Перейти к основному содержимому

Библейский контекст понятия «экклесия» (ἐκκλησία) и его позднейшее применение в православной экклезиологии

Петрос Василиадис, доктор теологии, профессор Нового завета Университета им. Аристотеля (Салоники)
С. 9–29
DOI: 10.25803/SFI.2020.31.53159
В статье сравниваются два типа православной экклезиологии. Первая – евхаристическая / литургическая – основывается на библейском (семитском) понимании Церкви как народа Божьего, собранного вокруг Христа и призванного возвещать грядущее Царство каждый раз, когда она собирается ἐπὶ τὸ αὐτό (в одном месте), и в особенности для совершения Евхаристии. Вторая экклезиология – терапевтическая/катарсическая – связана с Александрийской школой богословия и рассматривает Церковь не как образ эсхатона, а как образ начала всего сущего, образ творения. В этой экклезиологии Церковь представляется отдельно от исторически существующей церковной общины – как некая совершенная и вечная Идея, а основное внимание уделяется очищению души (катарсису), избавлению от страстей, а также исцелению (терапии) падшей человеческой природы. Духовность и миссия Церкви в рамках второй экклезиологии направлены не на синергическое и пророческое предвозвещение Царства Божьего, а на спасение души каждого отдельного христианина. По мнению автора, современной церкви нужно вернуться к пророческому характеру православия, а также к основополагающей библейской традиции. 
Ключевые слова: экклезиология, образы Церкви, эсхатон, Александрийское огласительное училище, церковная община, евхаристия.