С. 75–89
Статья посвящена обзору и анализу просветительско-миссионерской деятельности Николая Ивановича Ильминского среди казанских инородцев. Особенностью этой миссии явилось то, что она осуществлялась через просвещение. Ильминский использовал новые подходы и методы в деле просвещения местных народов, основными из которых были использование родного языка и подготовка преподавателей из числа самих инородцев; он также заложил основы языка для кряшен, предложив вместо привычного арабского письма алфавит на кириллице. По инициативе и при содействии Николая Ильминского в последней трети XIX века была создана целая сеть школ для детей-инородцев, открыты центральные (высшие) учебные заведения, готовившие учителей и преподавателей для инородческих школ и священников для инородческих приходов.
Ключевые слова: миссия, просвещение, кряшены, инородцы, Казанская крещено-татарская школа, Братство свт. Гурия.