Священник Алистер Стюарт, Ph.D., Бирмингемский университет, настоятель прихода Аптон-кум-Чалви (г. Слау, Англия)
С. 12–31
DOI: 10.25803/26587599_2021_39_12
Новозаветные исследователи, изучая паренезу в 12–13 главах Послания к Римлянам, обычно делают это с целью выяснить, отражает ли этот материал знание ап. Павлом предания об Иисусе (Jesus tradition). В настоящей статье высказывается предположение, что искать у ап. Павла параллели с синоптическим материалом и задаваться вопросом, указывает ли это впрямую на знание им учения Иисуса, бессмысленно, поскольку мешает увидеть главное, а именно: вне зависимости от источника способ передачи этого материала — катехизический. Параллели с синоптиками неточны, при этом паренетический материал 12–13 глав Послания к Римлянам подан в контексте крещения. В таком виде он не дает нам никаких сведений о том, знаком ли ап. Павел с преданием об Иисусе, но зато позволяет получить представление о природе катехизации в раннехристианских общинах. Более того, паренеза в 12–13 главах Послания к Римлянам поражает обилием параллельных мест с главами о двух путях в «Дидахе» (гл. 1–5), назначение которых очевидно катехизическое, да и с другими источниками, отражающими катехизическую традицию (как, например, рассказ Плиния о деятельности христиан, а также чин крещения у елкесаитов). Это дает основания для дальнейших выводов о том, что катехизация в данном случае очевидно адаптирована под иудейский контекст. Апостол Павел в паренезе 12–13 глав Послания к Римлянам использует иудейскую версию катехизического материала, чтобы заручиться поддержкой у преимущественно иудейской аудитории.
Ключевые слова: теология, катехетика, библеистика, паренеза, Послание к Римлянам, катехизация, «Дидахе», традиция двух путей, чин отречения в крещении, «Учение апостолов»
Для цитирования: Стюарт Алистер, свящ. Апостол Павел и два пути. Предкрещальная катехизация в Послании к Римлянам (12–13 главы) // Вестник Свято-Филаретовского института. 2021. Вып. 39. С. 12–31 • DOI: 10.25803/26587599_2021_39_12