Ольга Кузнецова, заведующий Богословским колледжем СФИ (Москва)
С. 30–53
DOI: 10.25803/SFI.2020.31.53171
В статье рассматривается вопрос о признаках и границах евхаристического собрания в работах протопресвитера Николая Афанасьева, а также развитие его идей в трудах самых ярких последователей – протопресвитера Александра Шмемана и митрополита Иоанна (Зизиуласа). Для Афанасьева понятие «евхаристического собрания» является центральным в построении его евхаристической экклезиологии, поэтому и решение вопроса об установлении признаков и границ этого собрания является для него ключевым. В данной работе предпринимается попытка сформулировать перечень критериев, по которым можно опознать евхаристическое собрание (все в одно место ради одного, отсутствие наблюдателей, царственно-священническое служение всех участников, дух единства и любви и т. п.). Кроме того, рассмотрение идей протопресвитера Александра Шмемана и митрополита Иоанна (Зизиуласа) показывает, насколько по-разному они развивали идеи Афанасьева – если Шмеман сохранял преемственность основных положений отца Николая, то Зизиулас развивал своё богословие в несколько отличном и самостоятельном русле.
Ключевые слова: евхаристическое собрание, экклезиология, протопр. Николай Афанасьев, митр. Иоанн (Зизиулас), протопр. Александр Шмеман.