сообщества относительно других, должно следовать, что внутри каждого такого собрания именно харизма любви становится основным, если не единственным критерием ее духовной зрелости и соответствия своему призванию. Превращение приоритета любви в основополагающий и сквозной принцип жизни местной церкви-общины делает необходимым, по мнению автора, внедрение в понятийный аппарат православной экклезиологии представления о «мерцающем» способе пребывания Церкви Божьей в истории, что означает несамодостаточность любой эмпирической формы церковного образования, невзирая на количественный масштаб и степень институциональной эффективности.
Ключевые слова: евхаристическая экклезиология, универсальная/местная церковь, первенство, приоритет, церковный авторитет.
Андрей Шишков, старший преподаватель кафедры внешних церковных связей и общественных наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноапп. Кирилла и Мефодия (Москва)
С. 75–95
DOI: 10.25803/SFI.2020.34.2.003
В 2018–2019 гг. мировое православие вступило в фазу тяжелого институционального кризиса, который обострил существовавшие между автокефальными церквами противоречия. В статье анализируются экклезиологические причины кризиса. Автор указывает, что в православной экклезиологии существуют, как минимум, две конфликтующие друг с другом нормативные теории, которые по-разному описывают устройство Православной церкви. В основе первой лежит принцип всеправославного единства, в основе второй – принцип независимости автокефалий. Первая модель описывает позицию Константинопольской церкви и поддерживается в основном в греческих церквах. Вторая модель описывает позицию Русской православной церкви, к которой, как правило, присоединяются так называемые новые патриархаты. В качестве одной из главных причин кризиса автор выделяет церковный децизионизм, в рамках которого невозможно примирить принципы всеправославного единства и независимости автокефалий. Характерной особенностью современного православного экклезиального ландшафта является отсутствие института права на уровне отношений между автокефальными церквами. Источником организации экклезиального порядка становится не общее для всех участников право, а ничем не ограниченная воля автокефальных церквей, которые выступают здесь в роли суверенов. В заключительной части статьи автор предлагает в качестве альтернативы контуры нормативной экклезиологической теории, опирающиеся на основные принципы республиканизма: свободу как не-доминирование и верховенство права.
Ключевые слова: экклезиология, межправославные отношения, республиканизм, децизионизм, автокефалия, первенство, свобода как недоминирование, церковное право.
Альфредо Поцци, Богословский факультет Университета Северной Италии (Милан)
С. 96–111
DOI: 10.25803/SFI.2020.34.2.004
Возвращение к библейскому понятию «народ Божий» в применении к Церкви представляет собой поворот в понимании и восприятии самой Католической церкви отцами, участвовавшими в работе II Ватиканского собора. В статье описываются основные грани этого понятия. Частью этого народа Божьего являются все те, кто составляют церковь и несут в ней различные служения, а также исполняют различные функции. Динамичное соотношение между харизматическими и иерархическими служениями должно войти в сознание всех и каждого, повлиять на увеличение роста общин и интенсивность возвещения Евангелия. Харизматические и иерархические служения — это дары, поэтому те, кто был ими одарен, не должны использовать их как инструмент власти и доминирования над братьями. Они не могут использоваться в личных целях, для укрепления малой или большой власти, но должны приближать приход Царства Божьего уже здесь на земле, полное воплощение которого произойдет только при парусии Господа Иисуса Христа.
Ключевые слова: II Ватиканский собор, Lumen gentium («Свет народам»), народ Божий, харизматические служения, иерархические служения, царство Божье.
С.112–148
DOI: 10.25803/SFI.2020.34.2.005
Публикуемая в «Вестнике СФИ» серия научно-богословских интервью предваряет ежегодную конференцию Свято-Филаретовского института, посвященную проблемам современной экклезиологии. Конференция «Единство Церкви и церковные разделения» продолжает серию богословских конференций: «Евхаристическая экклезиология сегодня: Восприятие, воплощение, развитие» (2017), «Природа Церкви и ее границы» (2018), «Служение церкви и ее устройство» (2019). В современной ситуации христианский мир сталкивается с двумя одновременно проявляющимися тенденциями: с одной стороны, церкви Востока и Запада продолжают предпринимать шаги, направленные если не на восстановление полноценного единства, то хотя бы на расширение диалога и устранение исторически накопленных стереотипов, с другой – появляются новые вызовы церковному единству, в частности, ряд недавних событий в православном мире: от неучастия нескольких поместных церквей во Всеправославном соборе – до создания новой митрополии Константинопольской юрисдикции на Украине и споров о статусе Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. В связи с этими тенденциями православным и католическим богословам были заданы вопросы о природе единства Церкви и перспективах сохранения видимого единства христианских церквей в современном мире.
Ключевые слова: единство Церкви, соборность, христианский диалог, экклезиология, филетизм, границы Церкви.

Патристика

Алексей Дунаев, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой культуры МГУ им. М. В. Ломоносова (Москва)
С. 149–168
DOI: 10.25803/SFI.2020.34.2.006
Анализируется глава, содержавшаяся в сделанном антипаламитами собрании выдержек из сочинений свт. Григория Паламы, после чтения которой на Соборе 1351 г. возникло волнение, так что прения Паламы и его оппонентов были прекращены императором. Глава дошла в сочинении Арсения Тирского, повествующем о Соборе, сохранилась также в иных произведениях антипаламитов и взята из 3-го Опровержения Паламы против Акиндина. Доказывается, что антипаламиты вслед за Никифором Григорой цитируют первоначальный текст, а дошедший в рукописях Паламы подвергся позднейшей правке с целью смягчить неосторожное выражение. Палама, в свою очередь, в первоначальном варианте текста опирался на вольно интерпретируемые им выражения из сочинений Псевдо-Дионисия Ареопагита. Приводятся иные примеры правки сочинений Паламы самим автором, выявленные современными учеными (3-е письмо к Акиндину, «Диалог православного с варлаамитом», «О Святом Духе» и др.), и делается вывод, что пользоваться сочинениями Паламы как первоисточниками при реконструкции подлинной истории паламитских споров и паламитского богословия следует с осторожностью.
Ключевые слова: поздневизантийское богословие, паламитские споры, Григорий Палама, Константинопольский собор 1351 г., «Ареопагитский корпус».
С. 169–193
DOI: 10.25803/SFI.2020.34.2.007
В статье проводится сравнение двух противоположных подходов к использованию воображения в молитве. Положительный подход проиллюстрирован при помощи метода созерцания евангельских отрывков, содержащегося в «Духовных упражнениях» св. Игнатия Лойолы. Негативный взгляд представлен учениями святого кармелита Иоанна Креста, а также исихастских авторов. Хотя между двумя подходами существуют значительные различия, есть также и общее понимание негативного аспекта, связанного с действием воображения. Однако если его оппоненты из-за риска обмана с крайним подозрением воспринимают откровения, полученные через воображение, Игнатий Лойола избирает путь тщательного различения истины и лжи при помощи соответствующих правил. Другой вывод касается той взаимодополняющей роли, которую эти противоположные взгляды могут играть 
по отношению друг ко другу. Для игнатианского созерцательного метода более явной становится необходимость подчинения работы воображения «единому духовному движению» в поиске пути следования за Христом, а также более ясное понимание опасности неосознанных проекций через воображение, если речь идет о личности, недостаточно «очищенной от страстей», и/или незрелой в психоэмоциональном плане. Для противников же использования воображения в процессе общения человека с Богом встает вопрос, как помочь верующему человеку пережить опыт глубокой и всеобъемлющей встречи со Христом Евангелий, содержащий сокровище тайн Его земной жизни.
Ключевые слова: воображение, Игнатий Лойола, Иоанн Креста, исихазм, созерцание, прелесть, молитва.

История церкви

Юлия Бирюкова, кандидат исторических наук, доцент Донского государственного технического университета (Ростов-на-Дону)
С. 194–214
DOI: 10.25803/SFI.2020.34.2.008
В статье рассматриваются взгляды и деятельность свящ. Владимира Востокова, который играл заметную роль в общественно-политической жизни белого Юга во время Гражданской войны как лидер организованного им Братства Животворящего Креста. Анализируются причины трансформации братства в православную правую националистическую партию, отношения свящ. Владимира Востокова с церковной властью на Юге России, духовенством, православной общественностью и правыми политическими силами. Его противоречивая, но, безусловно, незаурядная личность рассматривается на фоне политических процессов, протекавших в данный период. Деятельность Востокова впервые в историографии подвергается комплексному изучению и рассматривается на базе источников, основу которых составляет документация Особого совещания Добровольческой армии, Временного высшего церковного управления, Всероссийского национального центра, мемуаристика. Автор приходит к выводам, что крайности позиции свящ. Владимира Востокова, проповедуемая им идея жидомасонского заговора, желание во что бы то ни стало включить антисемитские высказывания в официальный церковный дискурс, воспринимались отрицательно. Поэтому созданное им Братство Животворящего Креста не получило поддержки высшей церковной власти белого Юга. Будучи созданным изначально для защиты веры, если необходимо даже силой оружия, братство стало приобретать черты политической организации и было замечено политическими силами правой ориентации. Вместе с тем проповеднический талант Востокова, его горячая борьба за веру и любовь к родине сделали его популярным в народе проповедником. Возможно, этому способствовал и бытовой антисемитизм казачества. Безусловно, решающее значение в судьбе Братства Животворящего Креста сыграла личность его основателя.
Ключевые слова: православное духовенство, Гражданская война, политические взгляды, белое движение, правые партии, национализм, Братство Животворящего Креста.
Владимир Черняев, кандидат исторических наук, доцент СФИ (Москва; Санкт-Петербург)
С. 215–243
DOI: 10.25803/SFI.2020.34.2.009
Статья посвящена анализу церковного и исторического значения Зарубежной России. Показано концептуальное различие понятий Зарубежная Россия и Русское зарубежье, которые часто ошибочно используют как синонимы. Зарубежная Россия была уникальным феноменом XX века. Деятельность российского Совета послов, не признавшего власть большевиков, закрепила за Парижем, главным центром интеллектуальных сил русских изгнанников, роль столицы Зарубежной России. В статье показана роль Лиги Наций и особенно Ф. Нансена и К. Н. Гулькевича в решении проблем русских беженцев, изгнанников и эмигрантов. Официальное представительство в Лиге Наций Совета послов и других русских общественных организаций и обретение своего международно признанного нансеновского паспорта означали признание де факто Зарубежной России государствами Лиги Наций. Являясь временным государственным образованием, без собственной территории, 
Зарубежная Россия имела собственный (нансеновский) паспорт, свои гимн, памятные даты и праздники. Только в Зарубежной России продолжала развитие культура Серебряного века. Особое значение в статье уделено Русской православной церкви в Зарубежной России и взаимоотношениям ее руководителей в зарубежье – митрополитов Евлогия (Георгиевского) и Антония (Храповицкого). Главную надежду на духовное преодоление политического раскола между русскими вне и внутри России философы-изгнанники связывали с Русской православной церковью. При всей своей положительной роли зарубежная Русская православная церковь, к сожалению, не смогла стать главной связующей и организующей силой Зарубежной России, в значительной мере из-за соперничества иерархов. Преодолеть свою внутреннюю политическую разобщенность и создать единую волю Зарубежная Россия оказалась не способна. Вторая и третья волны, как и новые поколения первой волны, не смогли вдохнуть силы в вымиравшую Зарубежную Россию. Исчезла Зарубежная Россия вместе с крахом коммунистической системы, которому способствовали ее противостояние и борьба. Пока исследована лишь верхушка огромного айсберга Зарубежной России. Историки лишь на подступах к этому всемирно-историческому феномену и освоению его религиозно-философского, литературного, научного, технического, художественного и архитектурного наследия. Особое внимание уделено вопросу о научной и практической ценности, значимости и пользе исследования научных проблем Зарубежной России для решения проблем мигрантов в современной России.
Ключевые слова: Русское зарубежье, Зарубежная Россия, Русская православная церковь, митрополит Антоний (Храповицкий), митрополит Евлогий (Георгиевский), Лига Наций, Ф. Нансен, К. Н. Гулькевич, русский Зарубежный съезд 1926 года

Обзоры, аннотации, рецензии

Маргарита Шилкина, кандидат философских наук, председатель оргкомитета конференции
Наталья Игнатович, исследователь деятельности Н. Н. Неплюева
С. 249–255
Ирина Буланова, кандидат психологических наук, доцент Департамента психологии ИППО МГПУ (Москва)
С. 256–260
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00