Социальная история Отечества
с 22 июля по 9 августа 2024
Сроки вступительных испытаний:
с 12 по 16 августа 2024
58 000 рублей за год
О программе
Программа предназначена для людей, имеющих начальные знания по истории Отечества и желающих расширить, углубить и систематизировать свои знания с целью личностного и профессионального развития и адаптации к новым социокультурным условиям.
Цель программы — освоение слушателями основ россиеведения через изучение различных аспектов истории и культуры России.
В результате аудиторных и семинарских занятий, самостоятельной исследовательской работы и выполнения практических заданий слушатели программы приобретут целостное представление:
- о культурно-историческом феномене России как неотъемлемой составляющей мировой христианской цивилизации;
- об основных этапах общественного развития Отечества, истории сословий и основных социальных групп;
- о причинах и последствиях революционных процессов, особенностях отношений между властью и обществом в XX веке, достижений, кризисов и конфликтов;
- о феномене Русского Зарубежья как общества в изгнании.
Полученные знания и приобретенные навыки помогут слушателям в их полноценной профессиональной и личностной самореализации, создадут возможности для гуманитарного влияния на частное и общественное пространство, коммуникации и дискуссии, связанные с осмыслением русского культурно-исторического опыта и российской трагедии XX века, главным результатом которой стали огромные демографические потери и возникновение национальной эмиграции.
Кто может учиться
На программу принимаются абитуриенты, имеющие высшее или среднее профессиональное образование или получающие его, независимо от их возраста и профессиональной специализации.
Описание образовательной программы
Очная форма обучения
Рабочие программы дисциплин
Очная форма обучения
Дисциплины (модули)
Обязательная часть
Методология исторического исследования
Актуальные вопросы истории Второй мировой войны
Биографика русской истории и культуры
Введение в социальную историю Отечества
Власть и общество в XX веке: особенности социальной политики
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Религия и Церковь в России
Русская литература XIX века в контексте истории сословий
Русская Церковь в XX веке
История русской религиозно-философской мысли
История русской культуры «Серебряного века»
История отечественной литературы ХХ века
Русская история IX-XVII века
История сословий и социальных групп дореволюционной России
История России: петербургский период
История общественно-политических движений и партий XIX - первой четверти XX вв.
Социально-политические доктрины и концепции государственного устройства в XX веке
История Коммунистической партии 1898-1991
История советского государства и общества 1917-1991
Власть и общество в XX веке: история социальных конфликтов
История Русского Зарубежья в XX в.
Русские утопии первой трети XX века
Судебная реформа Александра II и ее результаты
Государственная итоговая аттестация
Государственная итоговая аттестация
Факультативные дисциплины
Культура и цивилизация России
Введение в социальную историю Отечества
Методология исторического исследования
Культура и цивилизация России
Религия и церковь в России
Русская литература XIX века в контексте истории сословий
Русская Церковь в XX веке
История русской религиозно-философской мысли
История русской культуры «Серебряного века»
История отечественной литературы XX века
Русская история IX-XVII вв.
История сословий и социальных групп дореволюционной России
Биографика русской истории и культуры
История России: петербургский период
История общественно-политических движений и партий XIX - первой четверти XX вв.
Социально-политические доктрины и концепции государственного устройства в XX в.
История Коммунистической партии 1898-1991
Войны в отечественной истории XX в.
История советского государства и общества 1917-1991
Власть и общество в XX веке: особенности социальной политики в 1917-1991 годах
Власть и общество в XX веке: история социальных конфликтов
История Русского Зарубежья XX в.
Крестьянство в СССР
Культура Русского Зарубежья
Актуальные вопросы истории Второй мировой войны
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация
Практики
Очная форма обучения
Методические и иные документы
Очная форма обучения
Объём общей нагрузки по программе 1728 академических часов, в том числе объём аудиторной нагрузки — 644 академических часа.
Продолжительность обучения: 2 года (очная форма).
Календарный учебный график
Очная форма обучения
Учебный план
Очная форма обучения
Абитуриенту
с 22 июля по 9 августа 2024
Сроки вступительных испытаний:
с 12 по 16 августа 2024
Список необходимых документов
- Заявление на имя ректора СФИ (бланк высылается абитуриенту электронной почтой)
- Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность или гражданство
- Копия документа об образовании с приложением
- Портфолио слушателя
- Две фотографии 3 х 4 см
- СНИЛС (при наличии)
- Согласие на хранение персональных данных (бланк выдается в приемной комиссии)
- Расписка об ознакомлении с документами вуза (бланк высылается абитуриенту электронной почтой)
Документы принимаются по адресу: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 11, каб. 3.1.
Подробно о правилах подачи документов в дистанционном формате см. в Порядке приема на обучение.
При возникновении вопросов технического характера при заполнении заявления абитуриенты могут обращаться по телефону: +7 (963) 715-44-30, на электронную почту: history@sfi.ru (пн-чт 10:00-17:00, пт 10:00-16:00).
1. Получасовое рукописное сочинение (на 1-2 страницы) на гуманитарную тему по случайному выбору.
Перечень тем для эссе:
1.1. Три главных события в отечественной истории IX–XX веков: мои тезисы и аргументы.
1.2. Три любимых деятеля отечественной истории IX–XX веков: мои тезисы и аргументы.
1.3. Петровская эпоха: модернизация? революция? прорыв? катастрофа?..
1.4. Спор западников и славянофилов: интеллектуальная дискуссия «золотого века» русской культуры или бесконечная полемика интеллигенции в многострадальном Отечестве?
1.5. Иосиф Сталин умер? Или не умер?
1.6. Социальный прогресс в отечественной истории: мои критерии и оценки.
1.7. Концепция отечественной истории в творчестве Александра Солженицына.
1.8. Трагедия России XX века в оценке отечественной литературы (на примере любого произведения по выбору поступающего).
1.9. Судьба России: «византизм» Константина Леонтьева или «европеизм» Владимира Соловьёва?
1.10. Истоки и смысл русского коммунизма (в оценке по выбору слушателя: Николая Бердяева, Ивана Ильин, Фёдора Степуна, Петра Струве).
2. Чтение гуманитарной литературы для устного собеседования:
2.1. «Вехи». Сборник статей о русской интеллигенции (любое издание).
2.2. Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. Том I (любое издание).
2.3. Пушкарёв С. Г. Обзор русской истории (любое издание).
2.4. Пушкарёв Б.С. и др. Две России XX века. М., 2008.
2.5. Солженицын А.И. Случай на станции Кочетовка (любое издание).
2.6. Седакова О.А. Маленький шедевр: «Случай на станции Кочетовка» // Между двумя юбилеями (1998–2003): Писатели, критики, литературоведы о творчестве А.И. Солженицына: Альманах / Сост. Н.А. Струве, В.А. Москвин. М. : Русский путь, 2005. С. 322–331. (Режим доступа: http://www.solzhenitsyn.ru/o_tvorchestve/articles/works/?ELEMENT_ID=2070).
2.7. Солоневич И.Л. Россия в концлагере (любое издание, есть в Сети).
2.8. Шаламов В.Т. Колымские рассказы (любое издание, есть в Сети).
3. Собеседование, которое предполагает со стороны слушателя:
3.1. Знание основного содержания прочитанной литературы.
3.2. Умение рассуждать, отвечать на вопросы, формулировать и защищать свою точку зрения, мотивировать свое желание обучаться по данной программе.
3.3. Понимание основных проблем отечественной истории.
3.4. Оценку и обсуждение полемического тезиса Александра Солженицына о том, что «Россия проиграла XX век».
3.5. Ответы на вопросы. Примерный перечень вопросов:
3.5.1. Семейная история.
3.5.2. Чем отличается описание истории, при котором в центре внимания исследователя находятся государственные институты, от описания истории, когда в центре внимания исследователя находится общество и человек?
3.5.3. Почему Петровская эпоха вызывает полярные оценки?
3.5.4. Роль церкви в отечественной истории.
3.5.5. Какие реформы в России удавались, а какие нет?
3.5.6. Последствия войн в отечественной истории.
3.5.7. Как можно расценивать слова Владимира Соловьёва: «О, Русь! в предвиденье высоком Ты мыслью гордой занята; Каким же хочешь быть Востоком: Востоком Ксеркса иль Христа?».
3.5.8. Причины и последствия революции 1917 года.
3.5.9. Особенности русской культуры как части мировой христианской культуры.
3.5.10. Любимые произведения отечественной литературы.
3.5.11. Значение Русского Зарубежья и миссия русской эмиграции.
3.5.12. Причины популярности Иосифа Сталина и сталинского режима в современной России.
3.5.13. Востребован ли в нашей церкви и Отечестве опыт и подвиг новомучеников российских?
58 000 рублей за год
Часы работы деканата
Суббота, воскресенье: выходные
Часы работы приемной комиссии:
Понедельник – четверг, 11:00 – 19:00
Контакты
Контакты
Тел.: +7 (499) 261 04 06
E-mail: history@sfi.ru
- Теология (бакалавриат)
- Теология (магистратура)
- История (магистратура)
- Основы православного богословия
- Социальная история Отечества
- Религия, культура и общество
- Социальная работа со случаем: инновационные модели и методы
- Социальная работа в системе долговременного ухода
- Библия: Ветхий завет и Новый завет
- История церкви
- Основы языка изобразительного искусства
- Христиано-мусульманские отношения
- Выпускные квалификационные работы