Перейти к основному содержимому

Развитие методов детской катехизации под влиянием Монтессори-педагогики в западной христианской традиции

Зинаида Лурье, кандидат исторических наук, научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
С. 132–156
DOI: 10.25803/26587599_2024_49_132
В настоящей статье рассматриваются особенности паралитургической модели детской катехизации, возникшей и развивающейся во многом под влиянием Монтессори-педагогики, в общем контексте развития катехизической подготовки детей в западной христианской традиции. Уделено внимание профессионализации деятельности катехизаторов в ХХ века, показаны наиболее значимые тенденции в развитии катехизической деятельности. Если в первой половине века решались задачи главным образом методические, то во второй половине века образовательная практика развивается под влиянием экзистенциального богословия. В наиболее последовательном виде паралитургическая модель нашла отражение в двух программах христианского образования: католической программе «Катехизис Доброго Пастыря» Софии Каваллетти и протестантской программе “Godly Play” Джерома Берримана, оказавшими значительное влияние на современную педагогическую практику. В статье дается общая характеристика паралитургической модели и описаны особенности упомянутых систем. Автор делает предположения о причинах популярности методов, дает характеристику их влиянию на христианскую педагогическую практику, а также указывает на ряд проблем, возникающих в связи с их распространением. Практика показывает эффективность такого подхода к христианскому образованию и ее богатый педагогический потенциал. Однако требуется как проведение доказательных педагогических исследований применения Монессори-подхода к христианскому образованию, так и решение вопросов, связанных с содержанием образования и культурной адаптацией методики. 
Ключевые слова: детская катехизация, Мария Монтессори, Джером Берриман, София Каваллетти, катехизис, духовность, дети, конфирмация, первое причастие
Для цитирования: Лурье З. А. Развитие методов детской катехизации под влиянием Монтессори-педагогики в западной христианской традиции // Вестник Свято-Филаретовского института. 2024. Т. 16. Вып. 1 (№ 49). С. 132–156.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 29 декабря 2022 года
Свидетельство о государственной аккредитации от 26 января 2023 года
Свидетельство о церковной аккредитации № 26 от 1 декабря 2022 года

Все документы
Контакты
Наши партнёры
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Московская высшая школа социальных и экономических наук
Русская христианская гуманитарная академия
КоДС
Реквизиты СФИ

ИНН: 9701225665, КПП: 770101001
Р/с: 40703810838120100621 ПАО Сбербанк
К/с: 30101810400000000225
БИК: 044525225
ОКТМО: 45375000
ОГРН: 1227700696850
ОКПО: 74556262
ОКВЭД: 85.22

Ситуационный центр Минобрнауки по COVID-2019 («Горячая линия» с 8:00 до 20:00 по московскому времени): +7 (495) 198-00-00