Андрей Тесля, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Академии Кантиана ИГН БФУ им. И. Канта (Калининград)
С. 189–203
DOI: 10.25803/SFI.2020.31.53350
Политическая теория славянофилов за последние десятилетия сравнительно редко делалась предметом специального анализа – нередко воспроизводятся традиционные историографические суждения, не отражающие ни введённые за минувшие годы новые источники по теме, ни результаты разработки смежных тем. Целью данной статьи является рассмотрение ряда сюжетов, позволяющих уточнить характеристику политических воззрений Ивана Васильевича Киреевского (1806–1856). Будучи одним из виднейших деятелей славянофильского направления, он привлекает внимание преимущественно своими философскими и отчасти богословскими воззрениями. Никоим образом не оспаривая эту точку зрения, автор статьи представляет краткую характеристику его политических воззрений зрелого периода (с конца 1830-х годов). В текстах этого времени Киреевский предстает как политический теоретик, внимательный к понятийному ряду, занимающий к 1855 году консервативно-либеральную, ориентированную на англофильскую традицию, националистическую позицию. Особенный интерес представляет позиция Киреевского по отношению к «закону» и «законности» – в отличие от возобладавшей в интерпретации славянофильства аксаковской линии, пренебрегающей формальной законностью и склонной едва ли не противопоставлять её справедливости (в дихотомии «правды внешней» и «правды внутренней»), Киреевский отстаивает единство справедливости и законности.
Ключевые слова: история русской общественной мысли, национализм, политическая теория, русский либерализм, славянофильство.