Священник Даниил Яковов, преподаватель Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью) (Белгород)
С. 137–147
DOI: 10.25803/SFI.2020.35.3.006
Миссионерская работа среди коренных, а также малочисленных народов Севера неразрывно связана с рецепцией культуры народа, к которому обращена проповедь. Многие элементы языческих верований вошли в культуру и стали отождествляться с традиционным образом жизни людей. В свою очередь общение представителей коренных народов с переселенцами спровоцировало изменение пантеона языческих богов и персонажей народного эпоса, которые стали отождествляться с христианскими святыми и библейскими персонажами. Миссионерская работа в таком случае должна опираться на сложившиеся национальные образы, воплотившие христианские идеи и ценности. В ходе анализа самодийской культуры были выявлены некоторые сходства между языческими богами-антагонистами и антитезой Бога Вседержителя и дьявола, известной в христианской культуре. В данной статье рассматривается влияние персонажей языческого эпоса, сходных с христианским Богом, на миссионерскую деятельность. Мы предположили, что использование национальных образов может способствовать миссионерской деятельности среди коренных народов Севера, дать соответствующий культурный код для передачи народам Божественного Откровения.
Однако в результате проделанной работы было установлено, что при отождествлении языческих персонажей с христианскими святыми и Богом увеличивается вероятность контрпереноса негативных свойств и качеств характера языческого персонажа на христианский образ, что будет оказывать негативное влияние на миссионерскую деятельность в целом. Изучение национальных образов и работа с ними позволит оптимизировать деятельность миссионеров, а также избежать методологических ошибок в планировании и построении миссионерской деятельности в этнокультурном контексте.
Ключевые слова: Православие, миссиология, миссия, миссионерство, история понятий, культура, этнография, миссионерское поле.