Священник Штефан Липке, кандидат филологических наук, директор Института святого Фомы (Москва)
С. 28–36
DOI: 10.25803/SFI.2020.33.54172
Статья посвящена роли архимандрита Роберта Тафта в решении Святого престола признать анафору Аддая и Мари действительной евхаристической молитвой. Автор исследует аргументы за данное решение и против него. Главное препятствие к признанию этой анафоры было связано с представлением, что именно слова Господни «это Тело Моё» и «это Кровь Моя» являются «формой» таинства Евхаристии. Однако, как показал архимандрит Роберт Тафт, учение католической церкви не означает, что пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа происходит именно в момент произношения слов установления. Более традиционно связывать пресуществление с тем, что Сам Христос произнёс эти слова во время Тайной вечери и что в молитвах благодарения, эпиклесиса и приношения во время анафоры выражается вера в пресуществление евхаристических даров.
Ключевые слова: литургия, Евхаристия, освящение, единство христиан, ассирийская церковь.