Перейти к основному содержимому

Феномен Московской высшей православно-христианской школы: от возрождения святоотеческой системы катехизации к новому типу образования

Александр Копировский, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой богословия СФИ (Москва)
С. 89–108
DOI: 10.25803/SFI.2021.37.1.005
В статье раскрывается опыт уникального духовного учебного заведения, созданного в советское время как плод неожиданно возникшего в среде советской интеллигенции интереса к религии и православной церкви, без попыток повторить структуру и содержание образования в духовных семинариях и академиях. Показано, как возрождение существовавшей в раннехристианской церкви системы длительной катехизации с необходимостью приводит к её дальнейшему развитию в виде системы образования, предполагавшей отказ от схоластики и преодоление разрыва между интеллектуальным познанием и непосредственной духовно-церковной практикой. Принципы этой системы, представленной в виде трех последовательных образовательных этапов, сформулированы в контексте поиска общинности и единства, без которых духовные школы обречены на формализацию и вырождение. Выделены и обоснованы средства максимальной активизации студентов в процессе обучения, подробно описаны формы и специфика их самостоятельной работы. Подчёркнута необходимость и возможность ориентирования их сразу на высшие достижения христианской научно-богословской мысли при условии, что процесс духовного образования является не основой, а дополнением к экзистенциальной стороне жизни студентов. Новый тип духовного образования рассматривается в связи с пониманием христианской традиции как единства богословия, церковной культуры и церковного образования. Сделан вывод, что спонтанно открытые на основе возрождения святоотеческой катехизации принципы, методы и формы обучения в Московской высшей православно-христианской школе оказались во многом сходными с современными поисками выхода высшего образования из кризиса в виде различных форм «свободных университетов».
Ключевые слова: катехизация, община, братство, христианское образование, этапность, духовные школы, духовная литература, православная традиция, учебные программы.
Для цитирования: Копировский А. М. Феномен Московской высшей православно-христианской школы: от возрождения святоотеческой системы катехизации к новому типу образования // Вестник Свято-Филаретовского института. 2021. Вып. 37. С. 89–108. DOI: 10.25803/SFI.2021.37.1.005