Владимир Якунцев, заведующий Научно-методическим центром по миссии и катехизации, специалист по научно-методической работе, старший преподаватель, Свято-Филаретовский институт (Москва)
С. 93–112
DOI: 10.25803/26587599_2022_41_93
В статье обосновывается возможность применения в миссиологии элементов научно-методического аппарата современной педагогической науки — субъект-объектного и субъект-субъектного подходов. В рамках теоретической миссиологии иллюстрируется их использование для описания трех типов миссионерского сознания: «теоцентричного», «экклезиоцентричного» и «антропоцентричного». «Теоцентричный» тип миссионерского сознания предполагает, что субъект миссии — Бог, а объект — спасаемая от грешного мира Церковь. В «экклезиоцентричном» типе субъектом становится сама Церковь, которой Бог передает свою субъектность в деле спасения и миссии, а объектом — весь мир, призванный к спасению. «Антропоцентричный» тип миссионерского сознания подразумевает необходимость взаимодействия двух субъектов — спасающих Бога и Церкви, с одной стороны, и вопрошающего присутствия Божьего и Его спасения человека, с другой стороны. Статья открывает возможности для использования в разных отраслях миссиологии научного аппарата современной педагогики, который с помощью субъект-объектного и субъект-субъектного подходов позволяет различать субъект-объектные и субъект-субъектные отношения и формировать соответствующие парадигмы педагогической и миссионерской практики.
Ключевые слова: теология, миссия, теоретическая миссиология, субъектобъектный подход, субъект-субъектный подход, миссионерское сознание, субъект миссии, актор и адресат миссии