Аристотель Папаниколау, профессор богословия, заведующий кафедрой православного богословия и культуры, директор-соучредитель Центра православных христианских исследований Фордемского университета (Нью-Йорк)
С. 167–185
DOI: 10.25803/SFI.2020.35.3.008
Статья подготовлена на основе доклада, сделанного на XXVII Международной экуменической конференции по православной духовности «Призванные к жизни во Христе» (Монастырь Бозе, 6 сентября 2019 года).
Статья посвящена проблеме взаимосвязи между христианским призванием и жизнью общества, которая осмысливается с привлечением понятия «секуляризм». Рассматривается, как менялось это понятие в христианскую эпоху и каково его содержание в наше время. Утверждается, что современный западный секуляризм не имеет атеистической направленности и не ставит целей искоренить религию или её маргинализировать, но что демократическое общество не может существовать без религиозного плюрализма. С точки зрения автора, позиция христианского секуляризма предполагает отказ от доминирующей роли православия в государстве, признает правовое равенство всех религий в обществе и является единственной альтернативой авторитаризму церкви, сращенной с государством. В статье предпринимается попытка доказать, что если христианское призвание состоит в теозисе, понимаемом как общение между Богом и человеком, обретаемом через умение любить, то к людям, которые не разделяют его веру, христианин должен подходить с аскетикой теозиса. Он призван трудиться во имя христианского секуляризма и общества, которое защищает и поощряет плюрализм, в том числе и нравственный плюрализм.
Ключевые слова: религия, политика, православие, общество, секуляризм, плюрализм, теозис.