Перейти к основному содержимому

Вестник СФИ

Свет Христов просвещает всех

Теологические исследования

Современная православная экклезиология: природа Церкви и ее границы. Интервью с митр. Каллистом (Уэром), свящ. Георгием Кочетковым, прот. Валентином Асмусом, А. Г. Дунаевым, А. В. Шишковым

С. 9-37
Серия интервью, приуроченных к конференции «Современная православная экклезиология: природа Церкви и ее границы», проводимой Свято-Филаретовским православно-христианским институтом, представляет взгляды на актуальные экклезиологические проблемы представителей различных православных церквей и различных течений внутри Русской православной церкви. Богословы, мнения которых собраны в этом разделе, акцентируют внимание на разных аспектах существования Церкви, по-разному представляют возможные модели ее устроения и проницаемость ее границ. Многообразие точек зрения свидетельствует как об отсутствии единой современной православной экклезиологии, так и об актуальности сегодня вопросов, связанных с осознанием Церковью самой себя и своего места в секулярном мире в постконстантиновскую эпоху.
Ключевые слова: экклезиология, границы Церкви, соборность, церковное общение, приход, община.
Давид Гзгзян, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ (Москва)

Значение и перспективы экклезиологической теории протопресвитера Николая Афанасьева

С. 9-23
Статья рассматривает значение экклезиологической концепции протопресвитера Николая Афанасьева применительно к современному богословскому контексту. Отмечается неиспользованность как академического, так и церковно-практического потенциала евхаристической экклезиологии, а также ее неосвоенность в целом современным богословием, выражающиеся в отсутствии значительных исследований, позволяющих осмыслить значимость и перспективы концепции Афанасьева. Одновременно делается попытка продемонстрировать конструктивные возможности самой евхаристической экклезиологии, ее богословской систематизации с использованием в практических церковных целях.
Ключевые слова: евхаристическая экклезиология, церковное собрание, харизматическая община, рецепция, церковная норма, «власть любви».
Афанасиос Н. Папафанасиу, доктор богословия, Греческий открытый университет (Афины, Греция)

Христианский пост в обществе постмодерна: обсуждение критериев

С. 7-27
Статья посвящена смыслу и критериям христианского поста в современном постмодернистском обществе потребления, в котором отношение к пище во многом связано с определенным образом тела и диетами, ставшими своего рода секулярным постом в рамках «религии худобы». Автор осмысляет христианское отношение к каждому приему пищи как к акту благодарения. Пост в свою очередь рассматривается как акт, который вводит в повседневную жизнь предвкушение эсхатологической свободы от необходимости. Для христиан и пир, и пост имеют ярко выраженное общинное измерение. В статье также затрагиваются наиболее проблемные аспекты дискуссии по поводу возможного пересмотра форм и правил поста в современных условиях.
Ключевые слова: христианский пост, постмодернизм, общество потребления, экология, «химическая теология», дискуссия о пересмотре условий поста.
Петрос Василиадис, доктор теологии, профессор Нового завета Университета им. Аристотеля (Салоники)
Библейский контекст понятия «экклесия» (ἐκκλησία) и его позднейшее применение в православной экклезиологии
С. 9–29
В статье сравниваются два типа православной экклезиологии. Первая – евхаристическая / литургическая – основывается на библейском (семитском) понимании Церкви как народа Божьего, собранного вокруг Христа и призванного возвещать грядущее Царство каждый раз, когда она собирается ἐπὶ τὸ αὐτό (в одном месте), и в особенности для совершения Евхаристии. 
Вторая экклезиология – терапевтическая/катарсическая – связана с Александрийской школой богословия и рассматривает Церковь не как образ эсхатона, а как образ начала всего сущего, образ творения. В этой экклезиологии Церковь представляется отдельно от исторически существующей церковной общины – как некая совершенная и вечная Идея, а основное внимание уделяется очищению души (катарсису), избавлению от страстей, а также исцелению (терапии) падшей человеческой природы. Духовность и миссия Церкви в рамках второй экклезиологии направлены не на синергическое и пророческое предвозвещение Царства Божьего, а на спасение души каждого отдельного христианина. По мнению автора, современной церкви нужно вернуться к пророческому характеру православия, а также к основополагающей библейской традиции. 
Ключевые слова: экклезиология, образы Церкви, эсхатон, Александрийское огласительное училище, церковная община, евхаристия.
Стефано Паренти, доктор восточных церковных наук, профессор Папского университета святого Ансельма (Рим)
«Победа» литургии Иоанна Златоуста над литургией Василия Великого в церкви Константинополя
С. 9-42
DOI: 10.25803/SFI.2018.28.23042
Изучение истории богослужения ныне предполагает не только рассмотрение литургических текстов и процессов их формирования, но также исследование практики совершения богослужения, отразившейся в письменных источниках: церковных канонах, житийной литературе, проповедях и писаниях деятелей церкви, сохранивших для нас указания на особенности богослужения различных эпох и регионов. Предметом исследования в данной статье является сложный феномен православного богослужения византийского обряда. Литургия свт. Василия Великого, совершаемая ныне только десять раз в году, некогда была главной византийской литургией для воскресных и праздничных дней церковного года, но вследствие определенных обстоятельств оказалась «на вторых ролях». В течение последнего тысячелетия, напротив, бывшая некогда «запасной» и предназначавшаяся для дней седмицы литургия свт. Иоанна Златоуста постепенно вышла на «первые позиции» и стала восприниматься как главная литургия византийского обряда, о чем свидетельствуют не только перемещение ее на первое место в литургических рукописях, но и сохранившиеся косвенные свидетельства о практике ее совершения. Несмотря на неоспоримый факт перемещения литургии свт. Василия с «лидирующих позиций», причины такого изменения не становились прежде предметом историко-литургического анализа. Благодаря достижениям сравнительной литургики и сопоставлению литургических и агиографических свидетельств автор указывает на основные причины данного перемещения, связывая их не с «удобством» и краткостью чина литургии свт. Иоанна Златоуста, но с целым комплексом изменений в практике литургического благочестия, характерных для монастырей и церквей Византийской столицы.
Ключевые слова: литургия свт. Василия Великого, литургия свт. Иоанна 
Златоуста, анафора, византийский обряд, православное богослужение, 
евхологий, типикон.
Александр Марков, доктор филологических наук, профессор, РГГУ (Россия, Москва)

Полемический смысл диссертации Ханны Арендт о блаженном Августине

С. 28-38
Техника «медленного чтения» первых страниц диссертации Ханны Арендт о блаженном Августине показывает, что главная задача этой работы — по- лемика против психологизма и раннего экзистенциализма. Арендт, внешне показывая верность своему учителю Карлу Ясперсу, скрыто спорит с рядом его экзистенциалистских презумпций, доказывая, что экзистенциализм — это только частный способ концептуализировать время. Опираясь на понятие «стяжания», Арендт осмысляет время как область проекций блага, не как область переживаний и решений, но как область концептуализации надежды и спасения. Тем самым Арендт под видом экзистенциального трактата создает задел для политической философии как философии значимого этического выбора.
Ключевые слова: Арендт, Августин, Ясперс, экзистенциализм, любовь.
Иван Мезенцев, кандидат философских наук, доцент кафедры теологии Департамента философии и религиоведения Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (Владивосток)
Проблема применимости концепта «сознание» в интерпретации христианской триадологии
С. 43-60
DOI: 10.25803/SFI.2018.28.23054
В настоящей статье рассматривается проблема использования концепта «сознание» в интерпретации позднеантичной и средневековой христианской триадологии. Автор показывает, как содержание библейских, патристических и литургических текстов порождает эту богословско-философскую проблему. В статье применяется феноменологический метод: читателю предлагается изнутри проследить внутреннюю логику и проблематику тринитарного богословия. В статье раскрывается ограниченность традиционной тринитарной терминологии. По мнению автора, изложение классического богословия современным языком имеет важное теоретическое и практическое значение для формирования христианской идентичности в наши дни. В статье показано, какие концептуальные выводы следуют из последовательного развития тринитарной и антитринитарной позиции по вопросу сознания в Троице. Также подчеркивается, что при решении указанной проблемы важно понимать отличие новоевропейской интерпретации 
«сознания» от позднеантичного и средневекового понимания этого феномена. В целом, статья позволяет сделать некоторые выводы об особенностях взаимодействия церковного и секулярного языков.
Ключевые слова: Троица, триадология, ипостась, лицо, терминология, сознание, самосознание, самовластие, патристика, богословие, религиозный язык.
Виктор Александров, Ph. D. in Medieval Studies, независимый исследователь (Венгрия, Будапешт)

Епископ и священник

С. 24-45
В статье кратко рассматривается соотношение служений епископа и пресвитера в Древней церкви и возникновение из единого предстоятельского служения двух его самостоятельных степеней, которые существуют в измененном виде и поныне. Автор статьи обращает внимание на высказанное протопр. Николаем Афанасьевым мнение, что в древнейший период исто- рии церкви между служениями епископа и пресвитера не существовало харизматической разницы. Афанасьев предположил, что и нынешние служения епископа и священника представляют собой две разные ступени одного и того же предстоятельского служения. Различия между ними объясняются не благодатными дарами, получаемыми носителями этих служений при поставлении, но имеют дисциплинарный характер, т. е. принадлежат уровню церковного права. В статье указывается на некоторые ближайшие последствия такого вывода.
Ключевые слова: епископ, пресвитер, священник, предстоятель, приход, протопр. Николай Афанасьев, экклезиология.
Ольга Кузнецова, заведующий Богословским колледжем СФИ (Москва)
Признаки и границы евхаристического собрания в трудах протопресвитера Николая Афанасьева, протопресвитера Александра Шмемана и митрополита Иоанна (Зизиуласа)
С. 30–53
В статье рассматривается вопрос о признаках и границах евхаристического собрания в работах протопр. Николая Афанасьева, а также развитие его идей в трудах самых ярких последователей – протопр. Александра Шмемана и митр. Иоанна (Зизиуласа). Для Афанасьева понятие «евхаристического собрания» является центральным в построении его евхаристической экклезиологии, поэтому и решение вопроса об установлении признаков и границ этого собрания является для него ключевым. В данной работе предпринимается попытка сформулировать перечень критериев, по которым можно опознать евхаристическое собрание (все в одно место ради одного, отсутствие наблюдателей, царственно-священническое служение всех участников, дух единства и любви и т. п.). Кроме того, рассмотрение идей протопр. Александра Шмемана и митр. Иоанна (Зизиуласа) показывает, насколько по-разному они развивали идеи Афанасьева – если Шмеман сохранял преемственность основных положений о. Николая, то Зизиулас развивал свое богословие в несколько отличном и самостоятельном русле.
Ключевые слова: евхаристическое собрание, экклезиология, протопр. Николай Афанасьев, митр. Иоанн (Зизиулас), протопр. Александр Шмеман.
Диакон Василий (Карл Христиан) Фельми, доктор богословия, профессор, ординарный профессор кафедры истории и богословия христианского Востока Эрлангенского университета (Эрланген)
Действительность таинств в церквах, отделенных от православия
С. 11-18
DOI: 10.25803/SFI.2019.29.25794 
В статье рассматривается проблема признания в православных церквах действительности таинств, совершенных в неправославных церквах и сообществах. Приведен краткий обзор разных поместных православных традиций, включая богословские и иные основания по признанию тех или иных неправославных таинств. По мнению автора, существующее широкое разнообразие практик признания неправославных таинств требует большего согласования богословских, канонических, пастырских и иных аргументов, в том числе ситуационных, для выработки более единой и стройной позиции православия в этом вопросе.
Ключевые слова: богословие, экклезиология, церковные таинства, действительность таинств
Священник Георгий Кочетков, кандидат богословия, ректор СФИ
Александр Копировский, кандидат педагогических наук, доцент, профессор СФИ

Опыт раскрытия темы «Священное Писание и Священное Предание Церкви, ее писания и предания» в контексте катехизического научения современных просвещаемых

С. 38-65
Содержанием статьи является раскрытие темы «Священное Писание и Священное Предание Церкви, её писания и предания» в процессе целостного и последовательного катехизического научения современных взрослых про- свещаемых. На основании текстов Нового завета, святоотеческих творений, исследований отечественных и зарубежных богословов, а также многолетнего личного огласительного опыта, рассматриваются ключевые понятия этой темы, предлагается их детализация и систематизация. Показываются особенности связи различных пластов писания и предания с божественным Откровением и Богопознанием, указываются возможные ошибки и противоречия в их истолковании. В итоге делается вывод о необходимости донесения до катехуменов представлений о Священном Предании и Писании Церкви, её Священном писании и предании, писаниях и преданиях в их внутренней динамике и росте, а не в виде набора определений и предметов для рационального изучения.
Ключевые слова: Церковь, Священное Писание и Предание, писания и предания, божественное Откровение, Богопознание, катехизация.
Зоя Дашевская, декан богословского факультета СФИ (Москва)
Репрезентация церковного собрания в литургических действиях, молитвах и толкованиях евхаристии
С. 19-34
DOI: 10.25803/SFI.2019.29.25878
Предметом исследования в данной статье являются богословско-литургические аспекты реальности, которая описывается словосочетанием «церковное собрание», нашедшей выражение в ключевых моментах последования литургии, а именно в литургических молитвах и действиях, а также в литургических толкованиях. Автор рассматривает определенные моменты литургии, которые архим. Роберт (Тафт) называет «слабыми местами» (“soft points”), как наиболее показательные для выявления качественных характеристик литургического богослужебного собрания и в то же время подвергшиеся наибольшей редукции.
Ключевые слова: церковное собрание, евхологий, анафора, литургия, литургические действия
Петрос Василиадис, доктор теологии, профессор Нового завета Университета им. Аристотеля (Греция, Салоники)
Роль женщин в церкви, женское рукоположение и чин диаконисс: православный богословский подход
С. 66-87
В статье предпринята попытка выработать православный богословский подход к осмыслению роли женщин в церкви, их доступу к иерархическому священству и возможности возрождения чина диаконисс. Эти вопросы рассматриваются в свете богословской дискуссии последних лет, а также на основании постановлений Всеправославного собора, проходившего на острове Крит в июне 2016 г. При этом в статье подчеркивается, что остроту вопроса, в конечном счете, составляет не столько само рукоположение женщин (иными словами, не социологическая проблема и требования современности), сколько миссиологическое, литургическое, антропологическое и экологическое измерения понимания христианского священства.
Ключевые слова: женское рукоположение, чин диаконисс, Всеправославный собор, экклезиология, антропология.
Марина Наумова, проректор по общим вопросам СФИ (Москва)
Живое Предание Церкви в богословском наследии Н. П. Аксакова
С. 35-52
DOI: 10.25803/SFI.2019.29.25880
Данная статья представляет собою попытку систематизации воззрений выдающегося русского экклезиолога и канониста Н.П. Аксакова на Предание Церкви. Аксаков говорит о нем как о живом, непрерывном, едином и целостном, тождественном в веках самосознании Церкви. Задачей̆ богословской̆ науки ученый̆ считал выявление апостольского предания Церкви среди многочисленных церковных традиций. Осуществляемый̆ им научный̆ труд имел практическую задачу: добиться признания необходимости восстановления строя жизни Церкви на вечно живых и неизменных канонических началах, проистекающих из апостольского предания и свидетельствующих о соборном устроении Церкви. Указанное восстановление, по убеждению Аксакова, могло произойти только путем созыва Поместного собора, на котором через разработанную систему церковного представительства, будет представлена вся полнота Православной̆ российской̆ церкви.
Ключевые слова: Предание Церкви, каноническое право, экклезиология, Н. П. Аксаков
Катя Толстая, доктор теологии, доцент факультета теологии Свободного университета, директор Института академического исследования Восточного христианства (Амстердам)
Расчеловечение как ключ к реальному пониманию образа Божьего
С. 103–139
DOI: 10.25803/SFI.2019.30.34598
В статье я рассматриваю вызов, который феномен расчеловечения в ситуациях предельного истощения, как, например, в «доходягах» ГУЛАГа и Muselmänner Освенцима, предъявляет посттравматическим исследованиям в области философии и богословия, как и богословской антропологии, а именно учению об образе Божьем в человеке, поскольку «человеческое в человеке» (Варлам Шаламов) богословски традиционно связывалось с учением об образе Божьем. В последние годы интерес к этой доктрине возрос как в богословских – католических, протестантских и православных – кругах, так и в поле междисциплинарных исследований. В дискуссиях между западными богословами и философами представление о том, что образ Божий может быть вычленен эмпирически, или как конкретная качественная (субстанциальная) характеристика в человеке, категорически оспаривается. Мой тезис заключается, напротив, в том, что три современные интерпретационные модели человека как образа Божьего (функциональная, реляционная и динамическая) не выдерживают испытания критерием правдивой памяти жертв, свидетельствующих об эмпирической данности потери всего человеческого, и в их нынешней трактовке не могут обеспечить надежной (богословской) антропологии. Именно в свидетельствах о потере того, что традиционно понимается как образ Божий, как это ни парадоксально, подтверждается реальность образа Божьего. В этой связи я предлагаю пересмотреть старейшую, субстанциальную, модель на примере антропологии Максима Исповедника.
Ключевые слова: образ Божий, богословская антропология, расчеловечение, Шаламов, Максим Исповедник.
Лидия Крошкина
Иерархизм и старшинство в писаниях мужей апостольских
С. 53–64
Статья преподавателя СФИ Лидии Крошкиной посвящена анализу отношений пастырей и мирян в ранней церкви. Опираясь на памятники раннехристианской письменности, автор прослеживает эволюцию понятия церковного старшинства, которая изначально понималась как особая ответственность пресвитера за своих братьев и сестер, к понятию иерахизма, для которого характерны отношения соподчиненности и принципиальной отделенности пастыря от паствы. В наиболее ранних источниках критерием старшинства является подражание пастыря Господу в принятии бремени ближнего и отдаче себя и своих даров, безукоризненное, кроткое и беспорочное служение. Но уже в посланиях сщмч. Игнатия Антиохийского епископ совмещает в себе признаки и старшинства, и иерархизма. Возникает несколько искаженный образ епископа как, прежде всего, первосвященника и заместителя Христа, иерархически отделенного от народа.
Ключевые слова: иерархизм, старшинство, равенство, епископ, пресвитер, старший.
Сергей Хоружий, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института философии РАН (Москва)
О нравственной катастрофе и миссии регистратора
С. 54–94
В работе анализируется феномен антропологической катастрофы, которая совершилась в России в XX в., а также обсуждаются антропологические и социальные стратегии, возможные для человека и общества в период, непосредственно следующий за катастрофой. В центр рассмотрения ставится этический аспект катастрофы. Прослеживается процесс изменения этических установок в России, начиная с предреволюционного периода и по настоящий день. Установлено, что этот процесс носил характер серии резких смен этической модели, насильственно-нормативно диктуемых властью. Такие смены травмировали и дезориентировали нравственное сознание, постепенно лишая его чувствительности и увлекая к деградации. В качестве последних этапов процесса выделены постсоветские формации «анти-этики» 1990-х гг. и «а-этики», состояния атрофии этического сознания, – в наши дни. 
Проводится антропологический анализ состояния человека и общества после катастрофы. Выбирая за основу концепцию человека как Присутствия (она представлена, прежде всего, у Хайдеггера, а в русской философии у В. В. Бибихина), мы заключаем, что в пост-катастрофическом состоянии человек существует в ущербном модусе «расплющенного Присутствия». Примеры существования в таком модусе мы находим описанными или изображенными в современном искусстве – у Рильке, Клее, Хармса, в свидетельствах, создававшихся в концлагере. В этих примерах миссия самореализации, доступная человеку, характеризуется как особого рода экзистенциальная практика – «регистрация на краю», или «последняя регистрация», исполнители же этой миссии – «последние регистраторы». Наряду с прочими измерениями нормального присутствия, в модусе «расплющенного Присутствия» нет также и развитой этической модели, и в этом смысле, нет этики, но существует еще некоторый этос.
Ключевые слова: этика, этос, онтология, антропология, Россия, русская революция, архаизация, антропологическая катастрофа, бытие-присутствие, предельные практики, покаяние.
Протоиерей Джон Бэр, руководитель магистерской программы по теологии, профессор патристики Свято-Владимирской православной духовной семинарии (Нью-Йорк)
Научиться духовному рассуждению
С. 95–109
В своей статье, подготовленной на основе доклада на конференции “Discernimento e vita Cristiana” («Рассуждение и христианская жизнь»), проходившей в Бозе (Италия) в сентябре 2018 г., автор размышляет об актуальности такой традиционной христианской аскетической добродетели как духовное рассуждение (англ. discernment). Он утверждает, что практика рассуждения становится в современном мире не только христианской, но общечеловеческой ценностью, а научение ему – актуальной задачей для всех. Автор особенно останавливается на трех аспектах, следование которым, по его мнению, ведет к успешному научению духовному рассуждению: 1) осознание тесной связи христианина с Церковью, необходимость более глубокого вхождения в ее жизнь, понимание своего крещения как погружения в «смерть Христа», участия в евхаристии – как приобщении Его Страстям; 2) наличие эсхатологического сознания, которое становится мерилом рассуждения и задает ему верную оптику (то, каковы суть все вещи, открывается в эсхатологической перспективе); 3) возрастание в качество жизни Самого Бога, в свободу инициативы и готовности к ответу, научение через отпадения и возвращения.
Ключевые слова: духовное рассуждение, прп. Максим Исповедник, сщмч. Ириней Лионский, эсхатон, крещение, таинство смерти, евхаристия, покаяние, свобода.
Священник Манфред Дезелерс, Ph. D. in Philosophy, сотрудник отдела образования Центра диалога и молитвы в Освенциме (Освенцим)
Богоподобие массового убийцы? Бог и зло в биографии Рудольфа Хёсса
С. 140–154
DOI: 10.25803/SFI.2019.30.34613
Статья написана в рамках богословия «после Освенцима» и локализует традиционный вопрос «где был Бог в Освенциме?» до вопроса «где был Бог в жизни коменданта Освенцима?» Автор анализирует социальные, исторические, биографические, психологические условия, повлиявшие на формирование коменданта Освенцима Рудольфа Хёсса и ставит вопрос о Боге и зле в его жизни. В основу статьи положен подробный анализ автобиографии Хёсса «Моя душа. Становление, жизнь и переживания», который позволяет проследить постепенную редукцию Богосообразности во внутреннем мире Хёсса, связанную с предательством голоса сердца и заменой совести национал-социалистической идеологией, а также процесс нарастания структур зла, расщепляющих мир на внутренний и внешний и превращающих жизнь в борьбу против врагов, которых нужно подчинить или уничтожить. Богословский вопрос сохранения «образа Божьего» в человеке, ставшем массовым убийцей, автор статьи связывает с библейским понятием «сердца», экзистенциального центра человека, открытого или закрытого по отношению к Другому – Богу и человеку. 
В конце исследования формулируется антиномия между бесконечным милосердием Божьим и его абсолютной справедливостью, в свете которой может быть поставлен вопрос о судьбе преступников в эсхатологической реальности.
Ключевые слова: Рудольф Хёсс, богословие «после Освенцима», образ Божий, национал-социализм, покаяние.
Ольга Афанасьева
Эсхатологическая направленность жизни старообрядческих общин ветковского согласия
С. 65–80
Работа Ольги Афанасьевой посвящена описанию и анализу эсхатологических воззрений отдельных старообрядческих общин ветковского согласия. Поиски разрешения насущных вопросов веры в этой традиции оказались сосредоточенными на воплощении национально-религиозной идеи земного рая. Изначальная эсхатологическая направленность общинной жизни ветковских старообрядцев со временем превратилась в буквальное исполнение готовых стереотипных форм в разных областях жизни. Причиной этого стало утопическое понимание теократической идеи христианства, отождествление порядка истории, освящаемого Церковью, с мистическим порядком Царства Божьего. Поэтому разрушение сложившихся форм богопочитания расценивалось как измена Православию. Подобное миропонимание привело к полному неприятию опыта жизни других христиан, к отождествлению обряда и догмата.
Ключевые слова: эсхатология, старообрядчество, община, раскол, спасение, образование, обряд, ветковское согласие.
Давид Гзгзян, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ (Москва)
Вопрос Нидэма и антропологическое измерение библейской картины мира
С. 110–125
Автор, в целом подтверждая актуальность вопроса Нидэма, одновременно оспаривает данное им объяснение причин формирования уникальной парадигмы европейской науки, указывая на некоторую непоследовательность основной идеи Нидэма, которая предполагает в качестве основного фактора европейской научной революции концепцию Творца как целеполагающего актора, стоящего за природой. В статье также рассматривается возможность конструктивного взаимодействия двух способов понимания человеческого предназначения свыше: научного познания как прочтения книги природы, написанной Богом, с одной стороны, и эсхатологического восстановления единства Творца и твари через преображенное человечество во Христе Воскресшем – с другой.
Ключевые слова: богословие, антропология, наука, творение, призвание, воссоединение.
Федор Козырев, доктор педагогических наук, профессор Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург)
Тема вечной жизни вселенной в русском космизме
С. 126–152
Восприятие мира как живого целостного единства – общая черта софиологических мотивов русской религиозной философии и широкого научно-философского движения, известного как русский космизм. В православном богословии остро стоит вопрос об онтологическом статусе указанного единства и источника живучести космоса. В контексте обсуждения этого вопроса космизм зачастую ассоциируется с религиозным имманентизмом. В первой части статьи анализируется обоснованность такого подхода. Устанавливаются параллели между софиологией и космизмом применительно к проблеме происхождения Вселенной, ее начала во времени и конца. Выдвигается тезис о сближении религиозной и научной картины мира на почве учения о всеединстве и организмической модели Вселенной. Дается общая характеристика идейного корпуса русского космизма. Во второй части рассматриваются различные концепции вечности в их соотнесении с идеей Творения. Особое внимание уделяется динамической составляющей времени/вечности, как она представлена в учении Л. П. Карсавина о всевременности и в причинной механике Н. А. Козырева. Обсуждаются космологические и богословские следствия физики времени Н. А. Козырева, в частности, представление о том, что активные свойства времени могут выступать механизмом осуществления синергийного взаимодействия Промысла и ноосферы.
Ключевые слова: космизм, софиология, всеединство, время, вечность, причинность, негэнтропия.
Галина Шпатаковская, доктор физико-математических наук, эксперт-советник Института прикладной математики им. М. В. Келдыша (Москва)
Возможные принципы диалога естествознания и христианского богословия
С. 153–177
Проблема диалога рассмотрена в контексте существующего напряжения между научным и богословским способами познания. Используемый подход основан на анализе имеющихся в литературе размышлений на эту тему самих ученых, в основном физиков. Проведенный анализ позволил выделить объективные и субъективные трудности на пути сближения позиций двух сторон и сформулировать пять принципов диалога: соблюдение границ компетенции, ясность и прозрачность терминологии, согласие о единстве истины, необходимость совместного обсуждения аксиологических и этических проблем. Пятый принцип предполагает стремление услышать и понять другую сторону. С точки зрения предложенных принципов описан и проанализирован реальный диалог физиков и богословов, ведущийся в Свято-Филаретовском институте уже более шести лет. Идеи, высказанные физиками (как агностиками, так и атеистами) и богословами, могут быть распределены по четырем тематическим группам: христианство, Бог и человек, познание, добро и зло. Выявившиеся в процессе встреч трудности в следовании всем пяти принципам показывают, что рассмотренный диалог находится в самой начальной фазе и его дальнейшее позитивное развитие требует усилий с обеих сторон.
Ключевые слова: наука и религия, физика и богословие, концептуальный и реальный диалог.
Себастьян Пол Брок , DPhil, University of Oxford, Почетный научный сотрудник в области сирийских исследований Вольфсон-колледж (Оксфорд)
Духовные чувства и рассудительность в писаниях сирийских отцов
С. 182–201
DOI: 10.25803/SFI.2019.30.34617
В статье устанавливается специфика некоторых базовых антропологических понятий, используемых в раннесирийской христианской аскетической традиции, где основным способом описания духовной стороны жизни было уподобление ее структуры внешним органам тела, в частности органам чувств и конечностям. Так, важнейшей для описания подлинных путей и целей христианских усилий категорией оказалось «внутреннее чувство» со своим набором «органов». Это чувство вместе с духовной рассудительностью, приводимое в действие благодатью Святого Духа, позволяет правильно выстроить свою жизнь, избегая серьезных искажений.
Ключевые слова: христианская антропология, духовное чувство, внутреннее чувство, духовная рассудительность, благодать.
Давид Гзгзян, кандидат филологических наук
Экзистенциальный интерес, границы этики и трудности построения единой христианской моральной доктрины
С. 28–50 
В статье обсуждаются возможные основания и трудности построения развернутой христианской этической доктрины. В качестве исходного рассматривается так называемый экзистенциальный импульс, который мотивирует появление поведенческой стратегии, выходящей за рамки наличного существования со стандартной антитезой директивной или ситуативной морали. Однако двойственный характер результата действия экзистенциального импульса заставляет признать фундаментальную проблему содержания и границ нравственного поля. Также возникает необходимость специально рассматривать вопрос возможности построения единой системы ценностей и принципиальную преодолимость фактора ресентимента в христианском откровении.
Ключевые слова: экзистенциальный импульс, границы нравственности, ценности, ресентимент.
Контакты
Социальные сети