Глеб Ястребов, старший преподаватель СФИ (Москва)
С. 29–47
DOI: 10.25803/SFI.2019.32.53363
Согласно гипотезе Вайса-Швейцера, Иисус был апокалиптическим пророком. Она оставалась магистральной до последних десятилетий XX века, но затем встретила серьёзные вызовы (главным образом, в «Семинаре по Иисусу»). Но как показывает анализ, основные аргументы её критиков несостоятельны. (1) Евангелие от Фомы не является сильным доводом в пользу неапокалиптического Иисуса, ибо его Иисус далёк от правдоподобного иудейского контекста. (2) Стратификация Q по Клоппенборгу сомнительна. (3) Сосуществование апокалиптических материалов с сапиенциальными естественно в устах апокалиптиста. (4) Речения о будущем Сыне Человеческом могут быть частично достоверными. Более того, вопреки скепсису ряда учёных, логии о сроках эсхатона (Мф 10:23; Мк 9:1; 13:30) отражают ipsissima vox Иисуса, хотя и не его ipsissima verba.
Ключевые слова: Иисус, поиск исторического Иисуса, Новый завет, евангелия.