Перейти к основному содержимому

Религиозная философия

Выпуск №31, С. 204–234
DOI: 10.25803/SFI.2020.31.53353
В статье представлены результаты исследования принципов просвещения и образования, характерных, по мнению А.С. Хомякова и И.В. Киреевского, для русской культурной традиции. Основатели славянофильства выявляют и описывают российский тип просвещения в его соотношении с просвещением европейским. Важным для обоих мыслителей положением является не противостояние господствующему в европейской науке и образовании типу мысли, но желание обратить внимание российского общества на многообразие и ценность отечественной духовной и интеллектуальной культуры, органично сложившейся в многовековой истории России. По мнению автора, Хомяков и Киреевский выделяют три принципа, характерные для российского просвещения: равновесие убеждений и строя жизни, цельность человека в единстве веры и разума, церковность. Свои идеи Хомяков и Киреевский, как и их последователи, развивали не только в теоретических работах, но и в практической деятельности.
Ключевые слова: славянофилы, просвещение, образование, наука, теология, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский.
Давид Гзгзян, кандидат филологических наук
Выпуск №14, С. 9-28
В статье обозреваются причины, истоки и проблемы построения аксиологической этики усилиями ее основоположников — М. Шелера и Н. Гартмана. Особое внимание уделено трудностям обоснования универсального характера предлагаемой ценностной иерархии и классификации ценностей.
Ключевые слова: ценности, иерархия ценностей, ценностная модальность.
Григорий Гутнер, доктор философских наук
Выпуск №10, С. 11-34
Гносеологической проблематике посвящена статья заведующего кафедрой Григория Гутнера: в ней описывается метод идеального конструирования как способ постижения сверхчувственной реальности, в том числе и самого Бога. Дополняет ее статья Татьяны Панченко, посвященная интуитивной и даже мистической составляющей познания, присутствующей во всей традиции европейской мысли. Автор находит интересные взаимосвязи между метафизикой Декарта и Спинозы и русской метафизикой всеединства. Особое внимание уделяется Семену Франку.
Ключевые слова: метафизика, идеальное конструирование, ясность, тотальность.
Григорий Гутнер, доктор философских наук
Выпуск №14, С. 29–53
Эта статья продолжает исследование феномена секулярной метафизики [1]. Она рассматривается как особое предприятие разума, стремящегося к совершенной ясности. В работе изучается метафизический проект Б. Спинозы. Этот мыслитель, следуя Декарту, расширяет методы естествознания на умопостигаемую сферу, стремясь обрести совершенное понимание мира, человека и Бога.
Ключевые слова: метафизика, идеальное конструирование, ясность, тотальность.
Выпуск №7, С. 51–73 
Рассматривается рождение новой познавательной стратегии и соответствующей картины мира в ходе научной революции XVII века. Основой этой стратегии является идеальное конструирование, осуществляемое посредством математики. Последнее рассматривается как альтернатива качественному идеальному конструированию, характерному для Аристотеля и позднего средневековья. Математизированные идеальные конструкции создают особый способ понимания мира, основанный на разворачивании исходной теоретической схемы, в рамках которой задана связь простейших идеальных объектов, доступных числовому описанию.
Ключевые слова: математическое естествознание, идеальное конструирование, метод, мысленный эксперимент, ясность.
Выпуск №16, С. 63-82
Секулярная и постсекулярная мысль в статье сопоставлены с русской религиозной философией. Показано, что постсекулярная интерпретация религии противоположна ее пониманию, развитому в русской религиозной философии. Однако она также противоположна и секулярному пониманию религии. Эта парадоксальная ситуация проясняется, если обратить внимание на сходство между проектом, предложенным русскими философами, и секулярным проектом. Оба эти проекта стремятся к тотальности. Они противостоят друг другу, поскольку пытаются найти эту тотальность на разных основаниях. Секулярная рациональность ищет тотальности разума. Русская философия пытается включить разум в религиозную тотальность. В отличие от обоих, постсекулярный проект отказывается от тотальности вообще и пытается найти единство иного рода. Основным концептом этого проекта является дополнительность. Он подразумевает партнерство различных дискурсов, дополнительных друг к другу. 
Ключевые слова: секулярный, постсекулярный, религия, единство, тотальность, дополнительность, дискурс.
Григорий Гутнер, доктор философских наук
Выпуск №16, С. 113-117
Лидия Крошкина, старший преподаватель, СФИ (Москва)
Выпуск №24, С. 124-135
Статья является результатом исследования понятия «новый», «новизна» в богословском, агиографическом, публицистическом, поэтическом и художественном наследии матери Марии (Скобцовой), а также в ее жизни и церковном служении. Главный вопрос статьи — что нового своей жизнью и творчеством сказала прпмц. Мария, каков ее новый ответ на вызовы своего времени. В статье анализируются наиболее значимые письменные труды матери Марии в контексте преемственности русской религиозной мысли. Идея осуществления соборности и проекции на все сферы жизни и деятельности христиан является ключом к пониманию новизны в жизни и творчестве матери Марии.
Ключевые слова: новизна, Церковь, «Православное Дело», соборность, осуществление, общая жизнь.
Александр Медведев, кандидат филологических наук, доцент, ТюмГУ (Тюмень)
Выпуск №24, С. 101-123
В статье рассматривается диалог матери Марии с крупнейшим представителем нового религиозного сознания начала ХХ в. В.В. Розановым. Полемика матери Марии с Розановым раскрывается в широком историко-культурном контексте (Гоголь, Достоевский, Леонтьев, Мережковский, Бердяев). Выявлены ключевые проблемы, ставшие предметом диалога матери Марии с Розановым: соотношение христианства и мира, христианского аскетизма (церковный нигилизм, монофизитски отрицающий «мир») и гуманизма («розовое христианство»), и вытекающий из этого вопрос о социальном служении Церкви. Розанов и мать Мария предстают как продолжатели зосимовской традиции христианского гуманизма — христианства человеколюбивого, открытого миру и направленного на служение ему.
Ключевые слова: мать Мария (Скобцова), Розанов, Достоевский, Леонтьев, аскетизм, христианский гуманизм, социальное служение Русской православной церкви.
Выпуск №14, С. 54-64
В статье предпринята попытка показать смысл понятий «Бог» и «человек» в творчестве двух известных писателей, философов, мыслителей – Н. Ф. Федорова и А. П. Платонова. Николай Федорович Федоров был верующим человеком, его философские взгляды повлияли на молодого Андрея Платонова, чья литературная деятельность начиналась в революционную эпоху, когда духовные основания жизни подвергались сомнению, перепроверке.
Ключевые слова:  Н. Ф. Федоров, А. П. Платонов, проблемы мистики, Бог, человек.
Выпуск №20, С. 51-74
В статье анализируется концепция дружбы (или филической любви), представленная Павлом Флоренским в книге «Столп и утверждение истины». Он противопоставляет ее популярной в начале ХХ в. теории аскетического эроса как пути к индивидуальному бессмертию. Флоренский рассматривает дружбу как онтологическую реальность, открывающую возможность преображения человеческой природы.
Ключевые слова: дружба (филия), эрос, ага пе, личность и вещь, единосущность и подобосущность, кеносис, много-единое существо, «молекула любви», Церковь. 
Татьяна Панченко, кандидат философских наук
Выпуск №10, С. 35-60
Семен Франк относит себя к традиции христианского платонизма; он уверен, что всякая истинная философия начинается с мистического опыта Божественного всеединства. Философия и есть собственно исповедь о пережитом, попытка рационального выражения сверхрационального опыта. Концепция Всеединства С. Франка выросла из мистической интуиции, которую он испытал, работая над своей первой книгой «Предмет знания». Последующие почти сорок лет жизни были посвящены попыткам углубиться в открывшееся ему Непостижимое. В статье прослеживаются основные вехи духовного пути великого философа.
Ключевые слова: русская религиозная философия, христианский платонизм, мистическая интуиция, онтологическое доказательство бытия Божия, теодицея, философия Всеединства.
Выпуск №16, С. 83-99
В статье обсуждается, в каком смысле великие культурные эпистемы – такие, как сакральная эпистема христианского Средневековья и секулярная эпистема Европы Нового времени, – могут быть названы тотальными или репрессивными. При этом секуляризация понимается как локальный исторический процесс, имеющий не только временные, но и географические пределы. С начала ХХI века идет широкая дискуссия о постсекуляризме, приходящем якобы на смену секуляризму. Автор пытается показать, в сколь узком смысле это утверждение справедливо. Оспаривается мнение Г. Б. Гутнера о том, что теория дискурса Ю. Хабермаса являет собой новый глобальный – постсекулярный – проект, преодолевающий тотально-репрессивный характер предшествующих культурных эпистем.
Ключевые слова: тотальность, сакральная и секулярная эпистемы, постмодернизм, постсекуляризм.
Выпуск №29, С. 129–150
DOI: 10.25803/SFI.2019.29.25886
В статье рассмотрен философский контекст книги Г. Б. Гутнера в связи с ее центральным тезисом о неутилитарном начале научной практики, проявляющем себя как удивление. Последнее понято не как психологическое состояние, но как недоумение, вызванное сложностью и непрозрачностью объекта, не укладывающегося в создаваемые ученым модели. Это недоумение чревато превращением инструмента теории в объект исследования. В статье показано, что этот подход к научной деятельности в корне противоречит тому утверждению примата практики над теорией, которое определяет оценку научных достижений, начиная с Нового времени и до сегодняшнего дня. Мысль Гутнера идет вразрез как с позицией так называемых новых реалистов, так и с радикальным конструктивизмом, подкрепленным эволюционной эпистемологией. В высшей степени оригинальна в книге также скрытая полемика с Хайдеггером и Витгенштейном, как и те «образы удивления», которые явлены такими выдающимися мыслителями как Эвклид, Платон, Кант, Декарт, Эйнштейн, Гейзенберг. В конце статьи рассмотрен еще один важный аспект книги Г. Б. Гутнера – его понимание специфики религиозных практик, их несводимости ни к объяснительным теориям, ни к инструктирующим ритуалам. Хотя религиозные практики, уже в силу этого, отличны от исследовательских, их объединяет отношение к реальности как чуду, которое открывается благодаря экзистенциальному балансированию на грани веры в него и удивления, что оно действительно происходит.
Ключевые слова: познание, реализм, конструктивизм, реальность, чудо, религия, Г. Б. Гутнер
Андрей Тесля, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Академии Кантиана ИГН БФУ им. И. Канта (Калининград)
Выпуск №31, С. 189–203
DOI: 10.25803/SFI.2020.31.53350
Политическая теория славянофилов за последние десятилетия сравнительно редко делалась предметом специального анализа – нередко воспроизводятся традиционные историографические суждения, не отражающие ни введенные за минувшие годы новые источники по теме, ни результаты разработки смежных тем. Целью данной статьи является рассмотрение ряда сюжетов, позволяющих уточнить характеристику политических воззрений Ивана Васильевича Киреевского (1806–1856). Будучи одним из виднейших деятелей славянофильского направления, он привлекает внимание преимущественно своими философскими и отчасти богословскими воззрениями. Никоим образом не оспаривая эту точку зрения, автор статьи представляет краткую характеристику его политических воззрений зрелого периода (с конца 1830-х гг.). В текстах этого времени Киреевский предстает как политический теоретик, внимательный к понятийному ряду, занимающий к 1855 г. консервативно-либеральную, ориентированную на англофильскую традицию, националистическую позицию. Особенный интерес представляет позиция Киреевского по отношению к «закону» и «законности» – в отличие от возобладавшей в интерпретации славянофильства аксаковской линии, пренебрегающей формальной законностью и склонной едва ли не противопоставлять ее справедливости (в дихотомии «правды внешней» и «правды внутренней»), Киреевский отстаивает единство справедливости и законности.
Ключевые слова: история русской общественной мысли, национализм, политическая теория, русский либерализм, славянофильство.
Владислав Шапошников, кандидат философских наук
Выпуск №16, С. 100-112
Работа представляет собой полемическую реплику на статью Г. Б. Гутнера «Секулярность, постсекулярность и русская религиозная философия». В центре обсуждения находится проблема соотношения тотальности и сетевого типа целостности, в связи с чем предлагается понимание секуляризации как попытки сменить тип целостности с первого на второй. Современным воплощением секулярного мышления представлен натуралистический проект, не получивший, к сожалению, освещения в обсуждаемой статье. Отстаиваемой Г. Б. Гутнером концепции дополняющих друг друга дискурсов противопоставляется другой проект. Он состоит в поиске конкретной теоретической схемы, позволяющей сочетать противоположные типы целостности (сетевую и тотальность) без подавления одной из них другою. В этой связи ставится под сомнение интегральная оценка русской религиозной философии как полностью находящейся в рамках парадигмы тотальности и обсуждается дальнейшая ее судьба.
Ключевые слова: тотальность, целостность, фрагментарность, сетевой тип целостности, предопределенность и свобода, секулярность, натуралистический проект, русская религиозная философия.
Контакты
Лицензии

Свидетельство о государственной аккредитации № 2015 от 16 июня 2016 года
Лицензия № 2051 Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.04.2016
Представление Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии № 09-5635-5 от 21.01.2009

Все документы
Реквизиты СФИ

ИНН: 7701165500, КПП: 770101001
Код ОКТМО 45375000
ПАО Сбербанк
P/сч: 40703810838120100621
К/сч: 30101810400000000225
БИК: 044525225

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00