Ольга Орлова, заместитель декана богословского факультета, преподаватель, Свято-Филаретовский институт (Москва)
С. 152–168
DOI: 10.25803/26587599_2022_41_152
Статья посвящена проблеме влияния православия на культурно-бытовые изменения жизни малых народов Алтая, в частности тому, насколько эти изменения непосредственно определялись христианским мировоззрением или помогали усвоению христианского учения и норм христианской нравственности. В основе статьи — анализ отчетов миссионеров Алтайской духовной миссии, начиная с деятельности прп. Макария (Глухарева), их воспоминаний и дневников. Статья опирается на выводы современных исследователей, изучающих миссионерскую деятельность Российской православной церкви синодального периода. Выделены культурно-бытовые изменения жизни алтайцев, обусловленные не только задачей их просвещения и включения в состав Российского государства, но и усилиями миссионеров, направленными на христианизацию этих народов. Среди таких изменений — создание алтайской письменности, появление навыков регулярного труда и ведения хозяйства, поддержание чистоты жилища, следование элементарным правилам гигиены, обращение к современной медицине, изменение брачного поведения и отношения к женщине, участие в благотворительности и материальных нуждах миссии. Делается вывод, что алтайские миссионеры стремились не к унификации образа жизни и русификации местного населения, а к передаче ему духовных и общекультурных навыков, являющихся следствием развития христианской культуры и формирующих фундамент для укоренения христианской веры в жизни
Ключевые слова: история миссии, миссионерская деятельность РПЦ, синодальная миссия, архим. Макарий (Глухарев), Алтайская духовная миссия, христианизация, автохтонное население, культурно-бытовая жизнь