Перейти к основному содержимому

Практическая экклезиология: мысль протоиерея Сергия Булгакова о Церкви и ее преломление в деятельности социально-миссионерского объединения «Православное Дело»

Наталья Ликвинцева, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья имени А.И. Солженицына
С. 13–30
DOI: 10.25803/26587599_2023_48_13
Статья посвящена работе социально-миссионерского объединения «Православное Дело», созданного в 1935 г. в эмигрантском Париже м. Марией (Скобцовой), духовной дочерью прот. Сергия Булгакова, всесторонне поддерживавшего работу организации. Статья фокусирует внимание на двойной взаимосвязи: на преемственности и перекличках между религиозной мыслью м. Марии и богословием о. Сергия Булгакова и на том, как экклезиологические воззрения обоих мыслителей стали фундаментом для практической работы «Православного Дела». Уже первые опыты религиозно-философской мысли Е. Ю. Скобцовой связаны с выделением ею «основного русла» русской религиозной мысли, творческим итогом которого она считает софиологию о. Сергия, а основной интуицией — «Богопричастность мира». После монашеского пострига м. Мария размышляет над должным ответом церкви на социальные вызовы ХХ в., опираясь на мысли о. Сергия о социализме как вызове времени, ответ на который должна дать именно церковь. Оба мыслителя размышляют над экклезиологическими основаниями такого ответа. Булгаков выстраивает экклезиологию «живой соборности», противостоящую атомизированной раздробленности коллектива. Развивая идеи о. Сергия, м. Мария разрабатывает экклезиологию «внехрамовой литургии», изливающейся как из центра из приобщенности к Евхаристической жертве в мир, и охватывающей собою всех. Оба мыслителя размышляют в этом ключе о роли творчества, об укорененности экклезиологии в Евхаристии, о роли страдания и сострадания. Мысль о Церкви как о «живом многоединстве» становится фундаментом работы «Православного Дела» с его подходом к каждому нуждающемуся как к подлинной личности, помощь которой должна оказываться целостно, на уровне тела, души и духа. Важным моментом становится и братское единство тех, кто оказывает такую помощь: они должны быть «малой церковью», приобщающей остальных к общей творческой жизни во Христе.
Ключевые слова: богословие, экклезиология, соборность, социальная работа, церковь и общество, литургия
Для цитирования: Ликвинцева Н. В. Практическая экклезиология: мысль протоиерея Сергия Булгакова о церкви и ее преломление в деятельности социально-миссионерского объединения «Православное Дело» // Вестник Свято-Филаретовского института. 2023. Вып. 48. С. 13–30.