Олеся Сидорова, заместитель руководителя издательства СФИ (Москва)
С. 116–136
DOI: 10.25803/SFI.2020.35.3.005
Статья посвящена малоизученному вопросу свидетельства оглашаемым о вере в Церковь. На примере раннехристианских источников II–V веков сравнивается использование в катехизических и некатехизических текстах трех определений: «Церковь – Тело Христово», «Церковь – собрание верующих» и «Церковь – народ, собранный вокруг епископа». В результате проведенного сопоставления делается вывод об особенностях свидетельства о Церкви оглашаемым по сравнению с верными членами церкви. В катехизических текстах происходит сознательный отбор тех определений, которые можно назвать первичными для экклезиологического сознания Древней церкви. Важная для ряда древних текстов идея о единении церкви вокруг епископа не отражена в катехизических текстах, в то время как определение церкви как собрания верующих встречается уже на самых ранних этапах оглашения. Раскрытие евхаристических, тáинственных аспектов единства Церкви через образ Тела Христова в разных огласительных практиках осуществлялось по-разному. В «Огласительных гомилиях» Феодора Мопсуестийского этот сакраментальный аспект является одним из центральных, тогда как у Климента Александрийского и святителя Иоанна Златоуста через образ Тела Христова раскрывается, прежде всего, этическая заповедь о любви к братьям – членам одного Тела.
Ключевые слова: Церковь, Тело Христово, собрание верующих, огласительные гомилии, таинства, катехизация.