Перейти к основному содержимому

Вестник СФИ

Свет Христов просвещает всех

Выпуск 32 (осень 2019)

В 32-й выпуск Вестника СФИ вошли статьи по библеистике, теологии культуры, социологическим аспектам религиозного опыта, а также обзоры, аннотации, рецензии.

Содержание выпуска

32-й выпуск Вестника СФИ начинается разделом Библеистика, включающим три оригинальных исследования. Статья Марии Юровицкой посвящена различным группам нетривиальной лексики, используемым в греческом переводе книги Исайи. Глеб Ястребов анализирует современное состояние гипотезы Вайса-Швейцера, трактующей Иисуса Христа как апокалиптического пророка. Автор третьей статьи раздела Алексей Сомов полагает, что евангелист Матфей мог рассматривать воскресение Иисуса и воскресение святых в Мф 27:52-53 как индивидуальное воскресение праведных, которое является исполнением обетования о воскресении мучеников.

Раздел Теология культуры начинается статьей Веры Поцци, в которой С.С. Аверинцев и О.А. Седакова представлены как «публичные интеллектуалы», общественное служение которых связано с пониманием культуры как paideia, т.е. живой традиции, которую необходимо передавать не только в академической, но и в публичной сфере. В статье Юлии Балакшиной на основании работ Аверинцева разных лет формулируются основные принципы герменевтики филолога, делается предположение, что своеобразие его герменевтического метода связано с влиянием традиции восточного христианства. Профессор протопресвитер Джон Эриксон, опираясь на труд П. Рикёра «Память, история, забвение», размышляет о трансформации исторического нарратива в эпоху постмодерна и об ответах христианства на вызов конца истории.

Раздел Социологические аспекты религиозного опыта представлен двумя исследованиями. Автор первого из них, Дэвид Мартин ставит ряд проблем и вопросов, предлагающих задуматься о реальном соотношении религии и секуляризма в современном мире, и показывает направления, в которых это взаимодействие может носить не конфронтирующий, а конструктивный характер. Статья Бориса Сажина посвящена религиозному нонконформистскому движению «неплательщиков», возникшему на Урале в 60-е годы XIX века.

Заключительный раздел номера Обзоры, аннотации, рецензии включает обзор международной конференции «Locating European Missions: in a wounded world in deep transformation. Место миссии в Европе: миссия в израненном мире, переживающем глубинные трансформации», а также рецензии на книги Н.В. Воробьевой (Патриарх Никон: власть, вера, образ. М., СПб., 2019); Г. В. Вдовиной (Интенциональность и жизнь : Философская психология постсредневековой схоластики. М., СПб., 2019) и сборник «Православные братства в истории России : К 100-летию воззвания патриарха Тихона об образовании духовных союзов» : В 2 ч. М., 2018. 

Библеистика

Мария Юровицкая, старший преподаватель Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ (Москва)
Проблемы лексикографии книги Исайи в Септуагинте
С. 9–28
В статье рассматривается несколько групп нетривиальной лексики книги Исайи в Септуагинте: транслитерации (записанные греческими буквами древнееврейские имена и названия, религиозные термины и слова, непонятные переводчику, а также арамейские заимствования); неологизмы (слова, не зафиксированные нигде, кроме Септуагинты и связанных с ней текстов, прежде всего, семантические кальки, основанные на поморфемном переводе с древнееврейского) и семантические неологизмы (слова, употребляющиеся в значении, отличном от их наиболее частотного употребления в классических и эллинистических текстах и зависимом от еврейского эквивалента); лексика, характерная для папирусов и надписей; литературная лексика и риторические приемы, характерные для «высокой» классической литературы.
В связи с каждой из групп кратко охарактеризованы проблемы, наиболее обсуждаемые в научной литературе, посвященной этой книге: основные подходы к описанию греческого языка Септуагинты; вопрос о влиянии греческого Пятикнижия на лексический выбор переводчика Исайи; проблема отражения разговорной нормы александрийских евреев и близости языка Септуагинты к языку документальных источников этого же периода; возможное арамейское влияние; дискуссии о том, кем был переводчик Исайи.
Ключевые слова: Библия, Ветхий завет, Септуагинта, книга Исайи, древнегреческий язык, койне.
Глеб Ястребов, старший преподаватель СФИ (Москва)
Иисус как апокалиптический пророк (гипотеза Вайса-Швейцера): критическая оценка и перспективы
С. 29–47
Согласно гипотезе Вайса-Швейцера, Иисус был апокалиптическим пророком. Она оставалась магистральной до последних десятилетий XX в., но затем встретила серьезные вызовы (главным образом, в «Семинаре по Иисусу»). Но как показывает анализ, основные аргументы ее критиков несостоятельны. (1) Евангелие от Фомы не является сильным доводом в пользу неапокалиптического Иисуса, ибо его Иисус далек от правдоподобного иудейского контекста. (2) Стратификация Q по Клоппенборгу сомнительна. (3) Сосуществование апокалиптических материалов с сапиенциальными естественно в устах апокалиптиста. (4) Речения о будущем Сыне Человеческом могут быть частично достоверными. Более того, вопреки скепсису ряда ученых, логии о сроках эсхатона (Мф 10:23; Мк 9:1; 13:30) отражают ipsissima vox Иисуса, хотя и не его ipsissima verba.
Ключевые слова: Иисус, поиск исторического Иисуса, Новый завет, евангелия.
Алексей Сомов, кандидат теологии, доцент кафедры Священного писания и библейских дисциплин СФИ; консультант переводческих проектов Института перевода Библии; старший научный сотрудник Лаборатории востоковедения и сравнительно-исторического языкознания ШАГИ ИОН РАНХи ГС при Президенте РФ (Москва)
Индивидуальное воскресение праведников в Новом завете: Мф 27:52–53
С. 48–66
В раннеиудейской литературе можно выделить, по крайней мере, три различных типа воскресения. Два из них эсхатологичны: воскресение праведников в конце времен и всеобщее воскресение праведников и грешников перед последним Судом. В третьем типе воскресения эсхатологический аспект обычно эксплицитно не подчеркивается. Его можно назвать индивидуальным воскресением, обещанным мученику или небольшой группе мучеников, претерпевших смерть за верность Господу. Наиболее яркий пример этого – 2 Макк 7, где такое воскресение подчеркнуто телесно и эксплицитно связано с мученичеством. В Новом завете к этому типу можно отнести воскресение Иисуса, воскресение святых в Мф 27:52–53 и воскресение двух свидетелей Христовых в Откр 11:3-12. Статья анализирует отрывок Мф 27:52-53, который до сей поры серьезно не обсуждался в контексте индивидуального воскресения.
Автор статьи полагает, что Матфей рассматривал воскресение Иисуса и воскресение святых именно как индивидуальное воскресение праведных. Они связаны друг с другом как исполнение обетования о воскресении мучеников. Поскольку Матфею было важно представить историю жизни Иисуса в контексте исполнения мессианских пророчеств, он мог очень серьезно относиться к обещанию воскресения мученикам и считать, что если Иисус воскрес как мученик, другие мученики также должны воскреснуть. Их можно было бы соотнести с мучениками из 2 Макк 7, которые были похоронены, согласно ранним преданиям, рядом с Иерусалимом. Не исключено, однако, что Матфей мог и не иметь в виду конкретных мучеников, но для него было важно исполнение обетования о воскресении как таковое.
Ключевые слова: иудаизм, Новый завет, эсхатология, воскресение, Иисус, Маккавеи, праведник, мученик, святые.

Теология культуры

Вера Поцци, кандидат философских наук, научный сотрудник НИУ ВШЭ (Москва)
Культура как paideia. Сергей Аверинцев и Ольга Седакова: путь к современному христианскому гуманизму
С.67–87
Задача настоящей статьи – показать в новом свете фигуры филолога Сергея Аверинцева и его ученицы поэта Ольги Седаковой, представив их как «публичных интеллектуалов». Поскольку подобное определение может показаться парадоксальным по отношению к этим русским интеллектуалам, деятельность которых во многом связана с «альтернативной» культурой постсоветской эпохи, в первой части статьи излагаются их интеллектуальные биографии: внимание сосредоточено на аспектах их публичного поведения, доказывающих основную мысль данной статьи. Суть их интеллектуального служения связана с пониманием культуры как paideia, т. е. живого слова, которое необходимо передавать не только в академической, но и в публичной сфере. Восстановление разрушенных связей с источниками культуры (как христианскими, так и секулярными), напоминающее деятельность гуманистов в XIV и XV вв., для Аверинцева и Седаковой было главной задачей культуры. Иными словами, они стремились предложить все богатство традиции, находя для этого новые слова, предоставляя человеку возможность заново открыть собственную ценность, открыться Иному и трансцендентному. Статья основана на текстах выступлений, гомилиях и докладах, которые звучали в неакадемическом контексте и которые до сих пор практически не учитываются в публикациях, посвященных Аверинцеву и Седаковой.
Ключевые слова: Сергей Аверинцев, Ольга Седакова, публичные интеллектуалы, христианский гуманизм, культура, paideia, традиция.
Юлия Балакшина, доктор филологических наук, ученый секретарь СФИ; доцент РГПУ им. А.И. Герцена (Москва; Санкт-Петербург)
Герменевтика С.С. Аверинцева: истоки, принципы, своеобразие
С.110–127
В статье на основании работ Аверинцева разных лет формулируются основные принципы герменевтики филолога: принцип «большого контекста», принцип «взаимоосвещения эпох», антропологический принцип, принцип сверхдискурсивного языка, принцип личностного общения, принцип смысловой вертикали («“спускание” к непосредственной реальности текста с другой высоты»). Делается предположение, что своеобразие герменевтического метода Аверинцева связано с влиянием на него традиции восточного христианства, в частности, трудов прп. Исаака Ниневийского, прп. Ефрема Сирина, свт. Григория Богослова, описавших опыт мистического богопознания. Стихотворение «Благовещение» рассматривается как образ того познания-понимания, которое Аверинцев предлагает как альтернативу традиционным герменевтическим процедурам. Путь к глубине и ясности смысла начинается с внешней аскетики, отказа познания и понимания, приходящих через земные чувства. Следующим этапом понимания становится внутренний подвиг сосредоточенности, особая дисциплина ума. Только чистый, сосредоточенный, целомудренный ум способен созерцать логосы вещей мира, сокрытые от профанного взора. Так человек готовит себя к диалогу, который для Аверинцева всегда был основой подлинного понимания. В данном случае это тот диалог, который лежит в основании мира и является пра-образом всех последующих диалогов – диалог Творца и творения. Традиционный путь мистического познания включает в себя κάθαρσις (очищение), φωτισμός (озарение), τελείωσις (созерцание). Описанный С.С. Аверинцевым в стихотворении «Благовещение» путь познания-понимания вполне может быть соотнесен с этой традиционной схемой, но в то же время он вмещает в себя опыт понимания, накопленный герменевтической традицией XIX–XX вв.
Ключевые слова: С.С. Аверинцев, герменевтика, понимание, историческая поэтика, православие, святоотеческая традиция, богопознание.
Протопресвитер Джон Эриксон, почетный профессор Свято-Владимирской семинарии (Тусон)
Временное измерение восприятия: история и память
С.128–151
В сочетании «история и память» философ П. Рикёр и другие часто обращают внимание на необходимость дополнительного элемента – забвение. Построение истории включает в себя как запоминание, так и забывание; представляет собой избирательный процесс. Это особенно очевидно в России и Восточной Европе, где религиозная идентичность тесно связана с идентичностью национальной, этнической и культурной; где потрясения и социальные травмы прошедшего столетия побудили политиков, церковную администрацию и многих других создавать крайне избирательный исторический нарратив, призванный вызвать широкую народную поддержку. При этом конструирование исторического нарратива произошло за счет памяти. Для привлекательности подобных нарративов могут быть предложены различные стратегии.
В современном мире оптимизм сменился постмодернистской тревогой. Непосредственное наличие в нашей жизни технологий, работающих в режиме «здесь и сейчас», ослабило наше чувство времени и места. Дискомфорт от ажиотажа настоящего момента и неуверенности в будущем может привести к тому, что мы ухватимся за все, что обещает порядок и стабильность, невзирая на отступления от истины и морали.
Теперь, помимо честного воспоминания и разумного забвения, нам необходимо прощение. Именно прощение стало объектом обсуждения, выбранным Рикёром для эпилога к своему исследованию «Память, история, забвение». Для Рикёра прощение «образует общий горизонт памяти, истории и забвения». Пути, ведущие к этому эсхатологическому горизонту, не легко различить. Даже самые благородные человеческие проекты в плоскости истины и примирения терпят неудачу, хотя и могут указывать в правильном направлении. Здесь мы можем говорить только о благодати. Наряду со смирением, терпением, стойкостью и другими добродетелями мы должны обладать честным и непоколебимым стремлением заниматься прошлым, каким бы болезненным ни был этот процесс. 
Ключевые слова: история, память, нарратив, эсхатология, забвение, прощение.

Социологические аспекты религиозного опыта

Дэвид Мартин (1929–2019), член Британской академии; почетный профессор отделения изучения религии Университета Ланкастера; заслуженный профессор социологии Лондонской школы экономики (Лондон)
Религиозные ответы на проявления секуляризма
С.152–175
В статье категория секуляризм рассматривается в качестве одной из важных идеологических составляющих развития теории секуляризации, а также в качестве основы общественных изменений, ведущих к трансформации роли религии в обществе. Данная статья вошла в качестве одной из глав в сборник “The Future of Christianity: Reflections on Violence and Democracy, Religion and Secularization” (Ashgate, 2011), посвященный осмыслению будущего христианства в мире. Автор ставит ряд проблем и вопросов, предлагающих задуматься о реальном соотношении религии и секуляризма в современном мире, и показывает направления, в которых это взаимодействие может носить не конфронтирующий, а конструктивный характер. В статье также делается попытка четче выявить основания секулярного мировоззрения, а также описать разные подходы к пониманию проявлений секуляризма в современном обществе. Автор обращает внимание на различение между секуляризацией, понимаемой как сокращающееся влияние официальных церковных норм на светский закон, и способностью церковных институтов вносить свой вклад в актуальную дискуссию, касающуюся вопросов общественной жизни. При таком различении оказывается, что специфическое влияние церкви на общество возрастает по сравнению с ее сокращающимся влиянием на частную жизнь. Упадок религии сложным образом связан с упадком некоторых прежних типов военного секуляризма, а также, хотя и в меньшей степени, с дальнейшим снижением интереса людей к долгосрочному участию в каких-либо организациях, включая политические и низовые религиозные.
Ключевые слова: секуляризм, секуляризация, религиозные ответы, проект Просвещения, французское и американское просвещение, фундаментализм, религия, культура.
Борис Сажин, кандидат исторических наук, старший преподаватель СФИ; преподаватель истории в НЧУ ОО СОШ «Карьера» (Москва)
Религиозное движение «неплательщиков» в 60–80-е годы XIX века: жизнь в сакрализованном пространстве
С.176–196
Данная статья посвящена религиозному нонконформистскому движению «неплательщиков», возникшему на Урале в 60-е гг. ХIХ в. В работе освещается ранний этап истории «неплательщиков», период, когда данное движение, вызванное к жизни условиями освобождения крестьян от крепостной зависимости, приобретает религиозные черты. На основе архивных материалов, часть которых впервые вводится в научный оборот, в статье раскрывается механизм взаимодействия материальных и духовных факторов в появлении и развитии религиозных обществ. Особое внимание уделяется поведенческим практикам «неплательщиков». Их действия рассматриваются в контексте изменений религиозных представлений об окружающем мире у данной части горнозаводского населения. В статье делается вывод о том, что в Российской империи второй половины ХIХ в. вероятность дополнения социально-экономического недовольства населения религиозным протестом была очень велика, так как культурные нормативы традиционного общества способствовали преобладанию иррациональной интерпретации окружающей человека действительности.
Ключевые слова: «неплательщики», сектантство, Сергинский горный округ, народные религиозные движения, крестьянская реформа 1861 г., эсхатология.

Обзоры, аннотации, рецензии

Контакты
Социальные сети