Перейти к основному содержимому

Теологические исследования

Выпуск №12, С. 65–80
В статье представлена попытка описания и анализа эсхатологических воззрений отдельных старообрядческих общин ветковского согласия и их осуществления на практике. При видимом расцвете и оформлении самобытной культуры: ветковской иконописи, резьбы, украшения рукописной книги и т. д., при восприимчивости к отличным от нее культурным влияниям, при способности к самоуправлению и церковной ответственности, при стремлении преображения земной реальности в возведении её к небесному идеалу, ветковские общины всё же остались привержены стереотипным формам жизни, что повлекло за собой отождествление исторического порядка с мистическим порядком Царства Божьего.
Ключевые слова: эсхатология, старообрядчество, община, раскол, спасение, образование, обряд, ветковское согласие.
Протопресвитер Виталий Боровой
Выпуск №16, С. 9–35
Статья подготовлена на основе рукописи доклада, который протопресвитер Виталий Боровой собирался прочитать на богословском семинаре в Шамбези (Швейцария) в канун празднования 1000-летия крещения Руси. В докладе рассмотрены богословские взгляды протоиерея Сергия Булгакова и философские идеи Николая Александровича Бердяева как ведущих представителей русского религиозно-философского возрождения первой половины XX века. Текст сопровождается обзором библиографии основных трудов Булгакова и Бердяева (и их исследователей). Статья представляет собой прекрасное введение в творчество рассматриваемых авторов.
Ключевые слова: Бердяев, Булгаков, богословие, философия, персонализм, экзистенциализм, коммунизм, русское религиозно-философское возрождение.
Себастьян Пол Брок , DPhil, University of Oxford, Почетный научный сотрудник в области сирийских исследований Вольфсон-колледж (Оксфорд)
Выпуск №30, С. 182–201
DOI: 10.25803/SFI.2019.30.34617
В статье устанавливается специфика некоторых базовых антропологических понятий, используемых в раннесирийской христианской аскетической традиции, где основным способом описания духовной стороны жизни было уподобление её структуры внешним органам тела, в частности органам чувств и конечностям. Так, важнейшей для описания подлинных путей и целей христианских усилий категорией оказалось «внутреннее чувство» со своим набором «органов». Это чувство вместе с духовной рассудительностью, приводимое в действие благодатью Святого Духа, позволяет правильно выстроить свою жизнь, избегая серьезных искажений.
Ключевые слова: христианская антропология, духовное чувство, внутреннее чувство, духовная рассудительность, благодать.
Выпуск №20, С. 75–90
Статья посвящена понятию всеобщего спасения (апокатастасиса) в трудах святого Иринея Лионского, Оригена и святителя Григория Нисского. Сделана попытка систематизировать сходства и различия в их подходах.
Ключевые слова: апокатастасис, Страшный суд, отцы Церкви, сотериология.
Протоиерей Джон Бэр, руководитель магистерской программы по теологии, профессор патристики Свято-Владимирской православной духовной семинарии (Нью-Йорк)
Выпуск №31, С. 95–109
DOI: 10.25803/SFI.2020.31.53298
В своей статье, подготовленной на основе доклада на конференции “Discernimento e vita Cristiana” («Рассуждение и христианская жизнь»), проходившей в Бозе (Италия) в сентябре 2018 года, автор размышляет об актуальности такой традиционной христианской аскетической добродетели как духовное рассуждение (англ. discernment). Он утверждает, что практика рассуждения становится в современном мире не только христианской, но общечеловеческой ценностью, а научение ему – актуальной задачей для всех. Автор особенно останавливается на трёх аспектах, следование которым, по его мнению, ведёт к успешному научению духовному рассуждению: 1) осознание тесной связи христианина с Церковью, необходимость более глубокого вхождения в её жизнь, понимание своего крещения как погружения в «смерть Христа», участия в евхаристии – как приобщении Его Страстям; 2) наличие эсхатологического сознания, которое становится мерилом рассуждения и задаёт ему верную оптику (то, каковы суть все вещи, открывается в эсхатологической перспективе); 3) возрастание в качество жизни Самого Бога, в свободу инициативы и готовности к ответу, научение через отпадения и возвращения.
Ключевые слова: духовное рассуждение, прп. Максим Исповедник, сщмч. Ириней Лионский, эсхатон, крещение, таинство смерти, евхаристия, покаяние, свобода.
Давид Гзгзян, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой богословских дисциплин и литургики СФИ (Москва)
Выпуск №31, С. 110–125
DOI: 10.25803/SFI.2020.31.53299
Автор, в целом подтверждая актуальность вопроса Нидэма, одновременно оспаривает данное им объяснение причин формирования уникальной парадигмы европейской науки, указывая на некоторую непоследовательность основной идеи Нидэма, которая предполагает в качестве основного фактора европейской научной революции концепцию Творца как целеполагающего актора, стоящего за природой. В статье также рассматривается возможность конструктивного взаимодействия двух способов понимания человеческого предназначения свыше: научного познания как прочтения книги природы, написанной Богом, с одной стороны, и эсхатологического восстановления единства Творца и твари через преображенное человечество во Христе Воскресшем – с другой.
Ключевые слова: богословие, антропология, наука, творение, призвание, воссоединение.
Давид Гзгзян, кандидат филологических наук
Выпуск №3, С. 25–37
Выпуск №7, С. 28–50 
В статье обсуждаются возможные основания и трудности построения развернутой христианской этической доктрины. В качестве исходного рассматривается так называемый экзистенциальный импульс, который мотивирует появление поведенческой стратегии, выходящей за рамки наличного существования со стандартной антитезой директивной или ситуативной морали. Однако двойственный характер результата действия экзистенциального импульса заставляет признать фундаментальную проблему содержания и границ нравственного поля. Также возникает необходимость специально рассматривать вопрос возможности построения единой системы ценностей и принципиальную преодолимость фактора ресентимента в христианском откровении.
Ключевые слова: экзистенциальный импульс, границы нравственности, ценности, ресентимент.
Священник Манфред Дезелерс, Ph. D. in Philosophy, сотрудник отдела образования Центра диалога и молитвы в Освенциме (Освенцим)
Выпуск №30, С. 140–154
DOI: 10.25803/SFI.2019.30.34613
Статья написана в рамках богословия «после Освенцима» и локализует традиционный вопрос «где был Бог в Освенциме?» до вопроса «где был Бог в жизни коменданта Освенцима?» Автор анализирует социальные, исторические, биографические, психологические условия, повлиявшие на формирование коменданта Освенцима Рудольфа Хёсса и ставит вопрос о Боге и зле в его жизни. В основу статьи положен подробный анализ автобиографии Хёсса «Моя душа. Становление, жизнь и переживания», который позволяет проследить постепенную редукцию Богосообразности во внутреннем мире Хёсса, связанную с предательством голоса сердца и заменой совести национал-социалистической идеологией, а также процесс нарастания структур зла, расщепляющих мир на внутренний и внешний и превращающих жизнь в борьбу против врагов, которых нужно подчинить или уничтожить. Богословский вопрос сохранения «образа Божьего» в человеке, ставшем массовым убийцей, автор статьи связывает с библейским понятием «сердца», экзистенциального центра человека, открытого или закрытого по отношению к Другому – Богу и человеку. 
В конце исследования формулируется антиномия между бесконечным милосердием Божьим и его абсолютной справедливостью, в свете которой может быть поставлен вопрос о судьбе преступников в эсхатологической реальности.
Ключевые слова: Рудольф Хёсс, богословие «после Освенцима», образ Божий, национал-социализм, покаяние.
Федор Козырев, доктор педагогических наук, профессор Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург)
Выпуск №31, С. 126–152
DOI: 10.25803/SFI.2020.31.53300
Восприятие мира как живого целостного единства – общая черта софиологических мотивов русской религиозной философии и широкого научно-философского движения, известного как русский космизм. В православном богословии остро стоит вопрос об онтологическом статусе указанного единства и источника живучести космоса. В контексте обсуждения этого вопроса космизм зачастую ассоциируется с религиозным имманентизмом. В первой части статьи анализируется обоснованность такого подхода. Устанавливаются параллели между софиологией и космизмом применительно к проблеме происхождения Вселенной, её начала во времени и конца. Выдвигается тезис о сближении религиозной и научной картины мира на почве учения о всеединстве и организмической модели Вселенной. Даётся общая характеристика идейного корпуса русского космизма. Во второй части рассматриваются различные концепции вечности в их соотнесении с идеей Творения. Особое внимание уделяется динамической составляющей времени/вечности, как она представлена в учении Льва Платоновича Карсавина о всевременности и в причинной механике Николая Александровича Козырева. Обсуждаются космологические и богословские следствия физики времени Николая Козырева, в частности, представление о том, что активные свойства времени могут выступать механизмом осуществления синергийного взаимодействия Промысла и ноосферы.
Ключевые слова: космизм, софиология, всеединство, время, вечность, причинность, негэнтропия.
Выпуск №16, С. 49–60
В статье рассматриваются некоторые оригинальные черты представлений Оригена о человеке: телесность как следствие грехопадения, идея метемпсихоза, вера в апокатастасис. Синтез античной философской мысли и зарождающегося христианского богословия – главная особенность антропологии александрийского катехета.
Ключевые слова: антропология, трихотомия, метемпсихоз, апокатастасис, космогония.
Священник Георгий Кочетков, кандидат богословия, ректор СФИ
Александр Копировский, кандидат педагогических наук, доцент, профессор СФИ
Выпуск №26, С. 38–65
Содержанием статьи является раскрытие темы «Священное Писание и Священное Предание Церкви, её писания и предания» в процессе целостного и последовательного катехизического научения современных взрослых просвещаемых. На основании текстов Нового завета, святоотеческих творений, исследований отечественных и зарубежных богословов, а также многолетнего личного огласительного опыта, рассматриваются ключевые понятия этой темы, предлагается их детализация и систематизация. Показываются особенности связи различных пластов писания и предания с божественным Откровением и Богопознанием, указываются возможные ошибки и противоречия в их истолковании. В итоге делается вывод о необходимости донесения до катехуменов представлений о Священном Предании и Писании Церкви, её Священном писании и предании, писаниях и преданиях в их внутренней динамике и росте, а не в виде набора определений и предметов для рационального изучения.
Ключевые слова: Церковь, Священное Писание и Предание, писания и предания, божественное Откровение, Богопознание, катехизация.
Александр Марков, доктор филологических наук, профессор, РГГУ (Москва)
Выпуск №23, С. 28–38
Техника «медленного чтения» первых страниц диссертации Ханны Арендт о блаженном Августине показывает, что главная задача этой работы – полемика против психологизма и раннего экзистенциализма. Арендт, внешне показывая верность своему учителю Карлу Ясперсу, скрыто спорит с рядом его экзистенциалистских презумпций, доказывая, что экзистенциализм – это только частный способ концептуализировать время. Опираясь на понятие «стяжания», Арендт осмысляет время как область проекций блага, не как область переживаний и решений, но как область концептуализации надежды и спасения. Тем самым Арендт под видом экзистенциального трактата создаёт задел для политической философии как философии значимого этического выбора.
Ключевые слова: Арендт, Августин, Ясперс, экзистенциализм, любовь.
Иван Мезенцев, кандидат философских наук, доцент кафедры теологии Департамента философии и религиоведения Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (Владивосток)
Выпуск №28, С. 43–60
DOI: 10.25803/SFI.2018.28.23054
В настоящей статье рассматривается проблема использования концепта «сознание» в интерпретации позднеантичной и средневековой христианской триадологии. Автор показывает, как содержание библейских, патристических и литургических текстов порождает эту богословско-философскую проблему. В статье применяется феноменологический метод: читателю предлагается изнутри проследить внутреннюю логику и проблематику тринитарного богословия. В статье раскрывается ограниченность традиционной тринитарной терминологии. По мнению автора, изложение классического богословия современным языком имеет важное теоретическое и практическое значение для формирования христианской идентичности в наши дни. В статье показано, какие концептуальные выводы следуют из последовательного развития тринитарной и антитринитарной позиции по вопросу сознания в Троице. Также подчёркивается, что при решении указанной проблемы важно понимать отличие новоевропейской интерпретации «сознания» от позднеантичного и средневекового понимания этого феномена. В целом, статья позволяет сделать некоторые выводы об особенностях взаимодействия церковного и секулярного языков.
Ключевые слова: Троица, триадология, ипостась, лицо, терминология, сознание, самосознание, самовластие, патристика, богословие, религиозный язык.
Аристотель Папаниколау, профессор богословия, заведующий кафедрой православного богословия и культуры, директор-соучредитель Центра православных христианских исследований Фордемского университета (Нью-Йорк)
Выпуск №35, С. 167–185
DOI: 10.25803/SFI.2020.35.3.008
Статья подготовлена на основе доклада, сделанного на XXVII Международной экуменической конференции по православной духовности «Призванные к жизни во Христе» (Монастырь Бозе, 6 сентября 2019 года). 
Статья посвящена проблеме взаимосвязи между христианским призванием и жизнью общества, которая осмысливается с привлечением понятия «секуляризм». Рассматривается, как менялось это понятие в христианскую эпоху и каково его содержание в наше время. Утверждается, что современный западный секуляризм не имеет атеистической направленности и не ставит целей искоренить религию или её маргинализировать, но что демократическое общество не может существовать без религиозного плюрализма. С точки зрения автора, позиция христианского секуляризма предполагает отказ от доминирующей роли православия в государстве, признает правовое равенство всех религий в обществе и является единственной альтернативой авторитаризму церкви, сращенной с государством. В статье предпринимается попытка доказать, что если христианское призвание состоит в теозисе, понимаемом как общение между Богом и человеком, обретаемом через умение любить, то к людям, которые не разделяют его веру, христианин должен подходить с аскетикой теозиса. Он призван трудиться во имя христианского секуляризма и общества, которое защищает и поощряет плюрализм, в том числе и нравственный плюрализм.
Ключевые слова: религия, политика, православие, общество, секуляризм, плюрализм, теозис.
Афанасиос Н. Папафанасиу, доктор богословия, Греческий открытый университет (Афины, Греция)
Выпуск №23, С. 7–27
Статья посвящена смыслу и критериям христианского поста в современном постмодернистском обществе потребления, в котором отношение к пище во многом связано с определённым образом тела и диетами, ставшими своего рода секулярным постом в рамках «религии худобы». Автор осмысляет христианское отношение к каждому приёму пищи как к акту благодарения. Пост в свою очередь рассматривается как акт, который вводит в повседневную жизнь предвкушение эсхатологической свободы от необходимости. Для христиан и пир, и пост имеют ярко выраженное общинное измерение. В статье также затрагиваются наиболее проблемные аспекты дискуссии по поводу возможного пересмотра форм и правил поста в современных условиях.
Ключевые слова: христианский пост, постмодернизм, общество потребления, экология, «химическая теология», дискуссия о пересмотре условий поста.
Выпуск №16, С. 36–48
В данной статье рассматривается антропологический синдром Homo Securitatis (человек бдительный), формирующийся в современной секулярной парадигме безопасности. Путём к исцелению от этого синдрома, особенно разрушительного для церковной жизни, может быть осмысление христианской антропологии общения.
Ключевые слова: антропология, богословие безопасности, Homo Securitatis, прот. Думитру Станилое.
Катя Толстая, доктор теологии, доцент факультета теологии Свободного университета, директор Института академического исследования Восточного христианства (Амстердам)
Выпуск №30, С. 103–139
DOI: 10.25803/SFI.2019.30.34598
В статье я рассматриваю вызов, который феномен расчеловечения в ситуациях предельного истощения, как, например, в «доходягах» ГУЛАГа и Muselmänner Освенцима, предъявляет посттравматическим исследованиям в области философии и богословия, как и богословской антропологии, а именно учению об образе Божьем в человеке, поскольку «человеческое в человеке» (Варлам Шаламов) богословски традиционно связывалось с учением об образе Божьем. В последние годы интерес к этой доктрине возрос как в богословских – католических, протестантских и православных – кругах, так и в поле междисциплинарных исследований. В дискуссиях между западными богословами и философами представление о том, что образ Божий может быть вычленен эмпирически, или как конкретная качественная (субстанциальная) характеристика в человеке, категорически оспаривается. Мой тезис заключается, напротив, в том, что три современные интерпретационные модели человека как образа Божьего (функциональная, реляционная и динамическая) не выдерживают испытания критерием правдивой памяти жертв, свидетельствующих об эмпирической данности потери всего человеческого, и в их нынешней трактовке не могут обеспечить надёжной (богословской) антропологии. Именно в свидетельствах о потере того, что традиционно понимается как образ Божий, как это ни парадоксально, подтверждается реальность образа Божьего. В этой связи я предлагаю пересмотреть старейшую, субстанциальную, модель на примере антропологии Максима Исповедника.
Ключевые слова: образ Божий, богословская антропология, расчеловечение, Шаламов, Максим Исповедник.
Выпуск №3, С. 70–79 
Сергей Хоружий, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института философии РАН (Москва)
Выпуск №31, С. 54–74
DOI: 10.25803/SFI.2020.31.53297
В работе анализируется феномен антропологической катастрофы, которая совершилась в России в XX веке, а также обсуждаются антропологические и социальные стратегии, возможные для человека и общества в период, непосредственно следующий за катастрофой. В центр рассмотрения ставится этический аспект катастрофы. Прослеживается процесс изменения этических установок в России, начиная с предреволюционного периода и по настоящий день. Установлено, что этот процесс носил характер серии резких смен этической модели, насильственно-нормативно диктуемых властью. Такие смены травмировали и дезориентировали нравственное сознание, постепенно лишая его чувствительности и увлекая к деградации. В качестве последних этапов процесса выделены постсоветские формации «анти-этики» 1990-х годов и «а-этики», состояния атрофии этического сознания, – в наши дни. 
Проводится антропологический анализ состояния человека и общества после катастрофы. Выбирая за основу концепцию человека как Присутствия (она представлена, прежде всего, у Хайдеггера, а в русской философии у Владимира Вениаминовича Бибихина), мы заключаем, что в пост-катастрофическом состоянии человек существует в ущербном модусе «расплющенного Присутствия». Примеры существования в таком модусе мы находим описанными или изображёнными в современном искусстве – у Рильке, Клее, Хармса, в свидетельствах, создававшихся в концлагере. В этих примерах миссия самореализации, доступная человеку, характеризуется как особого рода экзистенциальная практика – «регистрация на краю», или «последняя регистрация», исполнители же этой миссии – «последние регистраторы». Наряду с прочими измерениями нормального присутствия, в модусе «расплющенного Присутствия» нет также и развитой этической модели, и в этом смысле, нет этики, но существует еще некоторый этос.
Ключевые слова: этика, этос, онтология, антропология, Россия, русская революция, архаизация, антропологическая катастрофа, бытие-присутствие, предельные практики, покаяние.
Галина Шпатаковская, доктор физико-математических наук, эксперт-советник Института прикладной математики им. М. В. Келдыша (Москва)
Выпуск №31, С. 153–177
DOI: 10.25803/SFI.2020.31.53308
Проблема диалога рассмотрена в контексте существующего напряжения между научным и богословским способами познания. Используемый подход основан на анализе имеющихся в литературе размышлений на эту тему самих учёных, в основном физиков. Проведённый анализ позволил выделить объективные и субъективные трудности на пути сближения позиций двух сторон и сформулировать пять принципов диалога: соблюдение границ компетенции, ясность и прозрачность терминологии, согласие о единстве истины, необходимость совместного обсуждения аксиологических и этических проблем. Пятый принцип предполагает стремление услышать и понять другую сторону. С точки зрения предложенных принципов описан и проанализирован реальный диалог физиков и богословов, ведущийся в Свято-Филаретовском институте уже более шести лет. Идеи, высказанные физиками (как агностиками, так и атеистами) и богословами, могут быть распределены по четырём тематическим группам: христианство, Бог и человек, познание, добро и зло. Выявившиеся в процессе встреч трудности в следовании всем пяти принципам показывают, что рассмотренный диалог находится в самой начальной фазе и его дальнейшее позитивное развитие требует усилий с обеих сторон.
Ключевые слова: наука и религия, физика и богословие, концептуальный и реальный диалог.
Юлия Штонда, кандидат филологических  наук, редактор «Вестника СФИ» (Москва; Воронеж)
Выпуск №35, С. 206–225
DOI: 10.25803/SFI.2020.35.3.010
Дитрих Бонхёффер (1906–1945) – известный немецкий теолог, участник движения немецкого Сопротивления, погибший в нацистском концлагере. В его теологических письмах, адресованных другу и пастору Эберхарду Бетге, зарождается богословская концепция «безрелигиозного христианства». Сформулированная лишь эскизно в личных дружеских письмах, концепция стала весомым вкладом в развитие западного богословия XX века. В статье раскрывается значение исследуемой концепции как призыва, обращённого к церкви и имеющего в своей основе служение христианской церкви в современном мире, ставшем безрелигиозным. Содержание концепции раскрывается в ряде тезисов, сформулированных в теологических письмах: во-первых, религиозность определяется как индивидуальное и метафизическое понимание христианской жизни; во-вторых, утверждается, что верующие познают трансцендентность Бога через общение с ближними; в-третьих, по мнению Бонхёффера, современный мир стал зрелым (совершеннолетним) и научился отвечать на самые сложные вопросы, не прибегая к Богу. Поэтому церковь должна научиться жить в безрелигиозном мире по образу общины служащей. Для этого необходимо возрождение катехизации, т. е. последовательное вхождение новых членов в таинственное и догматическое учение Церкви, с одной стороны, и внешняя открытость христианской общины для свидетельства о Христе – с другой.
Ключевые слова: христианская община, эпистолярий, немецкая теология, движение Сопротивления, безрелигиозное христианство, Бонхёффер.
Выпуск №31, С. 178–188
DOI: 10.25803/SFI.2020.31.53313
«Вестник СФИ» планирует публиковать на своих страницах наиболее интересные материалы семинара «Физика и богословие», методологические основания которого изложены в статье Галины Шпатаковской «Возможные принципы диалога естествознания и христианского богословия». Серию публикаций мы начинаем интервью с инициатором и постоянным участником этого семинара ректором СФИ священником Георгием Кочетковым.
Ключевые слова: наука, богословие, теории происхождения вселенной, Откровение, познание.
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2990 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22 октября 2021 года
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00