Перейти к основному содержимому

Вестник СФИ

Свет Христов просвещает всех

Миссиология, катехетика, гомилетика

Священник Георгий Кочетков, кандидат богословия
Христианская личная и межличная антропология. Общее введение
С. 11–24
В статье представлены тезисы, которые могут служить катехизатору методической основой для раскрытия соответствующей темы по антропологии в рамках таинствоводственного этапа оглашения современных взрослых и достаточно подготовленных катехуменов. Автором предложена некая попытка синтеза основных антропологических мнений святых отцов и современных богословов и мыслителей, что представляет особую ценность в силу отсутствия в христианской традиции антропологического догмата и даже единой антропологической системы. Отличительной особенностью представленного подхода является сочетание в нем как теоретических разработок, так и практических навыков, основанных на более чем 30-летней практике проведения катехизации.
Ключевые слова: человек, антропология, христология, катафатика, апофатика, индивидуальность, лицо, личность, соборность.
Владимир Якунцев
Проблема суеверий среди прихожан и путь освобождения от них в процессе катехизации. Размышления катехизатора на основе практики
С. 25–36
На основе анализа личной многолетней практики катехизации крещеных людей автор сформулировал основную и, одновременно, наиболее сложную для решения проблему – наличие суеверий в среде современного крещеного народа. В статье констатируется, что для оглашения крещеных необходимы специальные усилия катехизатора, направленные не только на утверждение правой веры, но и на борьбу с конкретными суевериями.
Особо говорится о сути суеверия, о том, чем оно отличается от ереси, а также о самом распространенном суеверии: вере в действенность таинств ex opere operato. Данное суеверие рождает особый тип благочестия, который характеризуется ложной надеждой на спасение, и носители которого получили именование «захожане». Автор кратко описывает пути выхода из-под власти суеверий, которые он видит в возрождении полноценной святоотеческой докрещальной катехизации.
Ключевые слова: катехизация, традиция, суеверие, ересь, «захожане».
Лариса Ясонова
Актуальные вопросы православной миссии последователям религиозной организации «Свидетели Иеговы» в современной России 
С. 84-100
Распад СССР привел к серьезному духовному кризису многих россиян. На проповедь приехавших в Россию западных проповедников, в том числе и «свидетелей Иеговы», откликнулось немало потерявших жизненные ориентиры граждан, в том числе маловоцерковленных православных верующих. Церковь не могла не отреагировать на прозелитическую деятельность религиозной организации «Свидетели Иеговы». В статье рассмотрены существующие на се- годняшний день в РПЦ направления миссионерского делания по отношению к последователям данной религиозной организации, выявлены причины неудач миссии, а также способы выхода из создавшегося кризиса.
Ключевые слова: свидетели Иеговы, антисектантская борьба, прозелитизм, миссия, диалог.
Карина Гиздатова, бакалавр теологии, СФИ (Россия, Москва)

«Миссионерское присутствие» Шарля де Фуко

С. 39-57
Статья посвящена описанию миссионерской деятельности французского католического монаха и священника Шарля де Фуко, жившего во второй по- ловине XIX — начале XX века.В практике Шарля де Фуко можно увидеть не только традиционные для того времени формы миссии, но и особую форму свидетельства, которая впоследствии получила название «миссионерское присутствие» — присутствие Христа среди неверующих. Возможность присутствовать Христу Фуко мог дать через себя самого, через Святые дары и Евхаристию и через ближнего, которого заповедано любить. Главной мечтой Шарля де Фуко было рождение братств, которые распространяли бы весть о Христе среди неверующих народов. Его мечта исполнилась, но уже не при его жизни.
Ключевые слова: миссия, Фуко, миссионерское присутствие, Африка, туареги, братство.
Екатерина Бим
Организация внутренней миссии Вятским братством во имя святителя и чудотворца Николая в конце XIX – начале XX века
С. 9-36
Статья посвящена обзору и анализу миссионерско-просветительской деятельности Вятского братства во имя святителя и чудотворца Николая, основанного протоиереем Стефаном Кашменским в 1882 г. Братство занималось просветительской работой среди старообрядческого населения Вятской епархии, содержало в Вятке духовную школу для обучения миссионеров из крестьян, выпускники которой становились учителями-миссионерами в детских начальных школах в селах со старообрядческим населением. По мере общения братских учителей и учительниц с учениками школы, их родителями и окружением школы происходило примирение православных и старообрядцев, а в некоторых случаях старообрядцы переходили в православную церковь.
Ключевые слова: миссия, просвещение, борьба с расколом, Вятское братство святителя и чудотворца Николая, Вятская миссионерская школа, старообрядцы, прот. Стефан Кашменский, братские учителя.
Кирилл Мозгов, старший преподаватель СФИ;
заведующий редакционно-издательским сектором СФИ (Москва)
Значение литургического языка для участия церковного народа в богослужении
С. 105-118
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.18480
Многогранная задача осмысленного участия людей в храмовой молитве в данной статье рассматривается с точки зрения используемого при этом языка. В истории Русской православной церкви вопрос языка богослужения решался по-разному, и, несмотря на его серьезное обсуждение и предложения Великого Московского собора 1917–1918 гг., остается на сегодняшний день достаточно острым. Чтобы лучше увидеть и оценить существующие пути решения этой проблемы, предлагается обратиться не только к собственной истории, но и к опыту других славянских церквей в XX веке, включивших национальный язык в богослужение.
Ключевые слова: участие в богослужении, богослужение на национальных языках, церковнославянский язык, богослужебные переводы, история богослужебных переводов, церковно-русский язык.
Игумен Серапион (Митько), кандидат философских наук, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела РПЦ МП (Россия, Москва)

Православная миссия среди коренных малочисленных народов: история и современность

С. 72-80
Миссия Русской православной церкви среди коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока исторически осуществлялась в контексте решения сопутствующих логистических, информационных, лингвистических, апологетических, культурно-антропологических проблем. Современное положение дел характеризуется значительной трансформацией данных проблем и необходимостью переосмысления целей и задач миссии. Евангелизация народов, живущих в пределах пастырской ответственности Московского патриархата, всегда являлась важнейшей задачей и определяющим фактором формирования его канонической территории. Современное каноническое пространство Русской православной церкви формируется по преимуществу миссионерами, деятельность которых всегда предшествовала созданию епархий.
Ключевые слова: православие, миссиология, миссия, миссионерство, история понятий, миссионерское служение среди коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Лидия Крошкина, старший преподаватель, СФИ (Россия, Москва)
Определение Поместного Собора 1917–1918 годов «О церковном проповедничестве»: исторический контекст и актуальные задачи
С. 91-100
Статья посвящена анализу одного из документов Поместного собора Православной Российской церкви 1917–1918 гг. — Определению «О церковном проповедничестве» — и отвечает на вопрос, каковы истоки соборного документа и связанной с ним дискуссии, как проблемы, затронутые в Определении, обсуждались до собора, как они решались в дальнейшем. В статье использованы различные публикации по теме проповедничества конца XIX — начала ХХ в. Особый интерес представляет пункт Определения о создании благовестнических братств и перспективы его дальнейшего воплощения.
Ключевые слова: проповедь, церковное проповедничество, Священный собор Православной Российской церкви, пастырское служение, благовестнические братства.
Дмитрий Сидоров
Просвещение инородцев как форма миссии в трудах и практике Н. И. Ильминского
С. 75–89
Статья посвящена обзору и анализу просветительско-миссионерской деятельности Николая Ивановича Ильминского среди казанских инородцев. Особенностью этой миссии явилось то, что она осуществлялась через просвещение. Ильминский использовал новые подходы и методы в деле просвещения местных народов, основными из которых были использование родного языка и подготовка преподавателей из числа самих инородцев; он также заложил основы языка для кряшен, предложив вместо привычного арабского письма алфавит на кириллице. По инициативе и при содействии Н. И. Ильминского в последней трети XIX в. была создана целая сеть школ для детей-инородцев, открыты центральные (высшие) учебные заведения, 
готовившие учителей и преподавателей для инородческих школ и священников для инородческих приходов.
Ключевые слова:  миссия, просвещение, кряшены, инородцы, Казанская крещено-татарская школа, Братство свт. Гурия.
Дмитрий Каштанов
Миссионерская деятельность Екатеринбургской епархии в конце IX – начале XX века (по материалам «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» за 1886-1917 годы)
С. 37-54
На основе официального епархиального издания «Екатеринбургские епархиальные ведомости» (с 1886 по 1917 г.) в статье рассматривается миссионерская д еятельность Екатеринбургской епархии, которая была сосредоточена прежде всего на внутренней миссии. В XIX в. в русской церкви оформилось два вида миссии: внешняя для язычников и не христиан и внутренняя – для бывших православных, тех, кто ушел в раскол и сектантство, а также для просвещения самих православных. К объектам внешней миссии на территории Екатеринбургской епархии относились язычники-вогулы и мусульмане (татары и башкиры). Миссионерская деятельность церкви в Екатеринбургской епархии осуществлялась в рамках внутригосударственной политики, которая транслировалась через решения Священного синода – органа церковной и государственной власти.
Ключевые слова: Екатеринбургская епархия, внутренняя миссия, внешняя миссия, «Екатеринбургские епархиальные ведомости», Братство во имя прав. Симеона Верхотурского, государственная миссионерская политика.
Марина Анисимова
Особенности миссионерской проповеди в сочинениях и практике архим. Спиридона (Кислякова) в период тюремного служения (1901–1905)
С. 90–100
Данное исследование посвящено архимандриту Спиридону (Кислякову), широко известному русскому миссионеру начала XX века. В работе выявляются формы и методы проповеднической деятельности архимандрита Спиридона во время тюремного служения (1901–1905 гг.). Именно этот период представляет особый интерес, поскольку его проповеди, произнесенные в тюрьмах Нерчинской каторги, были им же записаны. В задачи работы входит определение особенностей тюремного служения в контексте дореволюционной эпохи начала ХХ в., рассмотрение основных миссионерских целей  и задач тюремного служения, а также анализ проповеднического наследия архим. Спиридона за время его служения в тюрьмах Нерчинской каторги.
Ключевые слова: миссия, тюрьма, пенитенциарная система, Спиридон (Кисляков), каторжанин, проповедь, миссионер.
Игорь Власенко
Контрмиссия в Православной Церкви России в конце XIX — начале XX века (1887–1918)
С. 101–109
Необходимость в контрмиссии возникла в Православной Российской церкви в XVII в. из-за активного развития раскольничества и сект. Этому было несколько причин, в том числе народные религиозность и, одновременно, 
невежество, серьезные недостатки в жизни и деятельности духовенства.
Церковь и государство боролись с раскольниками в основном с помощью административно-полицейских мер. Подобная контрмиссия была малопродуктивна и зачастую приводила лишь к появлению новых многочисленных
раскольнических образований. В результате к 1905 г. различные религиозные объединения и старообрядческие согласия в России объединяли до 20 млн человек.
Ключевые слова: контрмиссия, раскольничество, секты, старообрядцы, стригольники, баптисты, репрессии.
Наталья Чернышёва
Эволюция деятельности братства свт. Гурия Казанского (в конце XIX – начале XX века)
С. 55-83
В статье анализируются деятельность миссионерско-просветительского братства святителя Гурия Казанского, открытого в Казани в 1867 г., вклад в нее Н. И. Ильминского, негативные изменения в жизни братства после его смерти. Братство занималось просвещением нерусского населения в Казанской и соседних епархиях: организовывало начальные миссионерские школы на языках инородцев; вело обширную переводческо-издательскую деятельность; готовило кадры учителей и священников из среды инородцев; заботилось об устроении храмов, православного богослужения для крещеных инородцев на их родных языках и др. 
Ключевые слова: миссия, просвещение, инородцы, Братство свт. Гурия, сельская школа, Н. И. Ильминский, система Ильминского.
Ольга Слезкина
Проблемы деятельности миссионеров синодальной внутренней миссии (по материалам журнала «Миссионерское обозрение» за 1896–1916 гг.)
С. 66 – 94
Статья посвящена краткому обзору проблем внутренней миссии в России по материалам журнала «Миссионерское обозрение» за 1896–1916 гг. Журнал являлся официальным изданием синодальной внутренней миссии, учрежденной в первой половине XIX в. для борьбы с расколом и сектантством. Главной формой этой миссии с 1860-х гг. стали особые собеседования, к которым «объекты миссии» нередко привлекались при помощи полицейской силы. После выхода в свет в 1905 г. Указа о веротерпимости произошла частичная переориентация внутренней миссии на просвещение номинальных православных. Анализ проблем и ошибок внутренней миссии XIX — начала XX в. может помочь в ведении более плодотворной миссии в настоящее время.
Ольга Черенкова
Полемика в Русской церкви первой трети XVI столетия об отношении к еретикам
С. 97 – 109 
Первая треть XVI века отмечена в истории Русской православной церкви острыми спорами между двумя богословско-практическими течениями, представленными с одной стороны Вассианом Патрикеевым и заволжскими старцами, с другой — Иосифом Волоцким и митрополитом Московским Даниилом. Опираясь на последние аналитические исследования, автор реконструирует одно из направлений этих споров — полемику об отношении церкви к еретикам, которая поставила вопрос об ответственности пастырей (в том числе епископов и митрополита) за обращение еретиков, за их мучения и смерть, за страдания простых христиан. В результате победы «иосифлян» и вынужденного прекращения полемики поднятая ею проблема не была разрешена. В то же время сама эта полемика показала, что путем ее решения является приведение практики жизни церкви в соответствие с евангельскими нормами.
Ключевые слова: полемика, еретик, смертная казнь, Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, митрополит Даниил, кормчая.
Зоя Дашевская
Обзор деятельности Братства Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (1909–1917 гг.)
С. 131 – 150 
В статье рассматривается деятельность московского межприходского Братства Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, которое было образовано в конце 1909 г. и просуществовало до 1917–1918 годов. Братство отличалось от множества приходских братств своими целями, составом и формами деятельности, объединяя людей традиционного благочестия, жаждавших «возрождения начал соборности на основе живого церковного общения епископа, клира и мирян». В центре внимания Братства находились насущные вопросы жизни церкви — восстановление соборности, вовлечение мирян в богослужение и церковную благотворительность. Члены Братства активно участвовали в подготовке Поместного собора Российской церкви, наиболее деятельные из них собирали силы церкви для противостояния гонениям безбожной власти.
Ключевые слова: братство, Ф. Д. Самарин, А. Д. Самарин, соборность, миряне, приход, богослужение, Поместный собор 1917–1918 гг.
Анна Ксандопуло
«Новый курс» 1943–1953 гг. в отношениях между государством и церковью на примере Тульской епархии
С. 151 – 174
В статье рассмотрены основные вехи жизни Тульской епархии Русской православной церкви в контексте новых отношений с государством (так называемого «нового курса») в период с 1943 по 1953 год. В ней сделана попытка анализа и осмысления регионального аспекта «нового курса» в сравнении с событиями, происходившими в высших эшелонах власти. Для этого были использованы документы региональных архивов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Данные материалы помогают лучше понять механизмы процессов, посредством которых советский госаппарат пытался манипулировать РПЦ, а также то, как церковь, преодолевая компромиссы, выходила из состояния кризиса после беспрецедентных гонений 1920–1930-х годов.
Ключевые слова: церковно-государственные отношения, «новый курс», уполномоченный Совета по делам РПЦ, антирелигиозная кампания, Тульская епархия, открытие храмов, возрождение церковной структуры.
Давид Гзгзян, кандидат филологических наук
Цели и условия катехизации в святоотеческой традиции и их возможное применение в современной церковной практике
С. 29 – 50 
В статье представлены общие принципы святоотеческой катехизации и их возможное приложение к современной церковной практике. Огласительное научение призвано содействовать полноценному вхождению в образ жизни Церкви, нового народа Божьего. Оно необходимо означает коренную смену приоритетов и приобретение устойчивых навыков существования в этом инобытии. Поэтому катехизация должна расцениваться не как исторически преходящая практика, а как универсальный способ восприятия церковью своих новых членов. В современных условиях существования церковных сообществ всеохватывающий характер назначения и задач огласительного наставления заставляет отдавать предпочтение длительной и тщательно структурированной практике.
Ключевые слова: катехизация, оглашение, этапы, «слушание», «просвещение», испытание веры, подготовка катехизаторов.
Ольга Ярошевская
Направления христианского научения в I веке н. э. в их соотношении со вторым этапом катехизации святоотеческого периода (на основании новозаветных источников)
С. 99-107
Новозаветные источники оставили только косвенные свидетельства о научении, предшествующем крещению, но позволяют выделить основные моменты апостольской проповеди, обращенной как к иудеям, так и к язычникам, которые могли быть основой первых, еще устных катехизисов. Ядро апостольской проповеди составили такие моменты, как проповедь воскресения Иисуса; призыв к ответу на эту проповедь, т.е. к покаянию и к вере в Иисуса и обещание прощения, спасения и дара Духа тем, кто ответил на призыв. С началом миссии среди язычников в формулу веры в качестве самостоятельной части входит исповедание Единого Бога, создавшего мир и человека «от единой крови» и обитающего в нерукотворных храмах. Отличительной особенностью богословия апостольского века являются простота вероисповедных формул, отсутствие богословских абстракций и неразрывная связь проповеди и ответа на нее, т.е. крещения. 
Ключевые слова: оглашение, катехизис, крещение, апостольский век, проповедь, Новый завет.
Зоя Дашевская
Парадигма предоглашения людей с аномалиями и особенностями душевно-физического состояния (тяжелобольных, психически больных и умирающих): практика древней церкви и современный опыт
С. 107 – 120
В статье рассматривается парадигма предоглашения и основные характеристики предогласительного процесса в отношении тяжелобольных и умирающих людей и прекатехуменов с аномалиями душевного состояния. Воцерковление таких людей требует от катехизатора церковного опыта и пастырской чуткости, поэтому обращение к традиции древней церкви, а именно к литургико-каноническим памятникам, свидетельствам писателей- апологетов и учителей церкви, в сопоставлении с современной кафолической практикой может быть чрезвычайно полезно при проведении предоглашения в особых случаях.
Ключевые слова: катехизация, «особенные» катехумены, болезнь, душевные и телесные недуги, исцеление, предоглашение.
Иоанна-Яна Калниня 
Проблемы подготовки гомилета к проповеди
С. 121 – 141 
В статье рассматривается процесс подготовки гомилета к проповеди как к служению слова. В нем выделяются следующие этапы: формирование личности будущего проповедника, призвание его на служение, получение специального образования. Отдельно затронуты проблемы подготовки непосредственно к произнесению проповеди (проповедничеству). Дополнительный интерес представляет анализ двух самостоятельных видов проповеди — письменной и устной (импровизации) и особенности подготовки к каждой из них. Автор приходит к выводу, что рекомендации по подготовке к проповеди в разные эпохи христианской истории во многом совпадают. Это свидетельствует о том, что данное служение коренится в традиции первоначальной церкви, т. е. в служении Христа и апостолов.
Ключевые слова: проповедь, гомилет, учительность, пророк, импровизация.
Социальные сети
Контакты