Перейти к основному содержимому

Вестник СФИ

Свет Христов просвещает всех

Миссиология, катехетика, гомилетика

Священник Георгий Кочетков, кандидат богословия
Христианская личная и межличная антропология. Общее введение
С. 11–24
В статье представлены тезисы, которые могут служить катехизатору методической основой для раскрытия соответствующей темы по антропологии в рамках таинствоводственного этапа оглашения современных взрослых и достаточно подготовленных катехуменов. Автором предложена некая попытка синтеза основных антропологических мнений святых отцов и современных богословов и мыслителей, что представляет особую ценность в силу отсутствия в христианской традиции антропологического догмата и даже единой антропологической системы. Отличительной особенностью представленного подхода является сочетание в нем как теоретических разработок, так и практических навыков, основанных на более чем 30-летней практике проведения катехизации.
Ключевые слова: человек, антропология, христология, катафатика, апофатика, индивидуальность, лицо, личность, соборность.
Владимир Якунцев
Проблема суеверий среди прихожан и путь освобождения от них в процессе катехизации. Размышления катехизатора на основе практики
С. 25–36
На основе анализа личной многолетней практики катехизации крещеных людей автор сформулировал основную и, одновременно, наиболее сложную для решения проблему — наличие суеверий в среде современного крещеного народа. В статье констатируется, что для оглашения крещеных необходимы специальные усилия катехизатора, направленные не только на утверждение правой веры, но и на борьбу с конкретными суевериями. 
Особо говорится о сути суеверия, о том, чем оно отличается от ереси, а также о самом распространенном суеверии: вере в действенность таинств ex opere operato. Данное суеверие рождает особый тип благочестия, который характеризуется ложной надеждой на спасение, и носители которого получили именование «захожане». Автор кратко описывает пути выхода из-под власти суеверий, которые он видит в возрождении полноценной святоотеческой докрещальной катехизации.
Ключевые слова: катехизация, традиция, суеверие, ересь, «захожане».
Лариса Ясонова
Актуальные вопросы православной миссии последователям религиозной организации «Свидетели Иеговы» в современной России
С. 84-100
Распад СССР привел к серьезному духовному кризису многих россиян. На проповедь приехавших в Россию западных проповедников, в том числе и «свидетелей Иеговы», откликнулось немало потерявших жизненные ориентиры граждан, в том числе маловоцерковленных православных верующих. Церковь не могла не отреагировать на прозелитическую деятельность религиозной организации «Свидетели Иеговы». В статье рассмотрены существующие на се- годняшний день в РПЦ направления миссионерского делания по отношению к последователям данной религиозной организации, выявлены причины неудач миссии, а также способы выхода из создавшегося кризиса.
Ключевые слова: свидетели Иеговы, антисектантская борьба, прозелитизм, миссия, диалог.
Карина Гиздатова, бакалавр теологии, СФИ (Россия, Москва)

«Миссионерское присутствие» Шарля де Фуко

С. 39-57
Статья посвящена описанию миссионерской деятельности французского католического монаха и священника Шарля де Фуко, жившего во второй по- ловине XIX — начале XX века.В практике Шарля де Фуко можно увидеть не только традиционные для того времени формы миссии, но и особую форму свидетельства, которая впоследствии получила название «миссионерское присутствие» — присутствие Христа среди неверующих. Возможность присутствовать Христу Фуко мог дать через себя самого, через Святые дары и Евхаристию и через ближнего, которого заповедано любить. Главной мечтой Шарля де Фуко было рождение братств, которые распространяли бы весть о Христе среди неверующих народов. Его мечта исполнилась, но уже не при его жизни.
Ключевые слова: миссия, Фуко, миссионерское присутствие, Африка, туареги, братство.
Екатерина Бим
Организация внутренней миссии Вятским братством во имя святителя и чудотворца Николая в конце XIX – начале XX века
С. 9-36
Статья посвящена обзору и анализу миссионерско-просветительской деятельности Вятского братства во имя святителя и чудотворца Николая, основанного протоиереем Стефаном Кашменским в 1882 г. Братство занималось просветительской работой среди старообрядческого населения Вятской епархии, содержало в Вятке духовную школу для обучения миссионеров из крестьян, выпускники которой становились учителями-миссионерами в детских начальных школах в селах со старообрядческим населением. По мере общения братских учителей и учительниц с учениками школы, их родителями и окружением школы происходило примирение православных и старообрядцев, а в некоторых случаях старообрядцы переходили в православную церковь.
Ключевые слова: миссия, просвещение, борьба с расколом, Вятское братство святителя и чудотворца Николая, Вятская миссионерская школа, старообрядцы, прот. Стефан Кашменский, братские учителя.
Кирилл Мозгов, старший преподаватель СФИ; заведующий редакционно-издательским сектором СФИ (Москва)
Значение литургического языка для участия церковного народа в богослужении
С. 105-118
DOI: 10.25803/SFI.2018.27.18480
Многогранная задача осмысленного участия людей в храмовой молитве в данной статье рассматривается с точки зрения используемого при этом языка. В истории Русской православной церкви вопрос языка богослужения решался по-разному, и, несмотря на его серьезное обсуждение и предложения Великого Московского собора 1917–1918 гг., остается на сегодняшний день достаточно острым. Чтобы лучше увидеть и оценить существующие пути решения этой проблемы, предлагается обратиться не только к собственной истории, но и к опыту других славянских церквей в XX веке, включивших национальный язык в богослужение.
Ключевые слова: участие в богослужении, богослужение на национальных языках, церковнославянский язык, богослужебные переводы, история богослужебных переводов, церковно-русский язык.
Игумен Серапион (Митько), кандидат философских наук, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела РПЦ МП (Москва)

Православная миссия среди коренных малочисленных народов: история и современность

С. 72-80
Миссия Русской православной церкви среди коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока исторически осуществлялась в контексте решения сопутствующих логистических, информационных, лингвистических, апологетических, культурно-антропологических проблем. Современное положение дел характеризуется значительной трансформацией данных проблем и необходимостью переосмысления целей и задач миссии. Евангелизация народов, живущих в пределах пастырской ответственности Московского патриархата, всегда являлась важнейшей задачей и определяющим фактором формирования его канонической территории. Современное каноническое пространство Русской православной церкви формируется по преимуществу миссионерами, деятельность которых всегда предшествовала созданию епархий.
Ключевые слова: православие, миссиология, миссия, миссионерство, история понятий, миссионерское служение среди коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Лидия Крошкина, старший преподаватель, СФИ (Россия, Москва)
Определение Поместного Собора 1917–1918 годов «О церковном проповедничестве»: исторический контекст и актуальные задачи
С. 91-100
Статья посвящена анализу одного из документов Поместного собора Православной Российской церкви 1917–1918 гг. — Определению «О церковном проповедничестве» — и отвечает на вопрос, каковы истоки соборного документа и связанной с ним дискуссии, как проблемы, затронутые в Определении, обсуждались до собора, как они решались в дальнейшем. В статье использованы различные публикации по теме проповедничества конца XIX — начала ХХ в. Особый интерес представляет пункт Определения о создании благовестнических братств и перспективы его дальнейшего воплощения.
Ключевые слова: проповедь, церковное проповедничество, Священный собор Православной Российской церкви, пастырское служение, благовестнические братства.
Дмитрий Сидоров
Просвещение инородцев как форма миссии в трудах и практике Н. И. Ильминского
С. 75–89
Статья посвящена обзору и анализу просветительско-миссионерской деятельности Николая Ивановича Ильминского среди казанских инородцев. Особенностью этой миссии явилось то, что она осуществлялась через просвещение. Ильминский использовал новые подходы и методы в деле просвещения местных народов, основными из которых были использование родного языка и подготовка преподавателей из числа самих инородцев; он также заложил основы языка для кряшен, предложив вместо привычного арабского письма алфавит на кириллице. По инициативе и при содействии Н. И. Ильминского в последней трети XIX в. была создана целая сеть школ для детей-инородцев, открыты центральные (высшие) учебные заведения, 
готовившие учителей и преподавателей для инородческих школ и священников для инородческих приходов.
Ключевые слова: миссия, просвещение, кряшены, инородцы, Казанская крещено-татарская школа, Братство свт. Гурия.
Дмитрий Каштанов
Миссионерская деятельность Екатеринбургской епархии в конце IX – начале XX века (по материалам «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» за 1886-1917 годы)
С. 37-54
На основе официального епархиального издания «Екатеринбургские епархиальные ведомости» (с 1886 по 1917 г.) в статье рассматривается миссионерская д еятельность Екатеринбургской епархии, которая была сосредоточена прежде всего на внутренней миссии. В XIX в. в русской церкви оформилось два вида миссии: внешняя для язычников и не христиан и внутренняя – для бывших православных, тех, кто ушел в раскол и сектантство, а также для просвещения самих православных. К объектам внешней миссии на территории Екатеринбургской епархии относились язычники-вогулы и мусульмане (татары и башкиры). Миссионерская деятельность церкви в Екатеринбургской епархии осуществлялась в рамках внутригосударственной политики, которая транслировалась через решения Священного синода – органа церковной и государственной власти.
Ключевые слова: Екатеринбургская епархия, внутренняя миссия, внешняя миссия, «Екатеринбургские епархиальные ведомости», Братство во имя прав. Симеона Верхотурского, государственная миссионерская политика.
Игумен Серапион (Митько), кандидат философских наук, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела РПЦ МП (Москва)
Понятийный аппарат современной православной миссиологии
С. 224–235
Содержание современной православной миссиологии в значительной степени определяется ее понятийным аппаратом. Несмотря на то, что развитие православной миссиологии охватывает сравнительно краткий период новейшей истории Русской православной церкви, процесс формирования миссиологической терминологии находится на стадии, позволяющей сделать ее предметом научного исследования. На данный момент в миссиологическом дискурсе регулярно используется более 50 понятий. Это является свидетельством достигнутого уровня развития и говорит о творческом характере разработки миссиологии как самостоятельного раздела православного систематического богословия. Вместе с тем, даже предварительное знакомство с понятийным аппаратом современной православной миссиологии выявляет ряд проблем, ставших предметом рассмотрения в настоящей статье.
Ключевые слова: миссиология, новозаветные концепты миссии, история миссиологической терминологии, система миссиологической терминологии, термины актора миссии, термины адресата миссии, интенциональные термины метода и контента, современная миссиологическая терминология.
Марина Анисимова
Особенности миссионерской проповеди в сочинениях и практике архим. Спиридона (Кислякова) в период тюремного служения (1901–1905)
С. 90–100
Данное исследование посвящено архимандриту Спиридону (Кислякову), широко известному русскому миссионеру начала XX века. В работе выявляются формы и методы проповеднической деятельности архимандрита Спиридона во время тюремного служения (1901–1905 гг.). Именно этот период представляет особый интерес, поскольку его проповеди, произнесенные в тюрьмах Нерчинской каторги, были им же записаны. В задачи работы входит определение особенностей тюремного служения в контексте дореволюционной эпохи начала XX в., рассмотрение основных миссионерских целей и задач тюремного служения, а также анализ проповеднического наследия архим. Спиридона за время его служения в тюрьмах Нерчинской каторги.
Ключевые слова: миссия, тюрьма, пенитенциарная система, Спиридон (Кисляков), каторжанин, проповедь, миссионер.
Игорь Власенко
Контрмиссия в Православной Церкви России в конце XIX – начале XX века (1887–1918)
С. 101–109
Необходимость в контрмиссии возникла в Православной Российской церкви в XVII в. из-за активного развития раскольничества и сект. Этому было несколько причин, в том числе народные религиозность и, одновременно, 
невежество, серьезные недостатки в жизни и деятельности духовенства. Церковь и государство боролись с раскольниками в основном с помощью административно-полицейских мер. Подобная контрмиссия была малопродуктивна и зачастую приводила лишь к появлению новых многочисленных раскольнических образований. В результате к 1905 г. различные религиозные объединения и старообрядческие согласия в России объединяли до 20 млн человек.
Ключевые слова: контрмиссия, раскольничество, секты, старообрядцы, стригольники, баптисты, репрессии.
Наталья Чернышёва
Эволюция деятельности братства свт. Гурия Казанского (в конце XIX – начале XX века)
С. 55-83
В статье анализируются деятельность миссионерско-просветительского братства святителя Гурия Казанского, открытого в Казани в 1867 г., вклад в нее Н. И. Ильминского, негативные изменения в жизни братства после его смерти. Братство занималось просвещением нерусского населения в Казанской и соседних епархиях: организовывало начальные миссионерские школы на языках инородцев; вело обширную переводческо-издательскую деятельность; готовило кадры учителей и священников из среды инородцев; заботилось об устроении храмов, православного богослужения для крещеных инородцев на их родных языках и др. 
Ключевые слова: миссия, просвещение, инородцы, Братство свт. Гурия, сельская школа, Н. И. Ильминский, система Ильминского.
Ольга Слезкина
Проблемы деятельности миссионеров синодальной внутренней миссии (по материалам журнала «Миссионерское обозрение» за 1896–1916 гг.)
С. 66–94
Статья посвящена краткому обзору проблем внутренней миссии в России по материалам журнала «Миссионерское обозрение» за 1896–1916 гг. Журнал являлся официальным изданием синодальной внутренней миссии, учрежденной в первой половине XIX в. для борьбы с расколом и сектантством. Главной формой этой миссии с 1860-х гг. стали особые собеседования, к которым «объекты миссии» нередко привлекались при помощи полицейской силы. После выхода в свет в 1905 г. Указа о веротерпимости произошла частичная переориентация внутренней миссии на просвещение номинальных православных. Анализ проблем и ошибок внутренней миссии XIX — начала XX в. может помочь в ведении более плодотворной миссии в настоящее время.
Ольга Черенкова
Полемика в Русской церкви первой трети XVI столетия об отношении к еретикам
С. 97–109 
Первая треть XVI века отмечена в истории Русской православной церкви острыми спорами между двумя богословско-практическими течениями, представленными с одной стороны Вассианом Патрикеевым и заволжскими старцами, с другой — Иосифом Волоцким и митрополитом Московским Даниилом. Опираясь на последние аналитические исследования, автор реконструирует одно из направлений этих споров — полемику об отношении церкви к еретикам, которая поставила вопрос об ответственности пастырей (в том числе епископов и митрополита) за обращение еретиков, за их мучения и смерть, за страдания простых христиан. В результате победы «иосифлян» и вынужденного прекращения полемики поднятая ею проблема не была разрешена. В то же время сама эта полемика показала, что путем ее решения является приведение практики жизни церкви в соответствие с евангельскими нормами.
Ключевые слова: полемика, еретик, смертная казнь, Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, митрополит Даниил, кормчая.
Зоя Дашевская
Обзор деятельности Братства Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа (1909–1917 гг.)
С. 131–150 
В статье рассматривается деятельность московского межприходского Братства Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, которое было образовано в конце 1909 г. и просуществовало до 1917–1918 годов. Братство отличалось от множества приходских братств своими целями, составом и формами деятельности, объединяя людей традиционного благочестия, жаждавших «возрождения начал соборности на основе живого церковного общения епископа, клира и мирян». В центре внимания Братства находились насущные вопросы жизни церкви — восстановление соборности, вовлечение мирян в богослужение и церковную благотворительность. Члены Братства активно участвовали в подготовке Поместного собора Российской церкви, наиболее деятельные из них собирали силы церкви для противостояния гонениям безбожной власти.
Ключевые слова: братство, Ф. Д. Самарин, А. Д. Самарин, соборность, миряне, приход, богослужение, Поместный собор 1917–1918 гг.
Анна Ксандопуло
«Новый курс» 1943–1953 гг. в отношениях между государством и церковью на примере Тульской епархии
С. 151–174
В статье рассмотрены основные вехи жизни Тульской епархии Русской православной церкви в контексте новых отношений с государством (так называемого «нового курса») в период с 1943 по 1953 год. В ней сделана попытка анализа и осмысления регионального аспекта «нового курса» в сравнении с событиями, происходившими в высших эшелонах власти. Для этого были использованы документы региональных архивов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Данные материалы помогают лучше понять механизмы процессов, посредством которых советский госаппарат пытался манипулировать РПЦ, а также то, как церковь, преодолевая компромиссы, выходила из состояния кризиса после беспрецедентных гонений 1920–1930-х годов.
Ключевые слова: церковно-государственные отношения, «новый курс», уполномоченный Совета по делам РПЦ, антирелигиозная кампания, Тульская епархия, открытие храмов, возрождение церковной структуры.
Давид Гзгзян, кандидат филологических наук
Цели и условия катехизации в святоотеческой традиции и их возможное применение в современной церковной практике
С. 29–50 
В статье представлены общие принципы святоотеческой катехизации и их возможное приложение к современной церковной практике. Огласительное научение призвано содействовать полноценному вхождению в образ жизни Церкви, нового народа Божьего. Оно необходимо означает коренную смену приоритетов и приобретение устойчивых навыков существования в этом инобытии. Поэтому катехизация должна расцениваться не как исторически преходящая практика, а как универсальный способ восприятия церковью своих новых членов. В современных условиях существования церковных сообществ всеохватывающий характер назначения и задач огласительного наставления заставляет отдавать предпочтение длительной и тщательно структурированной практике.
Ключевые слова: катехизация, оглашение, этапы, «слушание», «просвещение», испытание веры, подготовка катехизаторов.
Ольга Ярошевская
Направления христианского научения в I веке н. э. в их соотношении со вторым этапом катехизации святоотеческого периода (на основании новозаветных источников)
С. 99-107
Новозаветные источники оставили только косвенные свидетельства о научении, предшествующем крещению, но позволяют выделить основные моменты апостольской проповеди, обращенной как к иудеям, так и к язычникам, которые могли быть основой первых, еще устных катехизисов. Ядро апостольской проповеди составили такие моменты, как проповедь воскресения Иисуса; призыв к ответу на эту проповедь, т.е. к покаянию и к вере в Иисуса и обещание прощения, спасения и дара Духа тем, кто ответил на призыв. С началом миссии среди язычников в формулу веры в качестве самостоятельной части входит исповедание Единого Бога, создавшего мир и человека «от единой крови» и обитающего в нерукотворных храмах. Отличительной особенностью богословия апостольского века являются простота вероисповедных формул, отсутствие богословских абстракций и неразрывная связь проповеди и ответа на нее, т.е. крещения. 
Ключевые слова: оглашение, катехизис, крещение, апостольский век, проповедь, Новый завет.
Зоя Дашевская
Парадигма предоглашения людей с аномалиями и особенностями душевно-физического состояния (тяжелобольных, психически больных и умирающих): практика древней церкви и современный опыт
С. 107–120
В статье рассматривается парадигма предоглашения и основные характеристики предогласительного процесса в отношении тяжелобольных и умирающих людей и прекатехуменов с аномалиями душевного состояния. Воцерковление таких людей требует от катехизатора церковного опыта и пастырской чуткости, поэтому обращение к традиции древней церкви, а именно к литургико-каноническим памятникам, свидетельствам писателей- апологетов и учителей церкви, в сопоставлении с современной кафолической практикой может быть чрезвычайно полезно при проведении предоглашения в особых случаях.
Ключевые слова: катехизация, «особенные» катехумены, болезнь, душевные и телесные недуги, исцеление, предоглашение.
Иоанна-Яна Калниня 
Проблемы подготовки гомилета к проповеди
С. 121–141 
В статье рассматривается процесс подготовки гомилета к проповеди как к служению слова. В нем выделяются следующие этапы: формирование личности будущего проповедника, призвание его на служение, получение специального образования. Отдельно затронуты проблемы подготовки непосредственно к произнесению проповеди (проповедничеству). Дополнительный интерес представляет анализ двух самостоятельных видов проповеди — письменной и устной (импровизации) и особенности подготовки к каждой из них. Автор приходит к выводу, что рекомендации по подготовке к проповеди в разные эпохи христианской истории во многом совпадают. Это свидетельствует о том, что данное служение коренится в традиции первоначальной церкви, т. е. в служении Христа и апостолов.
Ключевые слова: проповедь, гомилет, учительность, пророк, импровизация.
Социальные сети
Контакты