Александр Копировский, кандидат педагогических наук, доцент, профессор СФИ (Москва)
С. 94–104
DOI: 10.25803/SFI.2019.29.25885
В статье раскрываются особенности содержания педагогики искусства в России в 1920–1930-х годах на примерах теории и практики преподавания различных предметов, связанных с приобщением к искусству. Показано, как в этой области усиливался идеологический подход, приводивший к таким последствиям, как сокращение сроков обучения педагогов искусства и количества специальных учебных заведений, а главное – к упрощению интерпретации форм и содержания произведений искусства, анализ которых проводился, прежде всего, с точки зрения их «полезности». Приведены примеры того, как ряд психологов и педагогов искусства (прежде всего, Л.С. Выготский и А.В. Бакушинский) смогли, хотя бы отчасти, сохранить ориентацию на глубину эстетического содержания рассматриваемых произведений, их индивидуальное восприятие и переживание. Утверждается, что известный теоретик христианской педагогики Василий Зеньковский, признавая силу и положительное значение эстетического воздействия на учащихся, но противопоставляя ему религиозно-моральные движения души, недооценивал значение красоты в свидетельстве о духовных ценностях. Сделан вывод, что в условиях концептуального марксистского подхода именно углубление эстетической составляющей в преподавании искусства оказывалось формой сохранения его духовного содержания.
Ключевые слова: духовное содержание образования, педагогика искусства, художественное восприятие, переживание, православная педагогика, христианская антропология