Стефано Паренти, доктор восточных церковных наук, профессор Папского университета святого Ансельма (Рим)
С. 9–42
DOI: 10.25803/SFI.2018.28.23042
Изучение истории богослужения ныне предполагает не только рассмотрение литургических текстов и процессов их формирования, но также исследование практики совершения богослужения, отразившейся в письменных источниках: церковных канонах, житийной литературе, проповедях и писаниях деятелей церкви, сохранивших для нас указания на особенности богослужения различных эпох и регионов. Предметом исследования в данной статье является сложный феномен православного богослужения византийского обряда. Литургия святителя Василия Великого, совершаемая ныне только десять раз в году, некогда была главной византийской литургией для воскресных и праздничных дней церковного года, но вследствие определённых обстоятельств оказалась «на вторых ролях». В течение последнего тысячелетия, напротив, бывшая некогда «запасной» и предназначавшаяся для дней седмицы литургия святителя Иоанна Златоуста постепенно вышла на «первые позиции» и стала восприниматься как главная литургия византийского обряда, о чём свидетельствуют не только перемещение её на первое место в литургических рукописях, но и сохранившиеся косвенные свидетельства о практике её совершения. Несмотря на неоспоримый факт перемещения литургии святителя Василия с «лидирующих позиций», причины такого изменения не становились прежде предметом историко-литургического анализа. Благодаря достижениям сравнительной литургики и сопоставлению литургических и агиографических свидетельств автор указывает на основные причины данного перемещения, связывая их не с «удобством» и краткостью чина литургии святителя Иоанна Златоуста, но с целым комплексом изменений в практике литургического благочестия, характерных для монастырей и церквей Византийской столицы.
Ключевые слова: литургия свт. Василия Великого, литургия свт. Иоанна
Златоуста, анафора, византийский обряд, православное богослужение,
евхологий, типикон.