Фёдор Козырев, доктор педагогических наук
С. 149–171
Проблема свободы как «основного вопроса воспитания и нравственной философии», по Константину Дмитриевичу Ушинскому, рассмотрена в контексте современной ситуации в философии образования. В качестве её классического решения представлена теория нравственного образования Сергея Иосифовича Гессена. Показаны неокантианские истоки теории и близость взглядов Гессена другому представителю русского неокантианства Михаилу Михайловичу Бахтину. Проведён подробный анализ предложенного Гессеном решения, подчёркнут его диалектический и динамический характер. Прослежено развитие идеи перманентного самотрансцендирования человека как условия осуществления свободы в немецком трансцендентализме, экзистенциализме и феноменологии. В качестве смысловой параллели «прикладной философии» Гессена в области психологии представлена экзистенциальная антропология Виктора Франкла. Показано, как идея онтологизации морали, по Франклу и Гессену, связана с тенденцией «втягивания» духовности в образ человека в новейшей антропологии и педагогике.
Ключевые слова: педагогика, мораль, экзистенциализм, свобода, автономия, личность, трансцендентность.