Петрос Василиадис
Петрос Василиадис – греческий библеист, почетный профессор кафедры богословия Университета имени Аристотеля в Салониках (AUTh), президент Центра экуменических, миссиологических и экологических исследований имени митрополита Пантелеимона Папагеоргиу (CEMES) и почетный президент Всемирной конференции ассоциаций богословских институтов (WOCATI). Родился в Фессалониках в 1945 году, изучал богословие и математику в Университете имени Аристотеля в Фессалониках, библейскую критику и библейское богословие в Королевском колледже (Лондон) и Гейдельбергском университете.
Образование и работа
Петрос Василиадис начал свой путь в научно-образовательной сфере в качестве ассистента профессора Савваса Агуридиса (1974-1977) на богословском факультете Афинского университета, где защитил свою докторскую диссертацию на тему «Гипотеза о документе Q. Критическое осмысление нынешних литературоведческих и богословских проблем в связи с документом Q» (On the Hypothesis of the Q-Document. A Critical Consideration of Current Literary and Theological Problems of the Q-Document, 1977).
Вернувшись в свой родной город Салоники, в 1982 году был назначен на должность лектора, спустя год – доцента, в 1985 году – старшего доцента, а в 1989 году стал профессором на богословском факультете Университета имени Аристотеля в Салониках. Там на протяжении почти 35 лет преподавал Новый завет и межрелигиозный диалог, время от времени читая курсы по миссиологии, литургике и экуменическому диалогу. В качестве приглашенного профессора также преподавал в различных институтах, университетах и колледжах США (Свято-Владимирская семинария, Свято-Афанасьевский колледж, Колледж Смит, Линчбург), Европы (Босси, Бари Болонья, Равенна, Копенгаген, Лунд, Осло, Йоэнсуу, Рейкьявик), и Азии (Южная Корея).
В течение многих лет был координатором одного из направлений Программы межвузовского сотрудничества ЕС «Эразмус»/«Сократ». С 1986 года – соредактор греческой библейской серии «Герменевтика Нового Завета» (ΕΚΔ) и “Bibliotheca Biblica” (ΒΒ), редактор экуменической серии “Ecclesia-Koinonia-Oecumene” (ΕΚΟ), и серий Центра экуменических, миссиологических и экологических исследований. Главный редактор по Восточной и Южной Европе альманаха Университета Южной Флориды «Международные исследования становления христианства и иудаизма», редактор Большой православной энциклопедии (Μεγάλη Ορθόδοξη Χριστιανική Εγκυκλοπαίδεια, MOXE) в первые годы ее существования.
Петрос Василиадис также был православным представителем в Комиссии по всемирной миссии и евангелизации в составе Всемирного совета церквей (1998-2006) и главным организатором XIV Конференции по всемирной миссии. По его рекомендации конференция впервые состоялась в православной среде, будучи официально принятой Элладской церковью в Афинах (2005). Был координатором исследований по библеистике в рамках XII Конференции по всемирной миссии в Сан-Антонио, Техас, США (1989) и VIII Генеральной ассамблеи в Хараре, Зимбабве (1998). Кроме того, входил в состав различных синодальных комитетов Элладской церкви по вопросам литургического обновления, и межправославных и межхристианских отношений. Консультант Объединенных библейских обществ по налаживанию отношений с Православной церковью и изложению православного понимания Библии в международной семье Библейских обществ. Институциональный координатор форума “Mediterraneum” по вопросам веры, истории религий, культурно-антропологических исследований в области трех монотеистических религий Средиземноморья, член редколлегии православного журнала по библеистике «Бюллетень библейских исследований» (Δελτίο Βιβλικών Μελετών) фонда “Artos Zoes” и серии «Регнум Эдинбург 2010» Оксфордского центра миссионерских исследований.
Почетный президент Всемирной конференции ассоциаций богословских институтов (WOCATI), один из основателей, секретарь и вице-президент Общества экуменических исследований и межправославных отношений (SESIOR), член-учредитель, первый секретарь и нынешний президент Центра экуменических, миссиологических и экологических исследований, член международного проекта «Q» Общества библейской литературы и , а также Общества исследователей Нового завета (Studiorum Novi Testamenti Societas, SNTS), один из координаторов регулярных конференций исследователей Нового завета Востока и Запада. Был одним из главных участников Межхристианского симпозиума кафедры богословия университета имени Аристотеля в Салониках и Папском Антонианском университете в Риме. Близкий друг экуменической монашеской общины Бозе в Италии.
Удостоен высшей награды от муниципалитета Неаполи в Салониках за вклад в религиозное и культурное развитие родного города, а также от муниципалитета Эдессы за общий вклад в науку. Вместе со своими коллегами – профессорами С. Агуридисом, Г. Галитисом, Ж. Каравидопулосом, Б. Стоянносом и Ж. Галанисом – перевел Новый завет на современный греческий язык (1977-1989). Опубликовал и отредактировал на греческом и английском языках около двадцати книг и трехсот статей в научных журналах и сборниках материалов конференций, а также в печатных и электронных периодических изданиях. Научный руководитель более семнадцати магистерских работ и десяти докторских диссертаций в области библеистики (наряду с традиционным подходом также продвигая социологический, феминистский и другие современные экзегетические методы библейского анализа), а также миссиологии, литургики и экуменических исследований. Выступал в дискуссиях на радио и телевидении. Автор многочисленных интервью на различные темы. Участник более сотни международных конференций.
Вклад в библеистику
В области библейской литературы научные интересы Петроса Василиадиса касались главным образом речений исторического Иисуса, Q-документа, Павлова богословия, а также литургического и евхаристического богословия.
Основным вкладом Петроса Василиадиса в разработку проблемы синоптических Евангелий (Q) стали его методологические принципы реконструкции Q-документа, получившие широкое распространение, и следствия гипотезы о Q-документе, предлагающие не столько решение синоптической проблемы, сколько возможность посмотреть под иным углом на привычные представления об истоках христианства. Кроме того, в рамках проекта по собиранию текстов Павла, на основании тщательного рассмотрения 2 Кор 8-9, Петрос Василиадис относится к числу исследователей, поддерживающих социальный характер этого древнего радикального института христианства, главной целью которого был идеал «равного распределения и постоянного общения имуществ». В том, что касается богословия апостола Павла (как и всего новозаветного богословия в целом), Петрос Василиадис настаивает на сочетании исторического и тематического подходов к этой области, параллельно признавая и используя такие полу- и внеканонические тексты и традиции, как Q и Евангелие от Фомы, и предлагая то, что он называет «евхаристической парадигмой».
Вклад в богословие
При том, что основной сферой его научных интересов остается библеистика, Петрос Василиадис сознательно расширил спектр своих богословских изысканий. В условиях недостатка внимания к слову Божьему, Евангелию и библейским основаниям православного богословия в целом, главным образом вследствие преобладания институциональной стороны жизни церкви в ущерб ее харизматичности, во многих своих работах греческий богослов пытается творчески соединить основополагающую библейскую традицию с последующим развитием церковного предания и современной богословской проблематикой. Осознавая раздробленность современного богословия и стремясь к ее преодолению, профессор широко занимается теоретической и практической разработкой вопросов в таких областях, как экуменическое движение и богословие, миссиология, литургическое богословие и духовное образование во всем мире.
Одной из характерных особенностей его богословских воззрений является приоритет эсхатологического опыта раннехристианской общины над ее литературным наследием (писаниями, Библией и т.д.), хотя со времен апостола Павла произошло смещение акцентов – от (евхаристического) опыта к (христианскому) сообщению, от эсхатологии к христологии (впоследствии, соответственно, к сотериологии), от события (Царства Божьего) к Носителю и Центру этого события (Христу, точнее, к Его Крестной жертве). Ключевая богословская позиция Петроса Василиадиса заключается в том, что «горизонтальная» (экклезиологическая и эсхатологическая) перспектива, как в Новом завете, так и в ранней церкви, а также в поздней христианской литературе, приоритетна по отношению к «вертикальному» сотериологическому (Павлову?) учению, которое всегда играет дополняющую роль по отношению к «горизонтальному» эсхатологическому измерению. Такой взгляд и обусловил то, что его богословские изыскания не ограничены пределами библеистики.
Опираясь в своих богословских поисках на фундаментальную, хотя и маргинализируемую, христианскую доктрину воплощения, и ратуя за преодоление традиционного святоотеческого эксклюзивизма современного православного богословия, а также высказываясь за необходимость библейских оснований для евхаристической экклезиологии, Петрос Василиадис настойчиво продвигает, следуя завету своего наставника профессора Саввы Агуридиса, пророческое богословие, превосходящее евхаристическое и терапевтическое богословия, преобладающие в Греции с 1960-х годов. В ряде своих работ он высказал мнение, что недостаточное внимание к Священному писанию неизбежно повлекло за собой то, что современное богословие свелось к разного рода дилеммам, например, между терапевтическим и евхаристическим богословием, между герондой/старцем и епископом, между обожением и таинствами и т.д. Следуя общей линии евхаристической экклезиологии митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа) о необходимости первенства на богословской, а не только исторической основе, Петрос Василиадис также вывел на первый план для переосмысления взгляды протопресвитера Николая Афанасьева, первопроходца в этой области, уделяя особое внимание пневматологическому (наряду с христологическим) и миссиологическому (помимо евхаристического) измерениям Церкви и тем самым приближаясь к богословским воззрениям архиепископа Тиранского и всея Албании Анастасия (Яннулатоса).
Вклад в миссию
Исходя из этой позиции и опираясь на библейские основания, Петрос Василиадис предложил пересмотреть православный взгляд на интеркоммунион и исключительный характер Евхаристии, так же как и православный подход к христианской антропологии.
С середины 1980-х годов греческий богослов продвигает новую парадигму христианского свидетельства (миссии) в эпоху постмодерна. В то же время он систематически подходит к православному пониманию экуменического богословия, подчеркивая, что христианское свидетельство представляет собой настоящую Литургию после литургии. Кроме того, Петрос Василиадис настаивает на необходимости межхристианского и межрелигиозного диалога и в особенности на библейском и литургическом возрождении.
За последние десять лет, в качестве участника программы ВСЦ по проблемам бедности, богатства и экологии (PWE) с 2006 года, профессор принимает деятельное участие в теоретической и практической разработке христианской альтернативы тому, что предлагает неолиберальная экономическая глобализация. Участвуя в межконфессиональном диалоге и ратуя за взаимодействие между христианством и модернизмом (и постмодернизмом), Петрос Василиадис приходит к выводу о необходимости юридически закрепленной и обязательной для всех Всеобщей декларации ответственностей человека, наряду с его правами. По словам профессора, межрелигиозный диалог и сотрудничество необходимы в тех областях, в которых модернистская парадигма не увенчалась успехом. Речь идет о проблемах обеспечения духовного и материального благосостояния людей, о деградации социальных и нравственных ценностей, о неспособности человечества добиться справедливого и мирного существования на земле, а также о его нежелании охранять природную среду и об уступках правилам доминирующей мировой экономической системы.
Вклад в богословское образование
В 2002 году, спустя десять с лишним лет работы в составе Всемирной конференции ассоциаций богословских институтов, в том числе в ее исполнительном комитете, Петрос Василиадис был избран ее президентом (2002-2008). За его заслуги ему было присвоено пожизненное звание почетного президента. Научный вклад Петроса Василиадиса в сферу всемирного экуменического богословского образования заключается в его обращенности как к новым вызовам времени, так и к традиционным христианским постулатам. Благодаря своему опыту международной деятельности и почти сорокалетнему стажу в научно-образовательной сфере в Греции профессор стал одним из участников процесса переработки курса религии в государственном среднем (лицейском) образовании в своей стране и ревностным поборником конституционных преобразований в греческих государственных высших учебных заведениях. Избран членом Ассоциации профессоров Университета имени Аристотеля в Салониках.
По материалам Википедии. Перевод: Алина Патракова