Ольга Попова, доктор искусствоведения
С. 84–93
В стиле византийского искусства уже раннего времени намечаются две главные тенденции: создание образа с помощью старых классических средств путём небольшого их видоизменения и замена классического художественного языка языком более строгим и от античности далеким. Обе они проявились уже в VI–VII веках. В искусстве VI века строгий вариант образа и стиля был более распространен, чем классический. Такой стиль представляет собой особый вариант столичного искусства, которое продолжало существовать и в VII веке, хотя уже не являлось доминирующим. Другая тенденция – близость классике – особенно характерна для произведений VII века. Преданность классическим традициям навсегда останется в византийском искусстве главной базовой ценностью, равно как и стремление придать образу как можно большую одухотворённость. Иногда достигалось равновесие этих установок, однако обычно какая-то из них преобладала. При этом никогда византийское искусство не теряло своей классической основы, как и главной своей составляющей – печати присутствия в своих образах Духа Святого.
Ключевые слова: византийское искусство, мозаики, фрески, классическое, аскетическое.