Стефано Паренти, доктор восточных церковных наук, профессор Папского литургического института Университета святого Ансельма (Рим)
С. 73–99
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54183
В статье исследуется эволюция богослужения суточного круга в Константинополе в период после IX века, когда не только монастыри города, но также и соборные церкви следовали литургическому обряду, обозначенному как ἁγιο πολίτης, т. е. обряд святого города – Иерусалима. Только в кафедральном соборе Константинополя, в храме Святой Софии совершался обряд, называемый в источниках ἐκκλησιαστής, т. е. обряд константинопольской Великой церкви. Автор анализирует особые формы сочетания двух указанных литургических систем, обращая внимание на тенденцию сохранять обряд ἐκκλησιαστής в наиболее значимые периоды церковного года. В противоположность распространенному прежде мнению, XI век не был периодом расцвета кафедральной традиции Константинополя, но в большей степени временем её упадка и угасания.
Ключевые слова: богослужение, обряд, Константинополь, устав, лекционарий, Евхологий, Псалтирь, Праксапостол.