Aнтоний Миронович, доктор исторических наук, профессор, Белостокский университет (Белосток, Польша)
С. 74–92
DOI: 10.25803/26587599_2022_41_74
В статье рассматривается система православного образования в Польше в межвоенный период между двумя мировыми войнами. Дается краткий обзор наиболее значимых учебных заведений Православной церкви для духовенства и мирян, существовавших на территории Польши в XIX веке. до восстановления независимости Польши. Дается характеристика условий для развития православного образования, существенно изменившихся после 1918 года. Изучаются особенности взаимоотношений духовных школ и светских властей; рассматривается, как менялась организация работы семинарий во время школьной реформы 1932 года. На основании архивных источников описывается положение дел в православных семинариях в Вильно и Кременце; особое внимание обращается на проблемы национальной идентичности учащихся и стратегию полонизации духовных школ, проводившуюся польским правительством. Наиболее болезненным был процесс ревиндикации — возвращение храмов первому владельцу, согласно которому многие храмы перешли в ведение Римско-католической церкви или были разрушены. Вторая часть статьи посвящена теологическому факультету Варшавского университета, выпускники которого служили на православных приходах и сами становились преподавателями в православных духовных учебных заведениях. Основанием для начала работы факультета стал проект открытия высшего учебного заведения с целью обучения духовенства, представленный в 1921 году в министерство народного образования Польши митр. Георгием (Ярошевским). Факультет открылся 8 февраля 1925 года и просуществовал до 1939 года. Восстанавливаются преподавательский состав, предметно-содержательная сторона преподавания, влияние традиций духовного образования разных поместных церквей. Среди выпускников факультета выдающиеся специалисты по истории, богословию, догматике и другим теологическим дисциплинам. Высокий образовательный и культурный уровень православного духовенства является следствием сохранившейся системы православного духовного образования. Во II Речи Посполитой, несмотря на государственную политику полонизации, было открыто больше возможностей получения православного образования, чем в Советском союзе. Однако проблема преподавания православной религии в школах в межвоенный период не была решена.
Ключевые слова: история церкви, православное образование, духовная семинария, теологический факультет, реформа Енджеевича, Варшавский университет