Татьяна Панченко, кандидат философских наук
С. 83–99
В статье обсуждается, в каком смысле великие культурные эпистемы – такие, как сакральная эпистема христианского Средневековья и секулярная эпистема Европы Нового времени, – могут быть названы тотальными или репрессивными. При этом секуляризация понимается как локальный исторический процесс, имеющий не только временные, но и географические пределы. С начала ХХI века идёт широкая дискуссия о постсекуляризме, приходящем якобы на смену секуляризму. Автор пытается показать, в сколь узком смысле это утверждение справедливо. Оспаривается мнение Григория Борисовича Гутнера о том, что теория дискурса Юрген Хабермаса являет собой новый глобальный – постсекулярный – проект, преодолевающий тотально-репрессивный характер предшествующих культурных эпистем.
Ключевые слова: тотальность, сакральная и секулярная эпистемы, постмодернизм, постсекуляризм.