Кирилл Мозгов, старший преподаватель, руководитель издательства Свято-Филаретовского института
С. 31–48
DOI: 10.25803/26587599_2023_47_31
В статье рассматривается ситуация, сложившаяся в России в XVIII–XIX вв. с катехизическим научением вере. Русская церковь не могла в полноте перенять огласительную традицию Византии, уже угасшую к Х в., однако в XVIII в. в России начинается переосмысление задачи духовного просвещения русского народа. Немало внимания уделил этому Святейший правительствующий синод, выпустивший ряд указов о необходимости не только обучения Закону Божьему в школе, но и введения огласительных проповедей для прихожан. Так, в синодальный период создаются разного рода катехизические тексты, значительная часть которых играет роль пособия в процессе преподавания катехизиса. В XIX в. они базируются на «Пространном катихизисе» митр. Филарета (Дроздова), отмечая его недостаточность для молодого поколения и компенсируя его сухость и лаконичность. Кроме того, в соответствии с решениями Синода, создаются циклы катехизических проповедей, авторы которых ставят перед собой задачу краткого, но целостного представления основ православной веры. Важной чертой многих из рассматриваемых текстов является соотнесение веры и жизни, призыв к читателям воплощать знания о вере в своей ежедневной практике. Особый интерес здесь представляют труды Григория Дьяченко «Уроки и примеры христианской надежды» и Иоанна Заркевича «Очерк учения христианской веры», по-разному решающие задачу адаптации материала «Пространного катихизиса».
Ключевые слова: катехетика, катехизические поучения, огласительная проповедь, катехизис, катехизация, просвещение, Святейший правительствующий синод, Закон Божий
Для цитирования: Мозгов К. А. Катехизическое просвещение в традиции Русской церкви XVIII–XIX веков: по материалам катехизической литературы // Вестник Свято-Филаретовского института. 2023. Вып. 47. С. 31–48. https://doi.org/10.25803/26587599_2023_47_31.